Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения, управляемая инфляция, внешнеэкономическое равновесие являются целями экономической политики любого государства. Это предполагает государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических), среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.

Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые. Так, расширяя объем государственных капитальных вложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту производства, увеличению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры. Финансируя развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, телерадиокоммуникации), государство создает более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности. Это способствует снижению издержек производства, росту накопления капитала в государственном и частном секторах.

В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Межтерриториальное распределение финансовых ресурсов способствует преодолению отсталости отдельных регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, совершенствованию отраслевой структуры народного хозяйства.

Цель данной курсовой работы состоит в определении финансов, как инструмента регулирования экономики страны и межгосударственных отношений.

В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- рассмотреть роль финансов в рыночной экономике;

- рассмотреть финансовые инструменты;

- проанализировать финансовый рынок и его сегменты.

Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.


Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Определение сущности финансов и их функции. Методы управления финансами

1.1 Понятие финансов и финансовой системы

Финансы (фр. Finance от лат. Financia – доход, платеж) появились в связи с возникновением и развитием государства и его потребностями в денежных ресурсах. Понятие «деньги» тесно связано с понятием «финансов». Деньги являются всеобщим эквивалентом, измеряющим затраты труда ассоциированных производителей, материальная основа существования и функционирования финансов.

«Финансы-это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы-это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.»

Финансы регулируют денежные отношения между следующими субъектами:

-предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

-предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

-государством и гражданами при внесении последних налогов и добровольных платежей;

-предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

-меду отдельными звеньями бюджетной системы;

-регулируют денежные отношения между страховыми организациями, предприятиями и населением при внесении страховых взносов и возмещении нанесенного ущерба;

Абсолютно все финансы государства объединяются в единую финансовую систему. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.


Финансовая система включает:

  1. Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных фондов;
  2. Совокупность различных государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.

Структура финансовой системы Российской Федерации состоит из:

-централизованных финансов

  • Государственные и муниципальные финансы
  • Бюджетная система
  • Бюджеты (федеральный, субъектов РФ, муниципальный, поселений)
  • Бюджеты государственных внебюджетных фондов
  • Государственный кредит
  • Государственное страхование

-децентрализованные финансы

  • Финансы некоммерческих организаций
  • Финансы коммерческих организаций
  • Финансы финансовых посредников
  • Финансы домашних хозяйств

В современной экономической науке централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне и их рассматривают как сферу государственных и муниципальных отношений. Рассмотрим данную область финансовых отношений: понятие, сущность, значимость каждого составляющего всей системы.

Государственные и муниципальные финансы-это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами-с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении задач экон6омического, политического и социального характера. Центральное место в государственных финансах занимает государственный бюджет, так как он обеспечивает выполнение общегосударственных функций, а именно предоставляет возможность содержать государственный аппарат, армию, выделяет средства на проведение социальных мероприятий.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.»

Федеральный бюджет-это фонд денежных средств Правительства РФ. Внебюджетные фонды-это денежные средства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. По своей организационной структуре данные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, а также строго целевое назначение.


Назначение внебюджетных фондов:

  • Финансируют различные социально-экономические услуги для населения;
  • Стимулируют развитие отсталых отраслей инфраструктуры;
  • Обеспечение дополнительными денежными средствами перспективные отрасли экономики;

Следующим важным звеном централизованных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями-с другой. Движение денежных средств осуществляется на условиях срочности, возвратности и платности. Государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора, а в некоторых случаях и гарантом. В качестве источника погашения государственных займов выступают бюджетные средства. Также немаловажное место в системе централизованных финансов занимает государственное страхование. Суть такого вида страхования состоит в следующем:

  1. Обеспечение социальной защиты общества
  2. Возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев

В системе децентрализованных финансов денежные средства образуются из доходов и накоплений различных предприятий, организаций и населения. Стоит заметить, что основой финансовой системы является непосредственно данный вид финансов, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства, причем ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.

1.2 Функции финансов. Финансовый механизм

Существует четыре функции финансов:

  • Распределительная
  • Контрольная
  • Регулирующая
  • Стабилизационная

Из вышеприведенных функций выделяют две основные-распределительную и контрольную, так как каждая финансовая операция включает распределение общественного продукта и национального дохода соответственно контроль за распределением средств.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и подразделяются на две группы:


-зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров;

-доходы предприятий сферы материального производства;

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано с :

1)межотраслевым и территориальным перераспределением средств, где главной целью является эффективное и рациональное использование доходов и накоплений предприятий и организаций;

2)наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

3)перераспределением доходов между различными группами населения;

Распределительная функция финансов осуществляется в соответствии с правовыми нормами.

Следующая функция финансов-контрольная. Ее суть выражается в контроле над распределением стоимости общественного продукта на разных стадиях его движения по фондам и расходованием денежных средств по целевому назначению и достижению заданного результата. В условиях рыночной экономики финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, всестороннее улучшение качества работы во всех отраслях. Контрольная функция осуществляется посредством деятельности финансовых органов: организациями государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и т.д.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы-государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процессе воспроизводства. Таким образом, государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных организаций и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики. Что касается стабилизационной функции, то она заключается в обеспечении и поддержании всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными, устойчивыми экономическими и социальными условиями.

Финансовый механизм

Финансовый механизм–составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм включает:

-Директивный финансовый механизм

Такой механизм проявляется в финансовых отношениях, в которых принимает участие государство: налоги, финансовое планирование, бюджет, государственный кредит.