Файл: Выбор стиля руководства в организации (Функции управления в организации и их особенности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Вопросы, связанные с изучением стилей управления в современных организациях являются предметом споров и дискуссий многих ученых-экономистов. Именно поэтому, тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у окружающих.

Управление организацией представляет собой многоаспектное общественное явление. В зависимости от целей исследовательской или практической деятельности оно может быть представлено в виде определенной статичной структурной композиции или процесса. Применение структурного или процессного подхода предопределяет вычленение в составе управления различных функций. Использование процессного подхода к анализу системы управления позволило выделить и содержательно охарактеризовать пять его базовых функций: прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Стилевое управление существовало еще на заре цивилизации, но современный менеджмент родился с появлением социальной экономики. Социальная экономическая наука анализирует возникновение потребностей, состав и структуру потребительских запросов и потребления, исследует рациональные потребности людей и их групп, регионов и общества в целом. Один из принципов современного корпоративного управления заключается в том, что человек работает не только ради удовлетворения своих финансовых потребностей, но и с целью личностного развития, всестороннего проявления своих способностей.

В современных условиях нефинансовые показатели стали наиболее важным фактором, определяющим направленность трудовой деятельности. Современные теории управления возникли после 1950-х годов. Начиная с 1960-х годов теория управления стала сосредоточиться на человеческих отношениях, особенно на существующие взаимосвязи между моральным духом и производительностью труда. Теории управления фокусируются на всех факторах, влияющих на мотивацию работников и реализацию личностных и общественных интересов

Объектом исследования в работе является стиль руководства организацией. Предметом исследования – изучение особенностей стилей руководства организацией. Целью работы является исследование стиля руководства организации на примере ООО «Трансэкспрессбайкал»

Задачи работы:

1.Изучить понятия организации и ее признаки

2.Исследовать функции управления в организации и их особенности

3.Рассмотреть стили управления и лидерства в организации и их виды

4.Выяснить особенности стиля руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал»


Исследовать проблемы руководства организацией ООО «Трансэкспрессбайкал» и пути их преодоления

В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.

Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов.

Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1.1. Понятия организации и ее признаки

Ученые в области менеджмента, зачастую занимались и продолжают изучать природу и специфику организаций. По мнению большинства ученых, любая организация вне зависимости от направления финансово-хозяйственной деятельности представляет собой взаимосвязанный механизм функционирующих между собой элементов. [1,c.12]

Важнейшим звеном в данном механизме выступает человеческий ресурс, т.е. люди. Именно от их деятельности зависит конечный результат всего финансово-хозяйственного процесса внутри организации.

Организация представляет собой группу людей, которые выполняя определенный перечень функций достигают конечной цели. Все цели в деятельности организации условно подразделяют на две группы, которые в общем виде отображены на рисунке 1.1.

Цели организации

Рисунок 1.1.Цели организации

Как можно заметить из данных рисунка 1., все цели в организации подразделяют на две большие группы:

1.По отношению к самой организации выделяют:

А) Внешние

Б) Внутренние

По глобальности и срокам действия:

А) Стратегические

Б) Тактические

В) Оперативные

Помимо целей, принято выделять и характерные признаки организации, которые графически отображены в таблице 1

Таблица 1 Признаки организации

Признак

Характеристика

Обособленность

1.Замкнутость внутренних процессов

2.Наличие границ

Внутренний центр

Координация деятельности участников

Саморегулирование деятельности

1.Принятие самостоятельных решений

2.Творческое преломление внешних команд

Цель

Объединение участников

Организационная культура

Совокупность норм, традиций определяющих поведение


.

Как можно заметить из таблицы 1., организация характеризуется наличием следующих основных признаков:

1.Обособленность[2,c.12]

2.Внутренний центр

3.Саморегулирование деятельности

4.Цель

5.Организационная культура

Как уже говорилось раннее, важнейшим элементом в деятельности любой организации составляет кадровый состав организации. От того, насколько он грамотно подобран, слаженно действует зависит эффективность деятельности всей организации.

1.2. Функции управления в организации и их особенности

Основоположником функций менеджмента современных организаций принято считать А. Файоля. Именно он в своих научно-практических трудах предложил основные принципы управления, которые в общем виде отображены на рисунке 1.2.

Как можно заметить из рисунка 1.2., всего А. Файоль выделил 14 принципов управления, среди которых основными можно назвать:

1.Стабильность[3,c.14]

2.Единство

3.Порядок и т.д.

Рисунок 1.2 Принципы управления по А. Файолю

Впоследствии, данные принципы управления были переработаны и из них были выделены ключевые моменты управления, которые были названы как «функции управления»

К основным функциям управления принято относить:

1.Прогнозирование

2.Мотивация

3.Координация

4.Контроль

5.Организация.

Схематично структура функций управления отображена на рисунке 5

Рисунок 1.3. Функции управления организацией

Рассмотрим подробнее каждую из этих функций и выясним, что она в себя включает.

1. Прогнозировние. Данная функция организации является обобщенным процессом возможных сценариев развития организации на основе уже имеющего опыта деятельности той или иной компании. [4,c.15]

Для того, чтобы прогнозирование считалось успешным, необходимо рационально подходить к исследованию имеющихся статистических данных и грамотно строить прогнозы. Если сделанный прогноз в ближайшей перспективе себя полностью оправдывает, то можно говорить об эффективно деятельности экспертно-аналитических групп на предприятии.

Планирование в управлении организации как социально-экономической системы и коллектива (человеческих ресурсов), действия которого сознательно координируются для достижения общей для всех цели или целей по определению программы и способов её выполнения. Схематично, основное значение планирования, как функции управления можно отобразить на рисунке 6.


Рисунок 1.4. Характеристика функции планирования

Как можно заметить из данных рисунка 1.4, в организации выделяют несколько видов планирования исходя из:[5,c.16]

1.Степени полноты и достоверности

2.Степени ясности и однозначности планов

3.Степени непрерывности

Если же говорить об организации, как о функции менеджмента, то можно сказать о том, что она предполагает создание конкретной структуры по обеспечению выполнения планов и достижения цели.

Важнейшей функцией управления в современных организациях выступает функция мотивации. Для того, что сотрудники в организации выполняли свои должностные и функциональные обязанности качественно, их необходимо мотивировать и стимулировать. От того, насколько эффективен будет механизм мотивации зависит весь процесс деятельности внутри организации.

Чем выше будет уровень мотивации сотрудников на выполнение задания, тем качественнее будет выполнена работа. В качестве методик мотивации применяют денежные и неденежные направления.

Контроль в управлении часто подменяют понятием контроллинг. Контроль в управлении организацией имеет наряду со всеми вышеназванными функциями менеджмента важное значение.

Весь процесс деятельности в организации необходимо отслеживать и контролировать. В противном случае может нарушиться его целостность и сбиться эффективность.

1.3. Стили управления и лидерства в организации и их виды

Важным компонентом руководства организациями является лидерство, т.е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматическое лидерство. Задача руководителя — стать не формальным, а подлинным лидером. Наиболее удачное сочетание: руководитель одновременно и лидер, и хороший управляющий.

К руководителю предъявляется ряд профессиональных требований. В их числе:

1) концептуальность (он должен хорошо знать деятельность своего подразделения в целом, обладать навыками стратегического планирования);

2) полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоящих органов, смежных организаций, а также уровень профессионализма и деловые качества своих сотрудников);


3) аналитичность (способность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);

4) настойчивость и методичность в достижении цели;

В отношении государственного и муниципального управления осуществляется также общественный контроль со стороны населения, общественны объединений, граждан. Он имеет другие формы и не входит в понятие менеджмента. [5,c.16]

5) итеративность (способность быстро реагировать на события);

6) умение понятно изложить и передать свои идеи;

7) коммуникабельность (умение правильно строить отношения внутри организации и за ее пределами);

8) определенный уровень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам. Вместе с тем существуют определенные ограничения для занятия должности руководителя.

Это:

1) неспособность определять цели;

2) недостатки личного развития (в частности, неспособность к обучению);

3) неспособность принимать решения;

4) неумение владеть собой;

5) неумение формировать коллектив;

6) неумение влиять на людей и вовлекать их в работу;

7) неумение прислушиваться к мнению коллег и подчиненных и др.

Стиль — это совокупность конкретных способов взаимодействия руководителя и подчиненных. Эти способы зависят от характера организации (в отделении милиции стиль руководства иной, чем в научно-исследовательском институте), уровня культуры, сложившейся ситуации, привходящих факторов.

Содержательные аспекты управления, руководства и лидерства достаточно подробно отражены в научной литературе. В аспекте поиска возможных ресурсов управления персоналом можно выделить следующее. В отечественной психологии, вслед за Б.Д. Парыгиным, разделяют руководство (исполнение административных функций) и лидерство (упорядочивание отношений людей в неформальных объединениях). Констатируется, что на формальное, легитимное управление, т. е. руководство, приходится лишь 50–60 % возможной власти. [6,c.17]

Следовательно, недостающие ресурсы управления порождаются, существуют и могут использоваться в «параллельных» средах организации, в её неформальных структурах, а вопрос о связях социальных ролей управленца (руководитель должен быть лидером или нет)  трансформируется в вопрос о возможности интеграции ресурсов формальной и неформальной структур организации.

На сегодняшний день, принято выделять несколько стилей управления организацией. Схематично отобразим их на рисунке 1.5.