Файл: Общая характеристика основных современных правовых семей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
Введение
Категория «правовая семья» объединяет национальные правовые системы на основе общности источников права, схожих особенностях политического, социально-экономического, культурного, религиозного развития отдельных государств.
В современных условиях рассмотрение особенностей каждой правовой семьи, их сходств и различий является очень важным вопросом, решение которого необходимо для лучшего восприятия деятельности национальных правовых систем. Упомянутые выше правовые системы можно сравнить по следующим основаниям: генезис, господствующие источники права, степень кодификации и степень рецепции римского права, идеологические факторы.
Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особе значение. Континентальная правовая семья по сей день не утрачивает роли в мире.
В религиозных правовых семьях основными источниками права являлись религиозные нормы, правила поведения, обусловленные верой в сверхъестественное. Формирование таких правовых семей, прежде всего, направлено на поддержание самой веры, особого религиозного порядка в обществе. При этом, признается большая ценность права, однако, само право понимается иначе, чем в ранее рассмотренных системах в значительной степени потому, что присутствовало переплетение права и религии.
Англосаксонская правовая семья характеризуется, прежде всего, тем, что основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), а ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.
В процессе развития правовой науки сформировалось достаточное количество различных между собой взглядов на разграничение правовых семей. Однако, в курсовой работе обратим особое внимание на особенности англосаксонской, романо-германской и мусульманской систем как самых основных и наиболее часто выделяемых в юридической литературе.
Цель работы – исследование общей характеристики основных современных правовых семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие и сущность правовой семьи;
2.Рассмотреть классификацию правовых семей;
3.Охарактеризовать англосаксонскую правовую семью;
4.Исследовать романо-германскую правовую семью;
5.Представить характеристику религиозной правовой семьи.
В первой главе курсовой работы представлены понятие, сущность и классификация правовых семей. Во второй главе охарактеризованы основные правовые семьи.
Теоретической основой курсовой работы являются работы таких авторов, как Алексеев С.С., Ахрамеева О.В., Давид Р., Кулапов В.Л., Марченко М.Н., Молдоев Э.Э., Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Рябчикова Н.Н., Саидов А.Х., Серегин А.В.. Тухватуллина И.И., Цвайгерт К. и др.
1.Понятие, сущность и классификация правовых семей
1.1.Понятие и сущность правовой семьи
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.[1]
Категория «правовая семья» подразумевает под собой, прежде всего, совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, причем эта общность формируется на основе определенных критериев:
- формально-юридических;
- цивилизационных;
- духовных;
- культурно-исторических;
- социально-политических (формационных).
На основе чего можно провести распределение государств по группам. Однако современное развитие государств отличается таким разнообразием, что «ни один критерий в отдельности не может дать целостной картины «юридической географии» мира»[2].
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин)[3].
Правовая семья - это совокупность правовых систем, объединенных по каким-либо характеристикам. Обычно общими являются исторический путь развития правовой системы, структура права и его источники[4].
Виды правовых семей:
- романо-германская (континентальная) - основана на рецепции римского права, характерна для Франции, Италии, Испании и пр.;
- англо-саксонская (общего, прецедентного права) - основана на прецедентном праве, характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии и пр.;
- латиноамериканская - основана на заимствовании из романо-германской и англо-саксонской прововых семей, характерна для Мексики, Аргентины, Бразилии и пр.;
- скандинавская - не восприняла в полной мере романо-германскую модель, довольно важную роль играет судебная практика, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и пр.;
- славянская - характерна для России, основана на национально-культурных, исторических и географических особенностях славянской цивилизации;
- мусульманская - относится к религиозным правовым системам, характерна для Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана и пр.;
- обычного права - основана на следовании обычаям, характерна для стран Центральной и Южной Африки;
- дальневосточная - характерна для Японии, основана на национально-культурных особенностях, традициях[5].
Ранее считалось, что понятия «правовая система» и «правовая семья» тождественны. В настоящее время считают, что понятие «правовая семья» шире понятия «правовая система». Правовая система, в свою очередь, это конкретная историческая совокупность законодательства, юридической практики и превалирующей правовой идеологии какого-либо конкретного государства.
1.2.Классификация правовых семей
Существуют различные критерии, по которым проводится классификация правовых систем мира, а также включение их в правовые семьи. Правовые проблемы классификации являются предметом острых дискуссий ученых-правоведов на протяжении долгого времени. Впервые проблему классификации правовых систем рассмотрел Э. Глассон в 1880 году[6].
Существует огромное количество критериев - расовые, географические,
исторические, демографические, экономические, политические, военно-политические, идеологические, религиозные факторы и др.[7], по
которым правовые системы объединяют по «семействам права», «общим правовым системам»[8].
Как справедливо отметил Родьер Р. «классификаций существует почти
столько же, сколько и компаративистов»[9].
А. Эсмейн выделял следующие правовые системы исходя из их
исторического формирования: латинская (романская), германская, англосаксонская, славянская и исламская правовые семьи. При этом он определяет
в качестве оригинальной системы каноническое и римское право. А. Эсмейн писал, что надо «классифицировать законодательства (или обычаи) различных стран, разбив их на ограниченное число семей или групп, каждая из которых представляет собой самостоятельную систему права, а ознакомление с
историей развития, общей структурой и отличительными особенностями каждой из систем станет для нас, по-видимому, первым общим и важным шагом в науку сравнительного права»[10].
Роль и степень использования источников права в качестве критерия классификации правовых систем предложил Г. Леви-Ульман. Он выделяет континентальную, англо-саксонскую правовые системы и право ислама[11].
Единый критерий положен в основу классификации предложенный Мальстремом, который предложил выделить в силу своей уникальности,
западную (евро-американскую) группу правовых семей, в основе которых лежат европейские источники права. К ней он отнес французскую, скандинавскую, германскую и английскую семьи. Кроме того он выделяет особую группу в которую включает социалистические, азиатские (несоциалистические) и африканские правопорядки[12].
С.С. Алексеев выделяет четыре вида правовых семей:
1) романо-германскую;
2) англосаксонскую (общего права);
3) религиозно-общинные юридические системы стран Азии и Африки;
4) заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах[13].
Г. Созер-Холл в основу классификации положил расовый и языковой принцип, на основе чего он выделил индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовую семью, а также семью нецивилизованных народов[14].
С данной классификацией согласиться сложно, так как она носит явно расистский характер и оперирует такими понятиями как нецивилизованность, что явно носит дискриминационный характер.
По другому пути решил пойти Дж. Вигмор, который в основу своей
классификации положил исторический аспект и, по сути, увязал правовые
семьи с устоявшимися нациями. Таким образом, он выделил: египетскую,
месопотамскую, иудейскую, китайскую, индусскую, греческую, римскую,
японскую, мусульманскую, кельтскую, славянскую, германскую, морскую,
церковную, романистскую и англиканскую[15]. Такая классификация совпадает
в некоторой части, с предложенной А. Тойнби классификацией существовавших цивилизаций.
Отдавая должное этой классификаций и выделяя ее положительные
моменты, А.Х. Саидов, вместе с тем, не согласился с данной классификацией и предложил свою собственную, которая очень схожа с той, что дал Дж.
Вигмор. Он различает следующие семьи: англо-саксонская, романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, социалистическая, мусульманская, индусская, обычная и дальневосточная[16].
Р. Давид положил в основу своей классификаций два критерия: идеологический и юридический. Исходя из этого, он выделял следующие правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и социалистическая. Но он называет и иные правовые семьи, свойственные различным странам. «Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые - это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара»[17].
Не менее интересны критерии классификации у К. Цвайгерта и Х. Кетца, которые в качестве критерия выдвигают понятие «правовой стиль». Они выделяет восемь правовых семей:
1) романскую;
2) германскую;
3) скандинавскую;
4) англо-американскую;
6) дальневосточную;
7) исламскую;
8) индусскую[18].
Данные классификации не являются исчерпывающими и существует
еще множество критериев для разграничения правовых семей. К примеру,
Дж. Мэрримэн и Д. Кларк используют в качестве критерия правовые традиции[19], В.И. Лафитский основывается на духовно-религиозном аспекте[20],
П. Круз опирается на исторические корни[21] и т.д.
Основываясь на ранее приведенные классификации, А.В. Серегин выделяет четыре основных правовых семьи, сформировавшихся в рамках этнокультурных цивилизаций:
1) англосаксонская;
2) романо-германская;
3) религиозная;
4) дальневосточная[22].
Еще на заре XX в. Г. Леви-Ульман в качестве критерия классификации увидел различную роль правовых источников в правовых системах[23].
Не потерял своей актуальности этот критерий и сегодня. В частности, Ю.А. Тихомиров замечает, что «уместно обратить внимание на общее и особенное в системе источников права, что отражает специфику правовых семей»[24]. Источники права характеризуют правовую систему с формальной стороны.