Файл: Выбор стиля руководства в организации (Функции управления в организации и их особенности).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятия организации и ее признаки
1.2. Функции управления в организации и их особенности
1.3. Стили управления и лидерства в организации и их виды
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРАНСЭКСПРЕССБАЙКАЛ»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Трансэкспрессбайкал»
2.2. Анализ особенностей стиля руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал»
2.3. Проблемы руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал» и пути их преодоления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Вопросы, связанные с изучением стилей управления в современных организациях являются предметом споров и дискуссий многих ученых-экономистов. Именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.
Управление организацией представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса. Применение структурного или процессного подхода предопределяет вычленение в составе управления различных функций. Использование процессного подхода к анализу системы управления позволило выделить и содержательно охарактеризовать пять его базовых функций: прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Стилевое управление существовало еще на заре цивилизации, но современный менеджмент родился с появлением социальной экономики. Социальная экономическая наука анализирует возникновение потребностей, состав и структуру потребительских запросов и потребления, исследует рациональные потребности людей и их групп, регионов и общества в целом. Один из принципов современного корпоративного управления заключается в том, что человек работает не только ради удовлетворения своих финансовых потребностей, но и с целью личностного развития, всестороннего проявления своих способностей.
В современных условиях нефинансовые показатели стали наиболее важным фактором, определяющим направленность трудовой деятельности. Современные теории управления возникли после 1950-х годов. Начиная с 1960-х годов теория управления стала сосредоточиться на человеческих отношениях, особенно на существующие взаимосвязи между моральным духом и производительностью труда. Теории управления фокусируются на всех факторах, влияющих на мотивацию работников и реализацию личностных и общественных интересов
Объектом исследования в работе является стиль руководства организацией. Предметом исследования – изучение особенностей стилей руководства организацией. Целью работы является исследование стиля руководства организации на примере ООО «Трансэкспрессбайкал»
Задачи работы:
1.Изучить понятия организации и ее признаки
2.Исследовать функции управления в организации и их особенности
3.Рассмотреть стили управления и лидерства в организации и их виды
4.Выяснить особенности стиля руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал»
Исследовать проблемы руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал» и пути их преодоления
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов.
Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятия организации и ее признаки
Ученые в области менеджмента, зачастую занимались и продолжают изучать природу и специфику организаций. По мнению большинства ученых, любая организация вне зависимости от направления финансово-хозяйственной деятельности представляет собой взаимосвязанный механизм функционирующих между собой элементов. [1,c.12]
Важнейшим звеном в данном механизме выступает человеческий ресурс, т.е. люди. Именно от их деятельности зависит конечный результат всего финансово-хозяйственного процесса внутри организации.
Организация представляет собой группу людей, которые выполняя определенный перечень функций достигают конечной цели. Все цели в деятельности организации условно подразделяют на две группы, которые в общем виде отображены на рисунке 1.1.
Цели организации
Рисунок 1.1.Цели организации
Как можно заметить из данных рисунка 1., все цели в организации подразделяют на две большие группы:
1.По отношению к самой организации выделяют:
А) Внешние
Б) Внутренние
По глобальности и срокам действия:
А) Стратегические
Б) Тактические
В) Оперативные
Помимо целей, принято выделять и характерные признаки организации, которые графически отображены в таблице 1
Таблица 1 Признаки организации
Признак |
Характеристика |
Обособленность |
1.Замкнутость внутренних процессов 2.Наличие границ |
Внутренний центр |
Координация деятельности участников |
Саморегулирование деятельности |
1.Принятие самостоятельных решений 2.Творческое преломление внешних команд |
Цель |
Объединение участников |
Организационная культура |
Совокупность норм, традиций определяющих поведение |
.
Как можно заметить из таблицы 1., организация характеризуется наличием следующих основных признаков:
1.Обособленность[2,c.12]
2.Внутренний центр
3.Саморегулирование деятельности
4.Цель
5.Организационная культура
Как уже говорилось раннее, важнейшим элементом в деятельности любой организации составляет кадровый состав организации. От того, насколько он грамотно подобран, слаженно действует зависит эффективность деятельности всей организации.
1.2. Функции управления в организации и их особенности
Основоположником функций менеджмента современных организаций принято считать А. Файоля. Именно он в своих научно-практических трудах предложил основные принципы управления, которые в общем виде отображены на рисунке 1.2.
Как можно заметить из рисунка 1.2., всего А. Файоль выделил 14 принципов управления, среди которых основными можно назвать:
1.Стабильность[3,c.14]
2.Единство
3.Порядок и т.д.
Рисунок 1.2 Принципы управления по А. Файолю
Впоследствии, данные принципы управления были переработаны и из них были выделены ключевые моменты управления, которые были названы как «функции управления»
К основным функциям управления принято относить:
1.Прогнозирование
2.Мотивация
3.Координация
4.Контроль
5.Организация.
Схематично структура функций управления отображена на рисунке 5
Рисунок 1.3. Функции управления организацией
Рассмотрим подробнее каждую из этих функций и выясним, что она в себя включает.
1. Прогнозировние. Данная функция организации является обобщенным процессом возможных сценариев развития организации на основе уже имеющего опыта деятельности той или иной компании. [4,c.15]
Для того, чтобы прогнозирование считалось успешным, необходимо рационально подходить к исследованию имеющихся статистических данных и грамотно строить прогнозы. Если сделанный прогноз в ближайшей перспективе себя полностью оправдывает, то можно говорить об эффективно деятельности экспертно-аналитических групп на предприятии.
Планирование в управлении организации как социально-экономической системы и коллектива (человеческих ресурсов), действия которого сознательно координируются для достижения общей для всех цели или целей по определению программы и способов её выполнения. Схематично, основное значение планирования, как функции управления можно отобразить на рисунке 6.
Рисунок 1.4. Характеристика функции планирования
Как можно заметить из данных рисунка 1.4, в организации выделяют несколько видов планирования исходя из:[5,c.16]
1.Степени полноты и достоверности
2.Степени ясности и однозначности планов
3.Степени непрерывности
Если же говорить об организации, как о функции менеджмента, то можно сказать о том, что она предполагает создание конкретной структуры по обеспечению выполнения планов и достижения цели.
Важнейшей функцией управления в современных организациях выступает функция мотивации. Для того, что сотрудники в организации выполняли свои должностные и функциональные обязанности качественно, их необходимо мотивировать и стимулировать. От того, насколько эффективен будет механизм мотивации зависит весь процесс деятельности внутри организации.
Чем выше будет уровень мотивации сотрудников на выполнение задания, тем качественнее будет выполнена работа. В качестве методик мотивации применяют денежные и неденежные направления.
Контроль в управлении часто подменяют понятием контроллинг. Контроль в управлении организацией имеет наряду со всеми вышеназванными функциями менеджмента важное значение.
Весь процесс деятельности в организации необходимо отслеживать и контролировать. В противном случае может нарушиться его целостность и сбиться эффективность.
1.3. Стили управления и лидерства в организации и их виды
Важным компонентом руководства организациями является лидерство, т.е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматическое лидерство. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.
К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований. В их числе:
1) концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);
2) полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);
3) аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);
4) настойчивость и методичность в достижении цели;
В отношении государственного и муниципального управления осуществляется также общественный контроль со стороны населения, общественны объединений, граждан. Он имеет другие формы и не входит в понятие менеджмента. [5,c.16]
5) итеративность (способность быстро реагировать на события);
6) умение понятно изложить и передать свои идеи;
7) коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);
8) определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам. Вместе с тем существуют определенные ограничения для занятия должности руководителя.
Это:
1) неспособность определять цели;
2) недостатки личного развития (в частности, неспособность к обучению);
3) неспособность принимать решения;
4) неумение владеть собой;
5) неумение формировать коллектив;
6) неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;
7) неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.
Стиль — это совокупность конкретных способов взаимодействия руководителя и подчиненных. Эти способы зависят от характера организации (в отделении милиции стиль руководства иной, чем в научно-исследовательском институте), уровня культуры, сложившейся ситуации, привходящих факторов.
Содержательные аспекты управления, руководства и лидерства достаточно подробно отражены в научной литературе. В аспекте поиска возможных ресурсов управления персоналом можно выделить следующее. В отечественной психологии, вслед за Б.Д. Парыгиным, разделяют руководство (исполнение административных функций) и лидерство (упорядочивание отношений людей в неформальных объединениях). Констатируется, что на формальное, легитимное управление, т. е. руководство, приходится лишь 50–60 % возможной власти. [6,c.17]
Следовательно, недостающие ресурсы управления порождаются, существуют и могут использоваться в «параллельных» средах организации, в её неформальных структурах, а вопрос о связях социальных ролей управленца (руководитель должен быть лидером или нет) трансформируется в вопрос о возможности интеграции ресурсов формальной и неформальной структур организации.
На сегодняшний день, принято выделять несколько стилей управления организацией. Схематично отобразим их на рисунке 1.5.