Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
Вместе с тем, ненадлежащее действие не является чем-то средним между действием и бездействием, а представляет собой разновидность действия, которое именно в силу ненадлежащего исполнения (в отличие от действия заведомо, очевидно противоправной направленности) влечѐт или может повлечь за собой наступление общественного вреда, по форме представляет активное внешнее проявление субъекта. То есть, противоправное деяние (в рассматриваемом контексте - административное правонарушение) в соответствии с определением, даваемым КоАП РФ, совершается либо в форме действия, либо в форме бездействия [10, с. 42].
Исходя из сказанного, представляется интересным рассмотреть вопрос о возможности совершения административного проступка в гибридной форме: как сочетания действия и бездействия, поскольку внешний акт правонарушающего поведения (деяние) не всегда является единичным и кратковременным (моментальным) действием, высказыванием, игнорированием события, а представляет собой совокупность нескольких внешних проявлений субъекта правонарушения, а иногда их особую последовательность, в том числе при длящихся правонарушениях.
Рассмотрим административное правонарушение, заключающееся в управлении транспортным средством водителем, не пристѐгнутым ремнѐм безопасности или перевозке пассажиров, не пристѐгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства такие ремни предусмотрены (ст. 12.6 КоАП РФ). Очевидно, что управление транспортным средством является действием, однако факт неиспользования ремня (ремней) безопасности является, на наш взгляд, одним из трех видов бездействия водителя: отсутствием действий по пристѐгиванию себя самого; отсутствием действий по при-стѐгиванию пассажиров (просьба, требование и т.д.); отсутствием действий по приведению транспортного средства в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы (в случае неисправности либо отсутствия ремней безопасности). В данном случае следует говорить, что с объективной стороны деяние представляет собой сочетание противоправных бездействия и действия со стороны водителя транспортного средства. Интересно отметить, что в этой связи, возникает вопрос и по оценке субъективной стороны данного правонарушения. Если сам факт управления транспортным средством в данном случае, безусловно, характеризуется прямым умыслом, то факт неиспользования ремней вызван либо самонадеянностью, либо небрежностью, то есть носит явные черты неосторожности. Учитывая, что форма вины является важным элементом субъективной стороны административного правонарушения и должна учитываться при рассмотрении дела об административном правонарушении и принятии по нему решения, считаем необходимым продолжить отдельное исследование этого вопроса, ввиду возможного практического использования в правоприменительной практике в дальнейшем. Аналогичным образом можно рассматривать такие проступки, как управление транспортным средством, не укомплектованным аптечкой, знаком аварийной остановки, с неисправным стеклоочистителем [8, с. 11].
Другим примером гибридного деяния (совершенного как сочетание действия и бездействия) может являться организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности, то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.28. КоАП РФ. Диспозиция правовой нормы предусматривает одновременно: действия по организации деятельности, либо участия в деятельности некоего объединения и бездействие в части исполнения решения о приостановлении его деятельности, вступившего в законную силу.
Таким образом, следует определять такой компонент объективной стороны административного правонарушения, как противоправное деяние, следующим образом: «противоправное действие, бездействие, либо их сочетание». Иначе это определение может сформулировано так: «противоправное действие и (или) бездействие».
Кроме основных элементов объективной стороны, существуют и так называемые факультативные признаки, которые зачастую существенную роль играют лишь при квалификации.
К ним относятся: роль, место, время, способ и другие обстоятельства. Однако, в ряде случаев факультативные признаки объективной стороны состава преступления используются в качестве основных, тогда они влияют на установление уголовной ответственности и наказания за деяния. Без них любые общественно опасные деяния представляют собой гражданские деликты, административные правонарушения либо дисциплинарные проступки.
Факультативные признаки объективной стороны играют огромную роль в разграничении преступлений от административных правонарушений. Эта важность легко усматривается в пограничных составах. Например, ст. 213 УК РФ «Хулиганство» и ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». И в первом, и во втором случае в диспозиции говорится, что хулиганство - это нарушение общественного порядка, однако для того чтобы действия лица квалифицировать по ст. 213 УК РФ, необходимо наличие такого признака, как орудие совершения преступления (п. «а» ч. 1. ст. 213 УК РФ) или же места совершения преступления (п. «в» ч. 1. ст. 213 УК РФ). Также критерием разграничения преступления и правонарушения служит такой признак объективной стороны, как способ совершения деяния. К сожалению, законодатель не всегда дает определение терминам, используемым для описания объективной стороны деяния, что приходится дополнять судьям и правоприменителям. Например, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего и т. д. (ст. 19.3 КоАП РФ) является смежным составом с такими преступлениями, как применение насилия в отношении представителя власти (ч. 1 ст. 318 УК РФ) и оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).
В зависимости от оконечности преступления или правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить сам факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется) и материальный состав. К преступлениям с материальным составом относятся убийство, кража, превышение служебных полномочий, нарушение равноправия граждан и многие другие. Примером же формального состава преступления является ст. 206 УК РФ «Захват заложника». Преступление будет считаться оконченным, хотя никаких вредных последствий еще и не наступило [25, с. 26].
Административные правонарушения, в отличие от преступлений, наоборот, в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, например превышение водителем транспортного средства установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и т. д.
Однако, помимо правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало правонарушений и с материальным составом, для которого такой конструктивный признак, как наступление вредных материальных последствий, является обязательным. Так, например, нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) будет являться формальным составом, так как наступили материальные последствия в виде вреда здоровью.
Еще одним немаловажным обязательным признаком объективной стороны, который будет считаться таковым лишь в преступлениях и административных правонарушениях с материальным составом, является причинно-следственная связь. Наличие причинной связи между общественно опасным деянием виновного и его последствиями является необходимым условием уголовной ответственности. Это означает, что для наступления уголовной ответственности необходимо установить, что преступные последствия вызваны действием (бездействием) виновного лица, находятся между собой в причинной связи.
Установление причинно-следственной связи в преступлении необходимо прежде всего потому, что она, как признак объективной стороны состава преступления, является одной из предпосылок уголовной ответственности. Отсутствие достаточного внимания к данному признаку объективной стороны со стороны следственных органов, органов дознания и суда делает невозможным успешное решение задач, стоящих перед уголовным правом.
В административном законодательстве ситуация несколько иная. В установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного проступка, как правило, нет нужды, так как последствия и причина являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить характер правонарушения и применить к лицу, нарушившему закон, необходимые меры административного принуждения.
2.2 Субъект и субъективная сторона правонарушения
Субъект правонарушения - это физическое лицо (или организация), совершившее правонарушение. В юридической литературе предлагается и другая трактовка этого понятия. Так, по мнению В.В. Комлика, субъектом правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние и обладающее правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью [12, с. 13].
Согласно действующему законодательству, особенности субъекта зависят от вида правонарушения.
Например, субъекты гражданского правонарушения - физические и юридические лица, не исполняющие или не надлежаще исполняющие предусмотренные гражданским правом обязанности, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.
Субъект дисциплинарного проступка - лицо, находящееся в трудовых или служебных отношениях с предприятием, учреждением, организацией, допустившее противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых (служебных) обязанностей.
Субъекты административного правонарушения - это индивидуальные субъекты (граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом) и коллективные субъекты (юридические лица и иные коллективные образования).
В некоторых статьях КоАП РФ конкретизируется субъект административного правонарушения, т. е. выделяется специальный субъект, например, в ст. 20.2 КоАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) субъектами административной ответственности выступают организаторы и участники массовых мероприятий; ответственность за нарушение ч. 3 и 5 ст. 20.4 КоАП РФ (Нарушение требований пожарной безопасности) несут лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, субъектами административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ (Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) выступают родители, а также иные законные представители несовершеннолетних лиц.
Проблема субъективной стороны противоправного деяния всегда привлекала внимание ученых-юристов. Обоснованно утверждается, что субъективная сторона - внутренние признаки правонарушения, характеризующие личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям). Говорится также, что субъективную сторону правонарушения выражает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и последствиям [25, с. 28]. Следовательно, субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннюю сторону противоправного деяния, является непосредственным и ближайшим его источником. Во всех правонарушениях - совершаемых умышленно или неосторожно, субъект господствует над своими действиями. Он или направляет свое сознание и волю на совершение тех или иных действий, или действует неосмотрительно. Следовательно, субъективная сторона играет главную роль при совершении правонарушения.
Признаками субъективной стороны служат: вина, мотив и цель. С этой точки зрения говорят об особом психическом состоянии лица, совершившего правонарушение, например, состояние сильного душевного волнения.
Вина - ключевой элемент субъективной стороны правонарушения, -означает психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям.
Содержание вины - это наиболее конкретная категория, отражающая признаки вины. Если есть немало административных правонарушений, сходных по объективной стороне и форме вины, то нет двух различных административных правонарушений, у которых содержание вины совпадало бы. Содержанием вины являются - сознание, воля, эмоции, мотив, цель)
Форма вины - это внутренняя структура содержания, соотношения его элементов, устойчивой связи между важнейшими из них.
Мотив правонарушения - это осознанное внутреннее побуждение, которое вызывает у человека решимость совершить правонарушение и которым он затем руководствуется при его осуществлении.
Значение мотива определяется: во-первых, тем, что он объясняет, почему совершено правонарушение; во-вторых, тем, что в ряде случаев без установления мотива нельзя правильно решить вопрос о квалификации правонарушения (преступления); в третьих, тем, что он нередко является отягчающим или смягчающим обстоятельством (ст. 4.2 КоАП РФ (Обстоятельства, смягчающие административную ответственность), 4.3 КоАП РФ (Обстоятельства, отягчающие административную ответственность), ст. 61 - 63 УК РФ (Обстоятельства, смягчающие наказание, назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств, обстоятельства, отягчающие наказание).