Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 1010
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Конституционно-правовое регулирования свободы передвижения и места жительства
1.2 Конституционное право на свободу передвижение и выбор места жительства
Глава 2 Особенности реализации конституционного права на свободу передвижения и места жительства
2.1 Реализация конституционного права на свободу передвижения в современной России
ВВЕДЕНИЕ
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является неотъемлемым правом каждого человека. Данный подход претерпел серьезную историческую эволюцию и окончательно сформировался в общемировом сознании к середине XX века. С этого периода он стал повсеместно закрепляться в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах большинства стран мира.
Право на свободу передвижение является одним из основополагающих прав человека и гражданина. Вопросам реализации данного права посвящены многие международные и внутригосударственные правовые акты. Однако, к сожалению, до сих пор многие аспекты данного права не подверглись должному научному осмыслению. В рамках настоящей курсовой работы будут проанализированы актуальные моменты реализации конституционного права на свободу передвижения в современных российских реалиях.
Целью курсовой работы является изучение особенностей конституционных прав на свободу передвижения и места жительства в Российской Федерации.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть исторические особенности развития свободы передвижения и места жительства в России;
- рассмотреть конституционное право на свободу передвижение и выбор места жительства;
- выявить особенности реализация конституционного права на свободу передвижения в современной России;
- проанализировать судебную практику по теме исследования.
Объектом исследования являются свобода передвижения и место жительства как конституционное право граждан РФ.
Предметом – конституционно-правовоые отношения по вопросам регулирования свободы передвижения и место жительства.
Среди методов исследования при написании работы использовались общенаучные и специальные методы познания (философский, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический, исторический методы исследования).
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании нормативно-правовой базы страны, регламентирующей свободу передвижения и места жительства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Конституционно-правовое регулирования свободы передвижения и места жительства
1.1 Свобода передвижения как конституционное право граждан Российской Федерации: история и современность
Право на свободу передвижения является одним из наиболее приоритетных направлений для исследований учеными-правоведами, начиная со специалистов в области конституционного права и заканчивая юристами, специализирующимися в сфере международного права. Ставя во главу угла права человека и гражданина, Конституция РФ бережно хранит право свободного передвижения и закрепляет его во 2 главе в статье под номером 27, дающей гражданам «право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[1] по своему усмотрению. Однако возможность самостоятельного распоряжения своим правом на перемещение нередко ограничивается законодателем в различных целях, начиная от государственных интересов (лица, обладающие государственной тайной лишены возможности покинуть пределы государства) и заканчивая общественной безопасностью (проведение антитеррористической операции). В свою очередь, ограничение данного права имело длительную историю, в которой отечественный законодатель ограничивал действие свободного передвижения по своему усмотрению в результате изменений политической конъюнктуры, режима и т.д.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы ограничения свободы передвижения, ее истории и современном состоянии необходимо дать определение данному понятию. По мнению О.Р. Гулина «свобода передвижения и поселения – это одно из основных личных прав человека, представляющее собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований» [2].
Свобода передвижения в России имела длительную историю, восходящую к XV столетию с момента принятия Судебника Ивана III в 1497 г., впервые законодательно закрепившего ограничение данного права для крестьян. В 57 статье указывалось, что «крестьянам разрешается переходить из волости в волость, из села в село в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после осеннего Юрьева дня» [3]. В этой статье законодатель предусматривал усиление зависимости крестьянина от феодала, что являлось необходимым в экономическом плане. Частые переходы крестьян, неограниченные законодателем, наносили ущерб экономике, в результате чего приходили в запустение земельные участки бедных феодалов. Однако важно отметить, что крестьяне хоть и были ограничены в свободе передвижения, но не лишены его. Подобная привилегия была ими утрачена спустя полтора столетия.
В XVII в. произошло наиболее значительное урезание права крестьян на свободное передвижение. С принятием Соборного уложения в 1649 г. государство значительно ограничило право крестьян на переход от одного феодала к другому. В главе XI «Суд о крестьянех», состоявшей из 34 статей, перечислялись основные положения крепостной зависимости крестьян, на основании которой они полностью лишились прав на свободу передвижения. В свою очередь, свободное население не имело ограничений на свободу перемещения. На территории России не было ограничений для передвижения, однако для выезда заграницу требовалась «проезжая грамота» – аналог современного паспорта. «Для поездки в «иное государство» подданным требовалось «бити челом государю… а в городех воеводам о проезжей грамоте ему не ездите»; однако указывалось, что в обязанности воевод входило выдавать эти проезжие грамоты «безо всякого задержания» [4].
Дальнейшей вехой развития права на свободу передвижения стали мероприятия, проведенные в эпоху Петра I, который продолжил начинания прежних реформаторов и окончательно ввел паспортную систему, позволявшую следить за перемещением населения. Однако первые «пашпорты», как они назывались в петровскую эпоху, являлись формой государственного учета, контролировались полицейскими органами и позволяли их обладателям совершать поездки заграницу. В течение XIX в. паспортная система не раз претерпевала изменения и в 1833 г. был издан «Устав о паспортах и беглых людях», действовавший вплоть до конца столетия. Главное правило гласило, «что никто не может отлучаться от места постоянного жительства без узаконенного вида или паспорта. Закон обязывал всех лиц предъявлять паспорта полиции при переезде из одной губернии в другую»[5]. Таким образом, в XVIII-XIX вв. паспортная система выполняла функцию полицейского контроля, которая регулировала перемещения граждан, принадлежавших к привилегированному дворянскому сословию, так как простое население не располагало возможностью выехать заграницу. Крепостные, а затем свободные крестьяне, не имели финансовых средств для поездок заграницу.
В советскую эпоху, невзирая на первоначальное закрепление в Статье 5 ГК РСФСР, «право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии», не нашло закрепления в советских конституциях 1924, 1936 и 1977 и в советском юридическом пространстве, к сожалению, не функционировало. Отсутствие реализации этого явления способствовал институт прописки, который обязывал граждан проживать на определенной территории, что связывало его с определенным местом жительства. Ограничение права на свободу передвижения в Советском Союзе в виде института прописки и ограничения права на выезд заграницу во многом носили идеологический характер и именно поэтому вопрос о правах человека в СССР является и поныне дискуссионным, но свободы передвижения, как одной из самых главных свобод, советские граждане были лишены. К счастью, этот вопрос был решен современными российскими правоведами в 1990-е гг., которые официально закрепили за гражданами свободу перемещения. Именно с момента построения демократической России свобода передвижения стала реальностью.
Безусловно, Конституция РФ не является монополистом в закреплении права свободного перемещения, т.к. схожие формулировки присутствуют как в ныне действующих внутригосударственных актах (Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), так и в международных актах (Всеобщая декларация прав человека, принятая ГА ООН 10 декабря 1948).
Представляется, что наиболее приемлемым и корректным в вопросе свободы передвижения будет тезис о том, что в РФ, невзирая на законодательное закрепление свободы передвижения, действует ряд ограничений для граждан. В статье 8 Закона «О праве граждан на свободу перемещения…» право на свободу передвижения может быть ограничено «в пограничной зоне; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение»[6]. Федеральный закон «О порядке выезда из РФ…» в статье 15 также содержит закрытый перечень оснований для возможности ограничения свободы передвижения в качестве выезда из страны. Среди них перечислены лица, обладающие особыми секретными данными, призванные на военную службу, являющиеся подозреваемыми по уголовному делу, осужденные за совершение преступления, уклоняющиеся от исполнения судебных обязательств, сообщившие ложные сведения при оформлении документов, проходящие службу в ФСБ, признанные несостоятельными (банкротами)». По сути эти перечни ограничивают в правах лишь незначительный процент граждан, что нельзя трактовать как умаление прав целого общества. Действительно, у перечисленных категорий лиц нет возможности покинуть пределы государства, т.к. они обладают особым статусом или положением, которое обязывает их остаться на территории Российской Федерации.
В течение четвертьвекового существования действующей Конституции РФ право на свободу передвижения рассматривалось в главном органе отечественного конституционного правосудия – Конституционном Суде. В 1998 году был подан запрос на проверку конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713. Это важное постановление отменило пункты закона, которые привязывали регистрацию граждан по месту жительства к прописке, что противоречило Конституции. Судебной инстанцией также было установлено, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, нарушив положения Ч. 3 статьи 55 и Статьи 115 Конституции. Исходя из этого КС РФ разделяет позицию о том, что «регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации» [7].
Таким образом, можно заключить, что на протяжении длительного времени право на свободу передвижения активно модернизировалось. Беря свои истоки с ограничения, оно в итоге стало реальностью лишь в конце XX в. с принятием Конституции 1993 г. Прежде законодатель, ограничивая данное право, стремился обезопасить государство в экономическом плане от запустения земельных наделов феодалов, являвшихся основой финансовой независимости государства, а в наши в ограничении этого права является вопросом национальной безопасности.
1.2 Конституционное право на свободу передвижение и выбор места жительства
В Российской Федерации признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства получило свое юридическое закрепление в принятой 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации: «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию» (ст.27)[8].
Право на свободу передвижения получило статус конституционного, также впервые граждане получили право выезда за пределы страны и беспрепятственно возвращения в Российскую Федерацию.
Отметим, что сам термин «свобода передвижения» более применим к комплексу или системе прав в отношении свободы передвижения в целом, а не отдельного права. Тем более, в юридической науке неоднократно были предприняты попытки выработки некой общей юридической концепции, которая бы сводилась или к объединению прав в по вопросам свободы передвижения в одну группу в системе личных прав, или в одно сложносоставное право.
Так, Т.С. Кузовкина, исследуемые права объединены в группу прав, обеспечивающих свободу территориального перемещения индивидов[9], а И.В. Ожкало, раскрывает право на свободу передвижения следующим образом: свободное перемещение внутри страны, выезд из любой страны и въезд в собственную страну[10]. Отсюда отметим, что одно субъективное право включает три субъективных права.