Файл: Общая характеристика основных современных правовых семей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях мусульманская правовая система распространена в двух типах государств. В ортодоксальных государствах, где всё право является религиозным, основным источником являются нормы шариата. К таким странам относятся ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская федерация Малайзия и некоторые другие. В государствах, где религиозное право сосуществует со светским, ислам является государственной религией, но в рамках религиозного права рассматриваются такие вопросы как: отправление культа, семейное право, вопросы взаимодействия церкви и государства, тогда как всё остальное относится к компетенции светского права. Однако, в ряде стран, например, в Турции, Алжире, Ираке, Египте и некоторых других, такое разделение полномочий является условным[57].

В мусульманском праве важную роль играют нормы, разработанные богословами-правоведами в процессе толкования при ликвидации пробелов в праве. Следует отметить, что мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и их задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы. Для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм.

Все это привело к появлению различных школ, которые способствовали созданию множества идеологически враждующих друг с другом мусульманских течений. Сторонники данных течений убеждают своих сторонников, что остальные течения ложны[58].

Наиболее многочисленное направление в исламе представляют сунниты (люди сунны), которые во главу угла ставят вопрос о следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям).

В дальнейшем в сунну стали включать примеры из жизни других праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, Али). Таким образом, сунниты – это те, кто следует путем пророка и его ближайших халифов. У суннитов существуют различные школы (мазхабы), среди которых выделяются четыре
богословско-правовые школы: маликитскую, шафиитскую, ханифитскую и ханбалитскую. Эти школы возникли в VIII–IX вв. Однако они и сегодня не утратили своего влияния. Их основателями были известные правоведы-имамы (Абу Ханифа, Малик бану Анас, Аш-Шафия, Бану Ханбал), по именам которых школы и названы.

Ханифитская школа получила самое большое распространение. Основным методом толкования ханифиты признают кияс – решение правовых
вопросов по аналогии. Кроме того, сторонники этой школы выступают за использование норм обычного права (урф) как одного из источников права. К сторонникам этого течения относятся не менее трети мусульман-суннитов. Данная школа распространена в Индии, Турции, Афганистане, Египте, Пакистане и других государствах[59].


Маликитская школа сторонники которой главными источниками права считали Коран и Сунну. Признается также кияс. Данная школа занимает приоритетные позиции в Кувейте, Марокко, Алжире, Тунисе, Бахрейне.

Шафиитская школа объединяет некоторые принципы ханифитского и маликитского мазхабов. Ее сторонники считают Коран и Сунну единым источником. Сунна и Иджма при этом рассматриваются в качестве дополнения к Корану. Кияс и Урф в качестве самостоятельных источников права не признаются, однако их применение допускается[60].

Шафиизм наиболее распространен в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В России часто встречается на Северном Кавказе.

Ханбалитская школа – ее сутью является возврат к порядку, существовавшему при Мухаммаде и первых его последователях. Данное время сторонники школы называют «золотым веком ислама». Все нововведения, с точки зрения данной школы, не подтвержденные Кораном, Сунной или «согласным мнением» (иджмой) первых трех поколений мусульманских юристов, вступают в противоречие с исламом. Особое влияние это течение имеет в Саудовской Аравии.

Второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе – шиизм. На базе шиизма возник ряд самостоятельных школ: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.

Шиизм как течение возник во второй половине VII в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов был город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии (ныне Иран), где с XVI в. стал государственной религией[61].

Важнейшей причиной раскола мусульман на шиитов и суннитов явились политические разногласия, которые после смерти пророка Мухаммада привели к борьбе за власть среди сподвижников пророка. Некоторые из них считали, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Однако первым халифом был избран Абу Бакра Сиддика. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра Али вместе со всеми мусульманами признал следующих халифов: Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Однако, как утверждают шиитские источники, делал он это потому, что не имел достаточно сил для завоевания власти.

После смерти халифа Османа большинство мусульман присягнули Али, который стал четвертым халифом (656–661 гг.). Однако у него было много противников. В 661 г. он погиб от рук террориста-смертника. После этого начался длительный период вооруженной борьбы за власть[62].


В итоге бесконечные междуусобицы между сторонниками шиизма и суннизма привели к распаду Арабского халифата. В результате в XVI в. значительная часть территории халифата оказалась под властью Османской империи, в которой большое влияние имели сунниты различных школ. В Османской империи с XIV до начала XX вв. находилось большинство территорий бывшего арабского халифата. В империи функции халифа перешли к султану, ставшему повелителем правоверных. Его власть являлась сакральной. Султан считался тенью Аллаха на Земле.

Следует отметить, что в Османской империи не было закона о престолонаследии. В результате между сыновьями (а их было много, учитывая многоженство и гарем) происходили жестокие династические схватки, приводящие к резне[63].

Следующей крупной исламской империей была Индия Великих Моголов, где большое влияние имела шафиитская школа суннитов. Центром шиитского ислама стало сильное самостоятельное государство Иран. Подчеркнем, что иранское духовенство играет большую роль среди мусульман своего государства, нежели суннитское духовенство в других мусульманских государствах.

Как мы уже отмечали, согласно шиитской теории руководство общиной после смерти пророка должны осуществлять только его потомки, происходящие от имама Али и его сыновей – алиды. Кроме того, к особенностям шиизма следует отнести догмат о двенадцатом «скрытом» имаме (мессии), который должен явиться к людям после конца света. До его появления волю данного имама осуществляют доверенные лица – шиитское духовенство. Оно наделено большими правами (в том числе и правом свободного иджтихада), т. к. выражает волю «скрытого» имама.

Из современных стран, где официальной религией является ислам, выделяется Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия. Это государство играет значительную роль во всем мире за счет огромных запасов нефти. Кроме того, Саудовская Аравия является родиной ислама, что также ставит ее в особое положение. Отметим, что 99,7 % населения данного государства – мусульмане, из них 96,5 % – сунниты. Шииты являются презираемой кастой, как правило, используются на самых вредных и грязных работах. Об унизительном положении шиитов свидетельствует то, что их
показания в суде во внимание не принимаются[64].

Официальной религиозной доктриной Саудовской Аравии является одно из течений суннизма – ваххабизм. Его основателем был Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. Суннитско-ваххабитская концепция проповедует отказ от новшеств, возвращение к чистоте раннего ислама времен Мухаммада[65]. Одно из важных мест в ваххабизме занимает положение о «священной войне» (джихаде) против всех неверных, к которым причисляются все, кто не исповедует ваххабизм, даже мусульмане. Действия ваххабитов отличаются в джихаде особым фанатизмом, считается, что смерть за веру приведет «воина за веру» в рай. Судебная система ваххабитского толка отличается жестокостью. Ваххабизм проповедует средневековые наказания: отсечение рук, ног, головы, порку, забрасывание камнями и др. Все это считается исполнением воли Аллаха. Однако следует отметить, что во многом благодаря жестокости наказаний уровень преступности в стране самый низкий в мире.


Интересно отметить, что США рассматривают Саудовскую Аравию как стратегического союзника, несмотря на то, что данное государство не соблюдает элементарных прав человека и не участвует в подписании каких-либо международно-правовых документов в данной сфере[66].

Таким образом, мусульманское право является подсистемой единого комплекса социально-нормативного регулирования, ядро которого составляют религиозные нормы.

Следует отметить, что в современном мире, в эпоху глобализации и интеграции невозможно найти «чистую» правовую семью, что влечет за собой необходимость исследования различных правовых семей, а также их интеграцию, синтезирование уникальной и совершенной во всех отношения глобальной правовой семьи, которая объединила бы в себе культуру разных стран, чтобы наладить межгосударственные отношения, а также для того, чтобы повысить качество права в пределах одного конкретного государства.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Основными правовыми семьями являются: англо-саксонская, романо-германская и религиозная.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве.

Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Однако ошибочно полагать, что существует приоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами.

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.


Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; и др.

Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира. Особую роль при этом играют мировые религии, к которым относится ислам, сформировавший крупнейшую религиозную правовую систему, функционирующую во многих государствах.

Мусульманская правовая система охватывает страны Ближнего Востока, Африки, Азии (Индонезия, Сомали, Иран, Ирак, Судан, Сирия, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т.е. те государства, где официальной религией является ислам. Данная религия представляет собой морально-идеологическое течение и составляет образ жизни людей, придерживающихся религиозных догм.

В настоящее время сложно найти правовую семью, которая относилась бы по рассмотренным признакам только к одной из изученных семей. Чаще отмечается их интеграция.

Список использованных источников

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 276.
  2. Ахрамеева О.В. Этимологический анализ категории «смешанная правовая система» // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сб. статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 28-30.
  3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1998. - С. 25.
  4. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - 486 с.
  5. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 415.
  6. Молдоев Э.Э., Абакирова А.М. К вопросу о классификации правовых систем мира // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. - № 1. - С. 154-156.
  7. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 509-510.
  8. Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Мантул Г.А. Классическое понимание судебного прецедента и отношение к прецедентному праву в Российском государстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. - № 77. – С. 1189-1200.
  9. Рябчикова Н.Н. Особенности романо-германской правовой семьи (на примере кодифицированных актов Франции и Германии) // История государства и права. - 2013. - № 15. - С. 24-27.
  10. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные системы современности). - М., 2000. - С. 125.
  11. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 180 с.
  12. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016.
  13. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017.
  14. Тухватуллина И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 10-12.
  15. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х т. - М., 2000. - Т.1. - С. 107–108.