Файл: Информационная инфраструктура в системе управления регионом (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным отличием современных региональных программ является акцент на механизмах их разработки и реализации. Эти механизмы плотно вписаны в структуру новых отношений государственных органов и хозяйствующих субъектов, а также в реальную структуру отношений между самими государственными органами: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Государственной Думой и др. Ранее были реализованы и другие целевые региональные программы.

Большинство из них разработано в соответствии с Типовым макетом, соответствие которому обязательно для утверждения программы и который был утвержден 17 июня 2002 года Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 1 70 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».

Нетиповых программ совсем немного и они разработаны на региональном, а не на федеральном уровне. Однако не существует единой методики оценки социально-экономического положения субъекта, критериев выбора наиболее острых проблем (поскольку программно-целевой метод предназначен не для решения текущих задач).

Анализ имеющихся программ подтверждает то, что задачи в региональных стратегиях зачастую взяты из стандартного набора, не претерпевая никаких изменений.

Анализ влияния на экономическое развитие региона наличия (отсутствия) стратегий или программ из развития, а также уровня проработанности этих документов, не позволяет сделать вывод о том, что такая взаимосвязь существует.

Несмотря на наличие законодательной базы и опыта, механизм разработки и реализации программ далек от совершенства. Среди его основных недостатков:

• несовершенства типового макета (указанные выше);

• формальное наличие программы развития;

• отсутствие регламентации долгосрочных целевых программ, требования к которым закреплены Бюджетным Кодексом России;

• отсутствие регламентации участия субъектов РФ в процессе разработки концепций и проектов федеральных целевых программ;

• невозможность контроля над действительно целевым и результативным исполнением (прежде всего, за счет отсутствия количественно выраженных параметров главной цели);

• неспособность сформировать пакет программ, адекватный реальной структуре наиболее острых региональных проблем и соответствующий реальным финансовым возможностям государства.

Можно сделать вывод о том, что программно-целевой метод как увязанное по ресурсам, исполнителями срокам осуществление комплекса разнообразных мероприятий, нацеленное на решение особо острых проблем, требующих неординарных подходов и чрезвычайной концентрации средств, в современной России не применяется.


2.3 Преимущества информационной системы управления регионом.

Главное в бизнесе - уметь грамотно им управлять. Автоматизированная информационная система дает такую возможность.

Автоматизированная информационная система - совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения, управления данными и информацией и производства вычислений. По сути это место, где у вас собрана вся информация о вашей компании, о ее ресурсах, бизнес-процессах, клиентах, сотрудниках, поставщиках, ситуации в компании.

Автоматизированная информационная система имеет много преимуществ:

• повышение качества управления за счет более оперативного и полного использования документационной информации о ходе производственного процесса, о материальных, финансовых, энергетических потоках и затратах, о запасах сырья и материалов;

• вся информация, что существует на предприятии, будет скомпонована в единую базу и представится в удобном формате, уйдет необходимость на долгий поиск нужного;

• определение и эффективное использование комплексных показателей в системах управленческого и финансового учета

Автоматизированная информационная система поможет улучшить оперативное управление. В любой момент времени можно отследить показатели нужного вам сотрудника, магазина, отдела и т.п., что позволит быстро сориентироваться в ситуации, принять меры по улучшению показателей. А если некоторые части системы открыты и сотрудникам, они сами смогут анализировать свои показатели и сравнить их с показателями других работников предприятия, это позволит им самим начать действовать и быстрее устранить недочеты.

Конечно, всегда существуют и недостатки. И самый значимый - это трудности внедрения. Внедрение - это всегда что-то новое, неизученное и непривычное, оно подразумевает за собой затраты и иногда это не малые средства, также довольно сложно установить по сути это перекройка всей раннее существующей системы, затем идет обучение персонала, что ведет к еще одним затратам и потерям доходов, так как сотрудники могут привыкнуть не сразу к новому образу ведения производства.


Глава 3 ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


3.1 Цели внедрения информационной системы управления регионом в Кемеровской области

Для решения важнейших задач социально-экономического развития региона формируется пакет программ, эффективность реализации которых может быть значительно повышена при использовании современных информационных технологий на каждом этапе.

Необходимо оснащение органов управления комплексом технических средств, позволяющих использовать преимущества современных компьютерных технологий перед традиционными способами обработки информации. Применительно к программно-целевому управлению речь идет о об организации компьютерных систем получения, обработки и хранения информации, используемой в процессе разработки целевых программ развития региона.

Для правильного определения цели, приоритетов и комплекса мер по развитию региона, необходимо владеть максимально достоверной информацией о состоянии его экономической и социальной сферы. В период реформирования экономики эта информация существенно диверсифицируется. Необходимо наличие совместимых программных продуктов, которые возможно использовать для моделирования и прокрутки различных сценариев развития региона. Уже первые результаты использования программно-целевого подхода в Кузбассе дают основание полагать, что он становиться действенным механизмом целостной системы регионального управления.

Переход на новые принципы управления должен объективно сопровождаться изменениями в функциях и структуре органов управления. Поскольку проблемный срез имеет зачастую межотраслевой характер, эффективное решение его возможно лишь при комплексной информационной поддержки и использовании отраслевых баз знаний.

В Администрации Кемеровской области с целью постоянного совершенствования структуры управления создана специальная группа, для эффективного функционирования которой в настоящее время разрабатывается комплексная автоматизированная система «ADM-Manager». Основой информационного обеспечения системы должны быть следующие тематические базы данных:

-организационно-функциональная структура органов управления;


штатные расписания органов управления;

-квалифицированные требования к основным должностям в органов управления;

-экспертные и общественные оценки эффективности управляющих структур;

-нормативно-правовые базы;

-областные правительства и агентства федеральных органов управления

Создание в Кузбассе инфраструктуры информатизации современного технического уровня началось лишь в конце восьмидесятых, однако велась эта работа без опоры на четкую программу и концептуальную базу. Переход от спонтанной информатизации органов государственного управления к регулируемому развитию этого процесса относится к 1991г., когда была разработана соответствующая программа. Однако из-за отсутствия в аппарате Администрации области специализированной структуры приступить к последовательной реализации программы не представилось возможным. Создание в 1994 г. управления по политике информатизации и информационным ресурсам ознаменовало переход к планомерной работе по информационной поддержки органов регионального управления.

Первыми шагами вновь созданного управления явились:

-разработка целевой программы информатизации, которая послужила началом этой масштабной работы и отражала принятые в администрации области приоритеты развития;

-инвентаризация всех работ по информатизации, которые ведутся в аппарате администрации и подведомственных ей структурах областного уровня;

-организация методического руководства территориальными структурами информатизации;

-обучение пользователей;

-техническое оснащение органов управления;

Целевой программой на 1994 г. предусматривались работы, включавшие создание локальной компьютерной сети областных органов управления, оснащение этих структур лицензионными программными продуктами, формирование единой региональной информационной сети органов управления области, создание системы формирования и обновления первичных баз данных государственных информационных ресурсов. В том же году были начаты работы нового качественного уровня: по переходу от локальной системы автоматизированного делопроизводства к разработке и внедрению технологии автоматизированного документооборота в сетевом режиме.

Оценивая состояние и уровень информатизации по отдельным звеньям государственного управления Кузбасса, следует выделить, прежде всего, социальную сферу области, что согласуется с принятым в области приоритетами развития. При департаменте образования еще в 1993 г. создан Областной центр информационных технологий, осуществляющий компьютеризацию управления в этой области, а также координирующий работу по созданию в образовательных учреждениях компьютерных классов.


Хорошо автоматизирована, хотя и нуждается в дополнительных инвестициях, сеть учреждений социальной защиты населения, где полностью автоматизирована работа по начислению пенсий. С 1992 г. началась работа по компьютеризации системы медицинского страхования, которую осуществляет областной центр медицинской информатики.

Ведутся значительные работы по информатизации библиотечной сети и созданию единого информационного пространства в сфере высшего образования и науки. Цель библиотечной деятельности заключается в том, чтобы максимально удовлетворить информационные потребности пользователей. При наличии ограниченных ресурсов реализовать эту цель можно лишь, осуществляя внедрение эффективных автоматизированных технологий комплектования, каталогизации, хранения и выдачи, т.е. создавая разного рода библиотечных сетей.

Существуют проблемы, сдерживающие процесс информатизации и снижающие его эффективность:

-во-первых, это инвестиции, при дефицитности региональных бюджетов, просто необходимы инвестиции из федерального бюджета, или иностранных предпринимателей;

- во-вторых, необходимость федеральной программы информатизации, и в особенности части, связанной с научными исследованиями;

- в-третьих, до сих пор не отрегулирован вопрос о централизованной закупке техники и лицензионных программных продуктов;

-в-четвертых, региональные банки данных одинаковой или близкой предметной ориентацией значительно повысят эффективность процесса информатизации.

3.2 Этапы внедрения информационной системы управления регионом в администрации Кемеровской области и ожидаемый социально-экономический эффект.

Развитие рыночных отношений и расширение международного обмена опытом и информацией стимулируют внедрение новых информационных технологий во все сферы деятельности. Важнейшим направлением информатизации России является создание информационных ресурсов и эффективных механизмов их использования. Наряду с традиционным распространением информации (проведение конференций, семинаров, выставок и т.д.) весьма перспективно использование средств компьютерных телекоммуникаций для взаимного информационного обмена и удаленного доступа к информационным ресурсам.

Частичное решение проблемы информации решает создание единого информационного пространства на основе глобальной сети Internet в Кузбассе. Наметилась устойчивая тенденция к росту числа информационных центров, которые ставят своей первоочередной задачей обеспечение предпосылок для выхода в мировое информационное пространство сети Internet.