Файл: Информационная инфраструктура в системе управления регионом (подробно).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
1.1 Цели и задачи управления регионом.
1.2 Социальные технологии и социальное управление в современных условиях.
1.3 Управления регионом в условиях информатизации.
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
2.2 Информационная система «Развитие региона. Управление целевыми программами.
2.3 Преимущества информационной системы управления регионом.
Глава 3 ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Цели внедрения информационной системы управления регионом в Кемеровской области
Введение
В век информационных технологий и автоматизации все актуальней становится активное включение России в информационное пространство. Информация в управлении играет огромную роль. В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих не основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.
Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. информационном обеспечении. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения. Происходит становление нового, информационного общества. Новые технологии меняют не только способы производства продуктов и услуг, но и создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. В информационном обществе сокращаются расстояния, происходит глобализация, создаются беспрецедентные возможности для развития регионов. Возрастающая значимость информационно-коммуникационных технологий в развитии основных сфер жизнедеятельности современного общества и государственного управления.
Современные представления о модернизации государственного управления включают в первую очередь концепцию «электронного правительства» на всех уровнях власти: федеральной, региональной и муниципальной. В настоящее время развитие информационной инфраструктуры - ключевой параметр региональной экономики.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
1.1 Цели и задачи управления регионом.
Управление – это важнейшая функция государства. Значение управленческой подсистемы в организациях разного уровня (от общества до отдельного коллектива) возрастает в периоды социальной реформации, когда меняется тип социальной организации, организационная культура и когда, следовательно, возникает потребность в качественно новом управлении. На современном этапе развития общества это потребность выражается в получении качественных государственных услуг, в налаживании обратной связи между государством и обществом и т.д. Для этого необходимо повысить уровень развития информационных технологий в России.
Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:
Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.
Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это — категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.
В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.
В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей — участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое решение. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда — властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.
1.2 Социальные технологии и социальное управление в современных условиях.
В условиях проводимой административной реформы на региональном уровне реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы управления на основе информатизации, зачастую сводится к выполнению соответствующих федеральных целевых программ и технической автоматизации, а исследование степени ее развития ограничивается, как правило, анализом развития средств связи. Внедрение информационных систем для улучшения тех или иных элементов системы управления требует проведения комплексной модернизации системы управления.
Система управления в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функционирования по обеспечению предназначения организации и достижению поставленных целей.
Управляемая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Производственный процесс следует понимать широко, включая процессы производства продуктов и изделий, сооружений, а также процессы осуществления образовательных, финансовых, научно-исследовательских и прочих услуг.
1.3 Управления регионом в условиях информатизации.
Система управления регионом представляет собой множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и реализующих процесс регионального управления для достижения поставленных целей.
Она представляет собой мезоуровень, т. е. является средним звеном между макро- и микроуровнем, поэтому обладает определенными особенностями: является подсистемой народного хозяйства государства, поэтому ее нельзя рассматривать изолированно. В ней действуют три взаимосвязанных подсистемы:
- государственная, подсистема муниципальных образований;
- юридических лиц;
-физических лиц;
В отличие от систем управления предприятием (микроуровень) она не может быть ликвидирована. Особенностью ее функционирования в неблагоприятных условиях является невозможность расширенного воспроизводства экономических, демографических и природных процессов.
Традиционно в системе управления регионом выделяют четыре основных составляющих. Это механизм управления (цели, функции, принципы и методы, которые характеризуют фундаментальные основы системы управления);
Структура системы управления — это управляющая система в статике, характеризующая строение системы управления, расположение и соотношение входящих в нее органов и звеньев управления;
Процессы управления — логическая последовательность управленческих действий, сочетающихся и взаимодействующих между собой операций, этапов, стадий и процедур и предоставляющих единство действий работников аппарата управления, которые основаны на процессе разделения труда и определенной технологии; совершенствование управления — улучшение, рационализация с учетом конкретных условий функционирования.
В условиях модернизации национальной экономики к системам управления регионом предъявляются новые требования, трансформируются общие подходы к их развитию. С формированием экономики знаний в системе общественного производства возникают новые процессы: развитие нематериальной сферы и нематериальной деятельности; производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная сеть.
Условия хозяйствования заставляют совершенствовать региональные системы управления, адаптируя старые элементы и формируя новые. Одними из них выступают «электронное правительство», «электронные общественные приемные», «многофункциональные центры». Это связано с решением правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эти требования к системам управления ведут к изменениям в организационной структуре и механизме управления.
Новые компоненты выполняют функции аккумулирования, хранения, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений; создания условий для оперативного получения необходимой информации хозяйственными субъектами; ускорения социально экономических процессов за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий и средств связи; уменьшения информационной неопределенности за счет получения необходимой дополнительной информации из официальных источников; координации субъектов управления, т. е. проявление самостоятельности субъектами управления, в рамках создаваемого информационного пространства.
Таким образом, трансформация систем управления регионом должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с информационной составляющей, что позволит эффективнее реализовывать функции управления: анализ, мониторинг, сопровождение, планирование и прогнозирование, а также консалтинг экономического роста региона и многие другие управленческие функции. Определить, насколько эффективно выполняются перечисленные функции управления, позволяет оценка деятельности органов исполнительной власти. Она необходима органам власти и обществу для повышения системности, обоснованности управленческих решений и повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
2.1 Территориальная информационная система. Механизм повышения качества государственного и муниципального управления.
В период информатизации, общество стремится автоматизировать производственные процессы. Автоматизация позволяет ускорить процесс производства, а также некоторые процессы управления.
Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационные системы управления позволяют:
• повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
• обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
• добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;
• согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
• за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
• уровень в системе государственного управления;
• область функционирования экономического объекта;
• виды процессов управления;
• степень автоматизации информационных процессов.