Файл: Общая характеристика основных современных правовых семей.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
Итак, статуты (законы) и судебные прецеденты являются важнейшими, и в то же время, конкурирующими источниками. Исторически первенство, конечно же, принадлежит прецеденту. Однако закон с каждым годом играет все большую роль в странах англосаксонской правовой семьи.
В каждой стране англосаксонской правовой семьи имеются свои особенности взаимодействия закона и судебного прецедента. Покажем данные особенности на примере Великобритании. Как мы уже отмечали, в данной стране законы приобрели форму статутов, которые принимаются в установленном порядке Парламентом и должны быть одобрены королем. Парламент пользуется неограниченной свободой усмотрения при принятии статутов. Как правило, статуты принимаются:
- для отмены действующего законодательства;
- для дополнения установленных положений прецедентного права и
пересмотра последствий решений судов;
- для введения новых положений права по тем вопросам, которые ранее не подлежали правовому регулированию.
Следует отметить, что в основе развития права в Великобритании лежит один из важнейших принципов - принцип парламентского верховенства в
законодательной области, обосновавший положение «статут может все»[42].
Смысл принципа «верховенство статута» английского права состоит в том, что он призван утвердить преобладание воли выбранных народом представителей над волей назначенных судей. Данный принцип характерен следующим:
1). Никакой суд не вправе подвергать сомнению законность принятых Парламентом актов;
2). Статут, принятый Парламентом, может прямо отменять статут, принятый им ранее, или это может подразумеваться;
3). Целью принятия статута может быть внесение изменений, или отмена
нормы общего права, или даже пересмотр уже состоявшегося судебного решения[43].
Принцип парламентского верховенства, действующий в Великобритании, следует отличать от принципа верховенства закона, утвердившегося в романо-германской правовой семье.
Отличие это можно проследить по следующим параметрам:
1. В романо-германской семье верховенство закона означает, во-первых, то, что законы должны соответствовать основному закону - конституции; и, во-вторых, то, что все остальные акты должны соответствовать законам. Как мы уже отмечали, в Великобритании вследствие отсутствия в ней писаной конституции законы не могут быть признаны неконституционными. Так как подобное положение может привести к тому, что одни статуты будут противоречить другим, в английском праве установлена презумпция приоритета более позднего закона над более ранним.
Таким образом, в отличие от романо-германской правовой семьи в Великобритании отсутствует иерархическое соподчинение источников во главе с законом.
2. Следующее отличие обусловлено спецификой взаимодействия закона с прецедентом. Теоретически закон наделен значительной юридической силой (положение «закон может все», вытекающее из принципа парламентского верховенства в законодательной области реально существует). Однако на практике дело обстоит иначе. Норма закона инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, а также в той степени, какую установят суды. В связи с этим можно согласиться с утверждением о том, что «право… - это то, каким его сделали суды.
В том же духе можно сказать, что право, созданное судами, стало тем, что от него оставили статуты»[44], так как статуты могут внести изменения в нормы общего права.
Закон может и отменить судебный прецедент. При этом следует иметь в
виду, что не всегда отмене законом прецедента приводит к прекращению действия последнего. На практике встречаются такие «отмененные» прецеденты, которые, тем не менее, продолжают применять судьи[45].
Следует отметить еще одну особенность статутного права в Великобритании.
Статут не устанавливает новых общих принципов. Для права Великобритании остается доминирующим положение о том, что принципы права устанавливаются прецедентным правом, статут же только детализирует их.
2.2.Романо-германская правовая семья
Романо-германская или континентальная правовая система является первой, с которой мы встречаемся в современном мире. Рене Давид также ее относит к правовой семье, наряду с англо-саксонской и социалистической.
Континентальная правовая семья имеет достаточно длительную историю возникновения и связана, прежде всего, с римским правом. Она продолжает традиции римского права, является результатом эволюции, однако мы никак не можем назвать романо-германскую правовую семью копией римского права[46].
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран[47]. Романо-германская правовая семья делится на:
- страны латинские или романские. К ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию, Францию;
- страны, входившие в орбиту влияния Германии. К таким странам относятся Германия, Австрия, Швейцария и др.
Возникновение романо-германской правовой семьи, прежде всего, связано с эпохой возрождения, где новое общество вновь осознало необходимость в праве и начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность общества. Значительную роль в становлении континентальной правовой семьи сыграла французская кодификация. В частности, во многих государствах Европы и за ее пределами общепризнан Кодекс Наполеона 1804 г. (Гражданский кодекс), воздействовавший на процесс утверждения принципов романо-германского права. Заимствование римского права в Германии нашло широкое отражение в таком важном законодательном произведении, как Германское гражданское уложение 1900 г., основой которого послужило немецкое право. Воздействие римского права влияет на структуру Германского гражданского уложения[48].
Идеализация Римского права и его рецепция применительно к особенностям капиталистической Европы гарантировали идеальность и незыблемость правовой нормы. Складывалось мнение, что все юридические конструкции уже созданы. Ничего нового правоприменитель дать не может. Поэтому основным источником признается писаное право, выраженное в абстрактных, типичных юридических нормах, сформулированных в законодательных актах, принятых государством. Высшей юридической силой наделяются конституции, возглавляющие законодательные системы этих стран. Большое значение имеют и кодексы, обеспечивающие комплексное регулирование отношений в целых сферах общественной жизни. Правоприменитель, не обладая правотворческими полномочиями, лишь применяет, конкретизирует юридическую норму относительно конкретной жизненной ситуации[49].
Социальной основой и сферой применения романо-германского права в первоначально в средневековой Европе было в основном городское население, однако уже через несколько веков с изменениями отношений система стала общенациональной или, по-другому, континентально-европейской.
Некоторые исследователи континентального права изучают его как право разумов или университетов, так как именно университетские профессора активно занимались улучшением юридической доктрины, а позже разработкой законов, кодексов и моделей[50]. Именно в университетах получали свое образование судьи, адвокаты и прокуроры, способствовавшие практическому применению римской юридической доктрины.
Отметим также признаки, присущие романо-германской правовой семье:
1. Как уже отмечалось ранее, данная правовая семья глубоко ускорена в римском частном праве и сохранила многие ее атрибуты.
2. Ей присущи доктринальность и логичность, так как она формировалась под влиянием ученых-цивилистов.
3. Склонность к кодификации как к форме упорядоченности права.
4. Романо-германское право, испытывая сильное слияние римского права на его формирование, делит материальное право на частное и публичное, а внутреннее частное право в свою очередь на гражданское и коммерческое.
5. Ей также присущ принцип первичности частного права и вторичности публичного, а также принцип первичности материального и вторичности процессуального права.
6. Законодательство в данной правовой семье высшим источником права является законодательство, а не судебная практика[51].
Рассматриваемая романо-германская правовая семья максимально отвечает требованиям современного цивилизованного общества, так как благодаря концентрирующему правотворчеству складывается согласованная, единая, формализованная юридическая система. Она позволяет наиболее полно применить достижения современной науки, создавать скоординированные комплексы юридических средств высокого уровня нормативного обобщения, плодотворно регулировать постоянно изменяющиеся общественные отношения.
В то же время рост абстрактных нормативно-типичных начал в рамках континентальной правовой семьи влечет к некоторому недоучету, а иногда и противопоставлению с индивидуально-специфическими началами регулируемых ситуаций, что в свою очередь резко сокращает эффективность и социальную справедливость правового воздействия[52]. Нормативный правовой акт стесняет судейскую инициативу в индивидуальных, сложных, неординарных ситуациях. Такой недостаток устраняется за счет использования юридических средств, присущих англосаксонской правовой семье.
На сегодняшний день романо-германская правовая семья присутствует во всем мире. Теперь она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась не только на другие страны, но и на другие континенты, в частности на всю Латинскую Америку, подавляющую часть Африки, на страны Ближнего Востока, Японию и Индонезию. Эта экспансия частично объясняется колонизацией, а частично теми возможностями, которые для рецепции дала юридическая техника кодификации, которая была общепринята романскими правовыми сиcтемами в XIX веке[53]. Но широкое распространение данной семьи и сама техника кодификации не дают увидеть элементы единства, связывающего эти различные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо национальный характер и полностью отличны одна от другой.
2.3.Религиозная правовая семья
Религиозная правовая семья объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам. Ярким представителем является мусульманское право, то есть система норм, выраженных в религиозной форме на основе мусульманской религии - ислама и непосредственно правил шариата. Оно охватывает все сферы социальной жизни: семейную, бытовую, межличностную, воспитательную, политическую и другие, а не только те, которые подлежат правовому регулированию[54]. Это учение являлось универсальным по своей сути.
Данная правовая семья возникла в V-VIII в. на территории Аравийского полуострова. Её развитие происходило одновременно с распространением глобального арабского религиозного учения - ислам. На первоначальном этапе правоведение и вера были так тесно переплетены, что не было практически никаких различий между религиозными и правовыми нормами.
Ислам самая тесно соприкасающаяся с государством и правом религия. Данное вероучение возникло как реакция родоплеменной знати на начавшийся в то время процесс разложения родоплеменных отношений, выделения имущественных различий и начала феодальной раздробленности, для того, чтобы удержать в подчинении и консолидировать разрозненные арабские племена[55].
Нормой права в мусульманской правовой системе является правило, адресованное верующим Аллахом, а источниками права - богословские книги: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, Фетва.
Однако, следует отметить, что не все нормы мусульманского права связаны с религиозными книгами и имеют божественное происхождения. Существуют также нормы, обусловленные рациональной обоснованностью и способностью развиваться. Такие нормы называются «муамалат», то есть нормы, регулирующие взаимоотношения людей.
В этой связи можно говорить о своеобразном различии и единстве правовых и не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.
Немаловажным фактом является то, что в данной правовой семье имела место рецепция римского права, так как часть Аравийского полуострова была захвачена римлянами и подверглась влиянию романского права[56].