Файл: Выбор стиля руководства в организации (Функции управления в организации и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис 1.5. Стили управления организацией

Авторитарный стиль руководства. В его основе – значительная власть руководителя, которая создает возможности для навязывания своей воли исполнителям.

Либеральный руководитель предоставляет подчиненным полную свободу в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Для либерального руководства характерно минимальное участие менеджера в руководстве: группа имеет полную свободу принимать собственные решения.[7,c.19]

Демократический стиль характеризуется такими чертами как – объективность управленческих решений, взаимосвязь с высшими и низшими уровнями управления и коллективностью принимаемых решений.

Рассматривая классические теории (К. Левина, Ф. Фидлера, Р. Блейка и Дж. Мутона, Р. Хауса и Т. Митчела, П. Херси и К. Бланшара, Д. Мисуми, А.Л. Журавлёва, Б.Б. Косова, Н.В. Ревенко, А.А. Русалиновой и др.) в аспекте ресурсов управления, можно выделять основные параметры и диапазоны оптимального функционирования разных стилей. Возможные дополнительные ресурсы управления персоналом могут находиться за «границами пространства» функционирования типовых стилей. Расхождения авторитетных учёных в отношении основных характеристик стиля (человек способен гибко менять свой стиль или не способен; стиль эволюционирует или инвариантен и т. п.) могут объясняться в новом ключе — как возможности произвольного использования субъектом разных ресурсов, а условия порождения разных ресурсов следует рассматривать как системные эффекты. [8,c.22]

Решетка управления – двухразмерный подход к оценке эффективности руководства: вертикальная ось сетки представляет «заботу о людях», а горизонтальная – «заботу о производстве». В зависимости от того, какое значение придают менеджеры заботе о производстве и/или о людях, стили их руководства можно определить следующим образом (рис. 1.6.).

Рис 1.6.«Решетка менеджмента»

Идея Р. Блейка и Дж. Моутон – любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком.

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально – психологические методы менеджмента.

Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, так как информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и правдивой.[9,c.12]


Обстоятельно детализированные концепции стиля Н.В. Ревенко, А.А. Русалиновой, Б.Б. Коссова отражают характерное понимание стилей в ХХ в. как дуальность, оппозицию, раздельность, дискретность локализации средств (следовательно, и ресурсов) управления коллективом в некотором потенциально едином пространстве взаимодействия субъектов. Обращение к новым методологическим подходам способно изменить формулировку задач и, вероятно, выявление новых ресурсов управления персоналом.

Согласно представленным в литературе стилям руководства, всегда актуализирована какая-либо одна часть ресурсов социальной среды, другие же её части игнорируются, недооцениваются, в лучшем случае находятся в резерве, но чаще руководители без них «благополучно» обходятся, сравнительно успешно решая свои профессиональные задачи.

Можно предполагать, что подобные стилевые возможности и ограничения не являются фатальными, жестко определяемыми индивидуальными особенностями руководителя, особенностями социальной среды (окружения), а представляют собой лишь исторически не используемые и не интегрированные в более эффективную деятельность ресурсы.

Возможные дополнительные ресурсы управления персоналом могут находиться за «границами пространства» функционирования типовых стилей. Расхождения авторитетных учёных в отношении основных характеристик стиля (человек способен гибко менять свой стиль или не способен; стиль эволюционирует или инвариантен и т. п.) могут объясняться в новом ключе — как возможности произвольного использования субъектом разных ресурсов, а условия порождения разных ресурсов следует рассматривать как системные эффекты. [8,c.22]

Коучинг является смесью психоанализа и бизнеса. Данный вид управленческой деятельности появился всего несколько лет назад. Важно отметить, что эта система управления бизнесом стремительно набирает обороты.

В данном случае, бизнес-тренер не дает прямых указаний и редко вникает в проблемы коллектива. Такие консультации базируются на том, что сотрудник, описывающий собственную проблему, самостоятельно находит верные варианты решения. На сегодняшний день этот стиль считается одним из перспективных направлений.

Рассмотрев основные стили управления руководителя необходимо упомянуть о теории Дугласа Мак-Грегора. Этот американский психолог в начале шестидесятых годов выдвинул две теории, посвященные мотивации тружеников и управленческой деятельности.

Одномерная методика построена на то, что в мыслях руководства все труженики компании пытаются отстраниться от своих обязательств из-за своей лени. Для того чтобы побудить их к выполнению рабочих функций, приходится использовать различные методы поощрения. Такое поведение работников вынуждает администрацию тщательно контролировать коллектив. Лица, занимающие руководящие должности, редко доверяют своим труженикам. Атмосфера недоверия негативно воздействует на эффективность работы команды. Одномерный стиль руководства имеет высокую схожесть с авторитарным стилем. [9,c.12]


Многомерный стиль. Лица, использующие эту модель поведения, считают, что каждый работник имеет внутренний стимул к повышению своих трудовых результатов. Такие начальники полностью доверяют персоналу, считая, что последние получают удовлетворение от выполняемых заданий. Данная теория предполагает, что предоставление свободы действий и отсутствие жестких правил значительно увеличивает продуктивность работы.

Ренсис Лайкерт – американский специалист в области психологии, разработавший собственную систему принципов управленческого поведения. Согласно этой теории, все люди, занимающие управленческие должности, подразделяются на две отдельных группы. Представители первой группы ориентируются на решении производственных задач. Лица, относящиеся ко второй группе, ставят на первое место взаимоотношения в коллективе.

По мнению ученого, прибыльность компании зависит от уровня производительности и динамики правоотношений в коллективе. Этот означает, что добиться высокого результата можно лишь при грамотном использовании рабочей силы. Грамотный руководитель должен знать все минусы и плюсы каждого работника. Такой подход позволяет разделить весь коллектив на несколько отдельных групп, каждая из которых будет демонстрировать высокую эффективность.

Появившееся во второй половине ХХ в. понятие «человеческие ресурсы», предполагающее расширяющиеся возможности отдельных людей, отдельных работников в их индивидуальной и совместной деятельности, наиболее продуктивно может проявляться именно в деятельности руководителей подразделений и компаний как лиц, имеющих наибольшие возможности в организации индивидуальной и совместной деятельности людей.

Обобщая литературный материл, можно сформулировать следующие выводы.

1. В разных научных концепциях стиля руководства относительно полно отражаются и рассматриваются разные грани управления как деятельности: цикличность, динамичность, многовариативность средств и пр., но при этом часто констатируется заданность и ограниченность ресурсов, используемых в разных ситуациях во взаимодействиях людей.

2. Различия стилей и индивидуальности руководителей потенциально выступают как возможности привлечения новых ресурсов (среды, окружения), как усиление профессионального потенциала субъектов, как расширение границ их личности. Такое понимание открывает новые перспективы в изучении и интерпретации стилей руководства.[10,c.14]

Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с изучением понятия организации и ее признаками, исследованы функции управления в организации и их особенности, а также рассмотрены стили управления и лидерства в организации и их виды.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЭКСПРЕССБАЙКАЛ»

2.1. Характеристика предприятия ООО «Трансэкспрессбайкал»

Транспортная компания ООО «Трансэкспрессбайкал» эффективно функционирует в Республике Бурятия, является одним из лидеров транспортных поставок в регионе. Основные операции, осуществляемые компанией:

1.прием и хранение товаров на складе временного хранения и таможенном складе, палетирование грузов;

2.хранение товаров, требующих соблюдения температурного режима; (холодильная камера);

3.выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

5.Оказание транспортных услуг;[11,c.15]

6.Консультирование в области таможенного дела и тд.

Рассмотрим динамику финансовых показателей предприятия ООО «Трансэкспрессбайкал» и отобразим их графически.

Начнем исследование деятельности ООО «Трансэкспрессбайкал» с изучения динамики показателей выручки, товарооборота, прибыли и себестоимости продукции. Схематично, данные показатели отобразим в таблице 1.

Таблица 1.Основные показатели деятельности ООО «Трансэкспрессбайкал» за 2011-2017 г ( в тыс.руб)

2011 год

2013 год

2015 год

2017 год

Выручка

1 866

1 900

2 195

2 210

Прибыль

-2.8

- 1.7

+0.9

+2.4

Как можно заметить из данной таблицы, выручка предприятия ООО «Трансэкспрессбайкал» с каждым годом увеличивается, аналогично увеличивается и товарооборот предприятия. За последние годы наблюдается положительное сальдо прибыли.

Рис 2.1 .Динамика выручки и товарооборота ООО «Трансэкспрессбайкал» за 2011-2017 гг ( в тыс. руб)

Рассмотрим динамику структуры активов предприятия ООО «Трансэкспрессбайкал» за 2011 -2017 годы в тыс. руб

2011 год

2013 год

2015 год

2017 год

Запасы (собст.капитал)

156 209

159 179

163 075

156 962

Дебиторская задолженность

52 806

63 879

81 129

9 3969


Таблица 2 Динамика структуры активов ООО «ТС Логистика» за 2009 -2015 годы в тыс. руб

Аналогично с таблицей 1 отобразим все имеющиеся показатели в таблице 2 графически на рисунке 2.2.

Рис 2.2 Динамика структуры активов ООО «Трансэкспрессбайкал» за 2011 -2017 годы в тыс. руб

В качестве положительного фактора следует отметить сокращение объемов запасов и незавершенного производства предприятия. Учитывая увеличение выручки от реализации, это может свидетельствовать об активизации деятельности предприятия по реализации своей продукции.

Рассмотрим более подробно внешнюю и внутреннюю среду компании ООО «Трансэкспрессбайкал»

Внешняя среда предприятия представляет собой основные условия и факторы, возникающие независимо от деятельности компании, но при этом оказывающие существенное влияние на эффективность его функционирования. Все факторы внешней среды можно условно подразделить на две группы:

1.Факторы прямого воздействия

2.Факторы косвенного воздействия

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. К важнейшим факторам косвенного воздействия относятся:  политические факторы, экономические факторы и тд. Схематично, все факторы внешней среды можно отобразить на рисунке 2.3.

Рис 2.3. Факторы внешней среды организации ООО «Трансэкспрессбайкал»

Если же непосредственно говорить о конкурентах компании ООО «Трансэкспрессбайкал». На рынке, то ими являются крупные и мелкие торговые склады в городе Екатеринбурге и во всем Уральском регионе в целом.[12,c.21]

К внутренней среде компании ООО «Трансэкспрессбайкал» можно отнести основные технические и организационные условия работы предприятия, которые и являются по своей сути результатом управленческих решений.

Основной целью анализа внутренней среды организации ООО «Трансэкспрессбайкал» можно назвать выявление сильных и слабых сторон компании для того, чтобы сделать компанию более сильной и адаптировать ее к изменяющимся условиям рынка. Как правило, анализ внутренней среды компании сводится к разработке SWOT-анализа.