Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение сущности финансов и их функции. Методы управления финансами
1.1 Понятие финансов и финансовой системы
1.2 Функции финансов. Финансовый механизм
1.3.Финансовая политика. Методы управления финансами. Финансовый контроль
2.1 Финансовые инструменты, их значение и виды
2.2 Налоговая система как финансовый инструмент, ее функции и значение. Виды налогообложения
2.3. Государственный кредит. Процесс регулирования экономики страны
3. Финансовый рынок и его сегменты
3.1 Характеристика финансового рынка и его структура
Введение
Стабильное экономическое развитие, высокий уровень занятости населения, управляемая инфляция, внешнеэкономическое равновесие являются целями экономической политики любого государства. Это предполагает государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических), среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.
Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на экономику, наиболее распространенными являются бюджетные, связанные с государственными расходами, и налоговые. Так, расширяя объем государственных капитальных вложений, государство вызывает повышение спроса на оборудование, материалы, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту производства, увеличению частных инвестиций, оживлению хозяйственной конъюнктуры. Финансируя развитие производственной инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, телерадиокоммуникации), государство создает более благоприятную среду для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности. Это способствует снижению издержек производства, росту накопления капитала в государственном и частном секторах.
В регулировании экономики принимают участие все звенья финансовой системы. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственных финансов – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.
Межтерриториальное распределение финансовых ресурсов способствует преодолению отсталости отдельных регионов, выравниванию уровней экономического и социального развития территорий, совершенствованию отраслевой структуры народного хозяйства.
Цель данной курсовой работы состоит в определении финансов, как инструмента регулирования экономики страны и межгосударственных отношений.
В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- рассмотреть роль финансов в рыночной экономике;
- рассмотреть финансовые инструменты;
- проанализировать финансовый рынок и его сегменты.
Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Определение сущности финансов и их функции. Методы управления финансами
1.1 Понятие финансов и финансовой системы
Финансы (фр. Finance от лат. Financia – доход, платеж) появились в связи с возникновением и развитием государства и его потребностями в денежных ресурсах. Понятие «деньги» тесно связано с понятием «финансов». Деньги являются всеобщим эквивалентом, измеряющим затраты труда ассоциированных производителей, материальная основа существования и функционирования финансов.
«Финансы-это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы-это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.»
Финансы регулируют денежные отношения между следующими субъектами:
-предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
-предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
-государством и гражданами при внесении последних налогов и добровольных платежей;
-предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
-меду отдельными звеньями бюджетной системы;
-регулируют денежные отношения между страховыми организациями, предприятиями и населением при внесении страховых взносов и возмещении нанесенного ущерба;
Абсолютно все финансы государства объединяются в единую финансовую систему. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Финансовая система включает:
- Совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных фондов;
- Совокупность различных государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Структура финансовой системы Российской Федерации состоит из:
-централизованных финансов
- Государственные и муниципальные финансы
- Бюджетная система
- Бюджеты (федеральный, субъектов РФ, муниципальный, поселений)
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов
- Государственный кредит
- Государственное страхование
-децентрализованные финансы
- Финансы некоммерческих организаций
- Финансы коммерческих организаций
- Финансы финансовых посредников
- Финансы домашних хозяйств
В современной экономической науке централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне и их рассматривают как сферу государственных и муниципальных отношений. Рассмотрим данную область финансовых отношений: понятие, сущность, значимость каждого составляющего всей системы.
Государственные и муниципальные финансы-это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами-с другой, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении задач экон6омического, политического и социального характера. Центральное место в государственных финансах занимает государственный бюджет, так как он обеспечивает выполнение общегосударственных функций, а именно предоставляет возможность содержать государственный аппарат, армию, выделяет средства на проведение социальных мероприятий.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.»
Федеральный бюджет-это фонд денежных средств Правительства РФ. Внебюджетные фонды-это денежные средства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. По своей организационной структуре данные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, а также строго целевое назначение.
Назначение внебюджетных фондов:
- Финансируют различные социально-экономические услуги для населения;
- Стимулируют развитие отсталых отраслей инфраструктуры;
- Обеспечение дополнительными денежными средствами перспективные отрасли экономики;
Следующим важным звеном централизованных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями-с другой. Движение денежных средств осуществляется на условиях срочности, возвратности и платности. Государство может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора, а в некоторых случаях и гарантом. В качестве источника погашения государственных займов выступают бюджетные средства. Также немаловажное место в системе централизованных финансов занимает государственное страхование. Суть такого вида страхования состоит в следующем:
- Обеспечение социальной защиты общества
- Возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев
В системе децентрализованных финансов денежные средства образуются из доходов и накоплений различных предприятий, организаций и населения. Стоит заметить, что основой финансовой системы является непосредственно данный вид финансов, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства, причем ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций.
1.2 Функции финансов. Финансовый механизм
Существует четыре функции финансов:
- Распределительная
- Контрольная
- Регулирующая
- Стабилизационная
Из вышеприведенных функций выделяют две основные-распределительную и контрольную, так как каждая финансовая операция включает распределение общественного продукта и национального дохода соответственно контроль за распределением средств.
Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и подразделяются на две группы:
-зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров;
-доходы предприятий сферы материального производства;
Дальнейшее перераспределение национального дохода связано с :
1)межотраслевым и территориальным перераспределением средств, где главной целью является эффективное и рациональное использование доходов и накоплений предприятий и организаций;
2)наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
3)перераспределением доходов между различными группами населения;
Распределительная функция финансов осуществляется в соответствии с правовыми нормами.
Следующая функция финансов-контрольная. Ее суть выражается в контроле над распределением стоимости общественного продукта на разных стадиях его движения по фондам и расходованием денежных средств по целевому назначению и достижению заданного результата. В условиях рыночной экономики финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, всестороннее улучшение качества работы во всех отраслях. Контрольная функция осуществляется посредством деятельности финансовых органов: организациями государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами и т.д.
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы-государственные расходы, налоги, государственный кредит – в процессе воспроизводства. Таким образом, государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных организаций и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики. Что касается стабилизационной функции, то она заключается в обеспечении и поддержании всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными, устойчивыми экономическими и социальными условиями.
Финансовый механизм
Финансовый механизм–составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм включает:
-Директивный финансовый механизм
Такой механизм проявляется в финансовых отношениях, в которых принимает участие государство: налоги, финансовое планирование, бюджет, государственный кредит.