Файл: Информационная инфраструктура в системе управления регионом (подробно).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
1.1 Цели и задачи управления регионом.
1.2 Социальные технологии и социальное управление в современных условиях.
1.3 Управления регионом в условиях информатизации.
Глава 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
2.2 Информационная система «Развитие региона. Управление целевыми программами.
2.3 Преимущества информационной системы управления регионом.
Глава 3 ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Цели внедрения информационной системы управления регионом в Кемеровской области
В соответствии с признаком классификации по уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные, территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого уровня иерархии в управлении.
ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют
во всех регионах страны.
Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными
объектами, расположенными на конкретной территории.
Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.
Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
По видам процессов управления ИС делятся на:
ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т. д.).
ИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями.
Наибольшее распространение получили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы понимаются именно в этом толковании. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами — предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач.
Интегрированные ИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции до анализа эксплуатации изделия.
Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д.
ИС научных исследований обеспечивают решение научно исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам.
Автоматизированные информационные системы — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.
Автоматические информационные системы характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции. Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения управленческих задач экономического объекта.
Основная цель автоматизированной информационной технологии — получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее обработки. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы для информационной технологии — это основная среда, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по следующим классификационным признакам (рис 1.1):
• степень централизации технологического процесса;
• тип предметной области;
• степень охвата задач управления;
• класс реализуемых технологических операций;
• тип пользовательского интерфейса;
• способ построения сети.
По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии:
Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач экономического объекта производятся в центре обработки ИТ — центральном сервере, организованной на предприятии вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно- вычислительной центре.
Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.
Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием
совместных баз данных и концентрацией всей информации системы
в автоматизированном банке данных.
Тип предметной области выделяет функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи бухгалтерского учета и аудита, банковской сферы, страховой и налоговой деятельности и др.
По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам. К данной классификационной группе относятся также организация электронного офиса как программно -аппаратного комплекса для автоматизации и решения офисных задач, а также экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и
имеющимся прикладным программным обеспечением, таким, как текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений. Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства
доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным
ресурсам.
Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.
Информационная технология является основной составляющей информационной системы организационного управления, непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной
технологии определяется следующими факторами:
• областью функционирования предприятия или организации;
• типом предприятия или организации;
• производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
• принятой моделью управления организацией или предприятием;
•новыми задачами в управлении;
• существующей информационной инфраструктурой и т. д.
Основополагающим фактором для построения информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре является область функционирования экономического объекта.
На формирование технологии обработки информации оказывает влияние тип организации. В организациях различного типа в зависимости от требований к решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации. При внедрении информационных систем организационного управления и технологий основными критериями являются также величина организации и область ее функционирования. С учетом этих критериев делается выбор программно-аппаратного обеспечения информационной технологии решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения.
2.2 Информационная система «Развитие региона. Управление целевыми программами.
Данная тема посвящена актуальной теме применения целевых программ в региональной экономике. Целевые программы стали основным инструментом бюджетирования, ориентированного на результат, реализацию приоритетных задач экономического и социального развития страны, ее регионов и муниципалитетов. Они позволяют концентрировать усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления для комплексного и системного решения проблем экономической и социальной политики, которые невозможно преодолеть в необходимые сроки на основе рыночных механизмов. Целевые программы разрабатываются по ограниченному кругу особо важных проблем в соответствии с принципами концепции социально-экономического развития государства или региона и включают комплекс мероприятий, имеющих четко определенные как по содержанию, так и по времени конечные результаты. Важное обстоятельство: сформированный комплекс мероприятий требует привлечения значительных ресурсов и взаимодействия отраслевых, территориальных, ведомственных и межгосударственных организаций.
Целевые программы ориентированы на достижение конкретных результатов в контексте повышения эффективности использования бюджетных средств, создания действенных рычагов учета и контроля заходом реализации программных мероприятий, выполнения принятых обязательств по финансированию про грамм. При этом существенно возрастает роль отчетности, мониторинга и оценки результатов реализации целевых программ, что предполагает разработку системы показателей (индикаторов), позволяющих контролировать соответствие фактически достигнутых результатов целям программы, то есть определение количественных показателей результативности.
Целевое программирование - это наиболее эффективный и распространенный инструмент управления. Оно позволяет воплощать плановое начало в рыночной экономике, укреплять государственное воздействие на социально-экономические процессы, противодействовать рыночной стихии. Но главное предназначение программно-целевого метода заключается в возможности для управляющего органа добиться значительной концентрации ресурсов именно в рамках программного решения отдельной проблемы.
В современной России программно-целевой метод управления распространяется не только и не столько на развитие территорий. Наиболее
затратными для федерального бюджета являются целевые программы «отраслевого» характера, т.е. программы, целью которых является решение проблем или достижение определенных ориентиров в том или ином аспекте социально-экономического развития, причем данные цели и ориентиры не являются территориально специфическими.
Несмотря на то, что «отраслевые» программы не направлены на развитие конкретных территорий, де факто их реализация оказывает отнюдь не выравнивающее воздействие. Это означает, что применение программно-целевого метода управления имеет территориальные последствия в отсутствие сформулированных в явном виде территориальных приоритетов. Эти последствия могут быть проиллюстрированы на примере прямых инвестиций, осуществляемых в рамках федеральных целевых программ.
Одной из наиболее значимых функций федерально целевой программы является осуществление капитальных вложений. Кроме этого, наиболее сильное влияние на региональное развитие в долгосрочной перспективе оказывает строительство различных объектов за счет федерального бюджета.
Основными характеристиками программы являются строгая целевая направленность, точная адресность, сроки реализации, обоснованные объемы ресурсов и работ, обоснование экономического и социального эффекта (конечного результата программы).
В настоящее время в практике управления встречаются следующие виды программ. Областные целевые программы - увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем социально-экономического развития. Каждое из выделенных слов в определении имеет ключевое значение и требует особого осмысления в процессе разработки программы.
Существенным недостатком выступает тот факт, что порядок разработки и реализации целевых программ в регионах сильно разнится. Так, например, инициаторами разработки программ по разным вариантам могут выступать: губернатор региона (например, Кемеровская область); глава администрации и областная дума (например, Волгоградская область); исполнительные органы государственной власти (например, Забайкальский край); исполнительные органы, а также любые юридические и физические лица (например, Кировская область); органы законодательной, исполнительной власти, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов государственной власти, общественные организации, юридические и физические лица (например, Пензенская область).
На втором этапе (отбора проблем) предложения о разработке программы с перечнем входящих в нее подпрограмм, при наличии таковых, рассматриваются уполномоченным исполнительным органом субъекта Федерации. В некоторых случаях необходимость программ согласовывается целым рядом комитетов (министерств) и комиссий. Например, в Забайкальском крае проект согласовывается с Министерством экономического развития Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края и Министерством территориального развития Забайкальского края и так далее. Как правило, в нормативных документах не регламентируются сроки согласования, что может значительно растянуть этот процесс во времени.
На третьем этапе (формирование программ, их экспертиза и утверждение) разработанный органом исполнительной власти вариант рассматривается компетентными органами. Процедура рассмотрения включает обязательный перечень критериев, среди которых наиболее часто используются: критерии выделения проблем для решения программным методом, критерии оценки содержания (обязательных разделов), критерии оценки результатов программы. При этом набор и перечень критериев значительно варьируется. Большее количество критериев характеризуется качественными признаками, не имеющими градации. Проведение экспертизы чаще всего предполагает рассмотрение программы несколькими структурными подразделениями, осуществляющими управление экономикой (экономическим развитием), территориальным развитием, управление инновациями, управление наукой, а также казначейством, а в некоторых случаях - консультативным советом.
После процедур разработки и согласования целевая программа утверждается администрацией (правительством) субъекта Федерации. На этапе управления реализацией утвержденных программ процедуры, связанные с промежуточной оценкой их выполнения, осуществляет одно или несколько структурных подразделений, отвечающих за реализацию проекта. Как правило, это комитеты по экономике, которые делают соответствующее заключение для представления результатов контроля на утверждение органу, принявшему решение о реализации проекта. Периодичность промежуточного контроля - ежеквартальная, реже - годовая. По итогам хода выполнения проекта принимается один из вариантов решения: продолжить реализацию программы; внести изменения в программу; досрочно прекратить реализацию программы; признать реализацию программы завершенной. Цель последнего этапа - проведение оценки результатов программы.