Файл: Свобода и передвижения места жительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 1014

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более правильной является мнение О.М. Водолазской, которая отмечает, что объединяющим может стать термин «свобода передвижения», соединяющий правовые возможности человека и гражданина свободно передвигаться не только в пределах территории собственной станы, но и за ее пределами, так как только включение в «свободу передвижения» трех субъективных прав дает представление о юридических возможностях человека в этой области[11].

Свобода передвижения связана с свободой личности, подразумевающей бесспорное притязание человека на суверенность, независимость, право руководствоваться своим сознанием и волей. Свобода личности выступает как концетрированное выражение всех основных прав и свобод человека и гражданина, представляющих ее конкретизацию по отношению к разным отношениям и сферам жизнедеятельности.

В этой связи важно рассмотрение соотношений свободы передвижения и свободы личности.

Прежде всего, свобода представляет собой отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь. По нашему мнению, свобода личности представляет собой вероятность проявления субъектом личной воли, которая базируется на осознании основных тезисов развития общества, а свобода передвижения - возможность реального волеизъявления лица перемещаться и устанавливать место пребывания или жительства без каких-либо ограничений.

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что свобода передвижения представляет собой закрепленную юридически возможность смены мест пребывания как в пределах территории государства, так и за его пределами.

Изучая понятия «место пребывания» и «место жительства», отметим, что место пребывания представляет собой местонахождение кого-нибудь, в то время как место жительства - жить, пребывать где-нибудь.

Место жительства является местом пребывания на постоянной основе, проживания человека, а место пребывания - это место временного нахождения, временного местожительства, проживания.

Изучение юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что место пребывания представляет собой любое место нахождения человека и является более широким понятием, чем то, которое закреплено на законодательном уровне. Рассмотрение места пребывания в более узкой трактовке, свидетельствует о том, что речь идет о временном местожительстве, а место жительства представляет собой место постоянного пребывания, проживания, нахождения.

Исследование термина «въезд» подчеркивает, что имеется ввиду смена места пребывания за пределами территории государства на место пребывания на территории данного государства; то есть речь идет о смене мест пребывания не в широком смысле, а конкретно о свободе передвижения.


Реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства зависит от тех гарантий, которые определены на государственном уровне.

Гарантии права на свободу передвижения представляют собой систему установок, которые закреплены не только на уровне государства, но и на международном уровне, что обеспечивает благоприятные условия для реализации возможности свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, а также обеспечивающих защиту от незаконных ограничений данного права, где определяющим при классификации следует считать функциональный критерий. Гарантии подразделяются на следующие их виды:

1) гарантии реализации;

2) гарантии защиты;

3) гарантии охраны[12].

Нормами международного законодательства, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов федерации отражены юридические гарантии права на свободу передвижения.

Среди международных документов, которые регулируют право на свободу передвижения, можно выделить:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанного СССР 18 марта 1968 года;

- Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 28 февраля 1996 года. Протокол № 4. Вступил в силу для России 5 мая 1998 года.

- Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, ратифицирована 4 ноября 1995 года № 163-ФЗ и вступила в силу для России 11 августа 1998 года.

В представленных источниках права закреплены соответствующие гарантии прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на свободу передвижения.

Таким образом, в представленных правовых актах содержатся нормы, которые закрепляют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства. Данные нормы могут быть ограничены только в предусмотренных на законодательном уровне случаях, с целью охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других граждан и совместимы с другими личными правами и свободами.

Кроме того, стоит отметить, что согласно Конституции Российской Федерации в случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, имеет верховенство над отечественным законодательством международный договор.

В современных условиях, внутригосударственные механизмы гарантий прав человека запущены лишь благодаря введению в действие Закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[13], поскольку ранее провозглашение права на свободу передвижения носило лишь декларативный характер.


В ст. 9 данного закона непосредственно закреплены средства защиты прав граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Защита гражданами своих нарушенных прав может осуществляться несколькими способами:

- в административном порядке путем обращения в вышестоящий орган в порядке подчиненности, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу;

- в порядке надзора за счет обращения в органы прокуратуры с заявлением, жалобой, ином сообщении о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

- в судебном порядке за счет непосредственного обращения в суд, в рамках конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства[14].

Суды играют важную роль как гарант защиты нарушенных прав граждан. Ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантируется судебная защита прав и свобод[15]. Исследование судебной практики позволило сделать вывод о том, что обращения граждан в суд – это один из самых эффективных способов защиты нарушенного права на свободу передвижения и компенсации морального вреда.

Глава 2 Особенности реализации конституционного права на свободу передвижения и места жительства

2.1 Реализация конституционного права на свободу передвижения в современной России

Право на свободу передвижения человека и гражданина зафиксировано в ст. 27 Конституции Российской Федерации и является составляющей более широкого права – права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства[16]. Оно является важнейшим личным (гражданским) правом, относящимся к правам так называемого первого поколения. Основной Закон страны в своих нормативных положениях четко определяет право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. При этом, в отличие от прошлых лет, в современной России гражданин страны имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» отмечено, что, свобода передвижения, в частности, является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. В свою очередь Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие. В Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713» Конституционный Суд России пришел к выводу, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией России, федеральными законами и законодательными акта ми субъектов Российской Федерации[17] В своем Постановлении от 15 января 1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[18] в связи с жалобой гражданина А.Я. Аванова» высший орган конституционного контроля России указал, что конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания). Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения. Для всех российских граждан гарантируется и равенство при осуществлении ими права на выезд из страны.


Важнейшим достижением современной Конституции России является не только провозглашение прав и свобод человека и гражданина, но и их гарантированность и защита. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. В большинстве случаев под гарантиями понимаются материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств. При этом гарантии не обеспечивают автоматического осуществления прав. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия, при которых возможна реализация его прав. Обязанность создания надлежащих условий возложена на государственную власть. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать юридические процедуры такой защиты[19].

Наиболее распространенными являются следующие классификации гарантий конституционных прав граждан: подразделение гарантий на юридические и неюридические; на международные, внутригосударственные, региональные и локальные; на гарантии реализации и гарантии защиты. Гарантирование права человека и гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, т.е. создание благоприятных условий для его реализации и его защита, осуществляются различными субъектами. Важнейшая роль закономерно принадлежит государству. Органы государственной власти, обеспечивающие гарантии права на свободу передвижения, представляют собой достаточно разветвленную систему. Гарантирование права на свободу передвижения в большинстве случаев органически связано с защитой и обеспечением иных конституционных прав и свобод (прежде всего конституционного права на свободный выбор места пребывания и жительства).

Право на свободу передвижения, как и любая иная свобода, не абсолютна. Осуществление свобод имеет свои установленные законом пределы, за которыми свобода, коль скоро ею злоупотребляют, превращается в антисоциальное действие. Ограничение прав и свобод могут вызываться необходимостью обеспечения совместимости индивидуальной свободы с благом общества, а блага общества – со свободой личности. Предназначение правовых ограничений прежде всего не ущемить, а сузить свободу и сдержать реализацию антиобщественных интересов личности. Конституционно-правовые ограничения, предусмотренные действующим законодательством, следует отличать от ущемлений, которые тоже являются ограничениями, но произвольными, специфическими. В отличие от ограничений прав, которые допускаются Основным законом страны, ущемления, а, следовательно, и умаления, являются антиконституционными, противоправными деяниями.


Пределы реализации субъективных прав и свобод устанавливает не только общество, но и государство. В ч. 3 ст. 55 Конституции России установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основной Закон страны предусматривает четкий перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению. Конституционное право на свободу передвижения в этот перечень прав и свобод не входит. Конституция России прямо называет только два вида особых правовых режимов: военное положение (ст. 87 Конституции России) и чрезвычайное положение (ст.ст. 56, 88 Конституции России). Как верно отмечено в юридической литературе, закрепление таких режимов в нормах Конституции Российской Федерации обусловлено тем, что их введение существенно ограничивает правосубъектность физических и юридических лиц, затрагивает жизненно важные интересы личности, общества и государства[20]. Отдельные ограничения прав и свобод, включая право на свободу передвижения, устанавливаются и иными федеральными законами, регламентирующими введение различных особых правовых режимов. Вид правового режима неодинаково влияет на характер ограничений конституционного права на свободу передвижения. Наибольшим ограничениям это право подвергается в период действия военного положения. Кроме того, объем ограничений данного права различается в отношении лиц, осуществляющих правомерное поведение, и в отношении правонарушителей. Ограничения права на свободу передвижения могут применяться и в обычных условиях, не связанных с введением особых правовых режимов. Однако и при этом ограничения допускаются только на основании закона. Право гражданина России на въезд в Российскую Федерацию не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах и не может быть обусловлено какими-либо условиями в принципе.

В заключение констатируем, ограничения права на свободу передвижения представляют собой установленные действующим законодательством меры, направленные на обеспечение безопасности государства и общества, связанные с запретом свободного перемещения по территории российского государства. Свобода передвижения по Российской Федерации, как и право выезда за пределы Российской Федерации, могут быть ограничены законом, если это необходимо для расследования уголовного преступления, охраны общественного порядка и спокойствия, предотвращения распространения инфекционных заболеваний или обороны России. Существующая практика определения некоторых ограничений права на свободу передвижения в подзаконных актах органов публичной власти в определенной степени противоречит конституционным предписаниям.