ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2019
Просмотров: 4537
Скачиваний: 6
Чаще всего в практике криминалистических исследований встречаются следы обуви.
Общие признаки подошвы:
- конструкция подошвы (сплошная, без каблука, с каблуком, с отдельной подметкой);
- размер подошвы и ее частей (длина всей подошвы, длина каблука, длина подметки, ширина подметки в самом широком месте, ширина каблука, ширина промежуточной части);
- форма подошвы и отдельных ее частей;
- способ крепления подошвы и ее частей;
- наличие на подошве шипов, фабричных клейм и обозначений;
- Размер стопы составляет 15,8% роста мужчины и 15,5% роста женщины. Средняя длина шага мужчины – 75-78 см., женщины на 10 см. короче
В) Следы зубов – можно обнаружить и использовать для идентификации на продуктах питания, на теле жертвы, различают: следы надкуса (зубы смыкаются неполностью) и следы откуса (зубы смыкаются полностью).
Г) Следы ногтей – не имеют хорошо выраженных частных признаков и могут использоваться для диагностических исследований – факт борьбы, самообороны, удушения.
Д) Следы губ, носа, лба – не имеют папиллярных узоров, их фотографируют и изымают так же как следы рук.
Е) Следы одежды (как перчатки) - рисунок ткани, нити, швы и т.п.:
Ж) Следы крови – это следы вещества (биологические свойства этих следов изучает судебная медицина); в трасологии изучается форма (лужа, брызги, капли, потеки, помарки (мазки, отпечатки); лужи – образуются при поражении крупных кровеносных сосудов; форма капель: округлые (высота падения 15-20 см.); форма неровная 50-60 см.
Следы эти фотографируют, затем изымают на влажный тампон и просушивают при комнатной температуре.
26. Методика исследования объектов криминалистической идентификации
Как уже отмечалось, сущность идентификации состоит в сопоставлении признаков объектов с отражениями их признаков. При следственной идентификации, не требующей для решения идентификационных задач специальных познаний и соответствующих технических средств и инструментальных исследований, процесс отождествления основан на использовании простейших приемов метода сравнения. Следственная идентификация в основном носит характер установления групповой принадлежности и осуществляется как в процессуальной, так и в непроцессуальной форме. Часть выводов о тождестве, к которым приходит следователь, не фиксируется непосредственно в материалах дела и используется им чаще всего для принятия тех или иных решений. Индивидуальная же идентификация производится при таком следственном действии, как предъявление для опознания (людей, трупов, предметов, местности). При этом отождествление осуществляется по мысленному образу.
Наиболее сложны методы экспертной идентификации. Каждому виду экспертной криминалистической идентификации присуши свои методики исследования. Одни методики применяются в судебно-баллистической идентификации, другие — в трасологической, третьи — в почерковедческой, четвертые — в идентификации по чертам внешности и т. д. При этом применяются наиболее научно разработанные методики с использованием самых совершенных средств технико-криминалистического исследования.
Процесс экспертно-криминалистической идентификации состоит из четырех стадий: подготовительной; раздельного аналитического исследования представленных объектов; сравнительного исследования; синтеза, оценки результатов исследования и формулирования выводов эксперта.
Подготовительная стадия сводится к ознакомлению с материалами, присланными на экспертизу, с целью выяснения, вес ли материалы, перечисленные в постановлении (определении) о назначении экспертизы, представлены эксперту, понятны ли вопросы, поставленные на разрешение эксперта, соблюдены ли при оформлении необходимые процессуальные требования, пригодны ли объекты экспертизы для сравнительного исследования, достаточно ли для этого образцов. На данной стадии составляется план и определяются возможные методы идентификации.
На стадии раздельного аналитического исследования представленных объектов (одного идентифицируемого или нескольких проверяемых и сравнительных образцов) осуществляется изучение каждого из них в отдельности. При этом выявляется и исследуется максимальное число идентификационных признаков, свойственных каждому изучаемому объекту. Проверяется и важность, устойчивость, относительная самостоятельность, ва- риационность и другие особенности. Определяется присущий каждому исследуемому объекту комплекс идентификационных признаков.
На другой стадии проводится сравнительное исследование выявленных и изученных одноименных идентификационных признаков объектов. При этом определяются совпадающие и различающиеся признаки. Именно на данной стадии широко используются научно-технические средства для сравнительного микроскопического исследования, различные измерительные приборы, фотографические методы исследования, координационные сетки, методы совмещения изображений, наложения и др.
На стадии синтеза, оценки результатов исследования и формирования выводов эксперта синтезируются данные, полученные в результате сравнения выявленной совокупности признаков представленных объектов, оцениваются синтезированные результаты и формируется вывод эксперта.
На основе всесторонней оценки результатов сравнительного исследования объекта, оставившего следы, и его отображения в зависимости от важности, устойчивости и количества установленных в них совпадающих признаков, а также выявленной природы (в том числе вариационной), качества и количества различающихся признаков, эксперты приходят к одному из трех возможных выводов: а) о наличии индивидуального или группового тождества; б) о его отсутствии; в) о невозможности решить задачу отождествления. Указанные выводы о наличии или отсутствии тождества могут быть категорическими и вероятными.
При оценке этих выводов следователи должны иметь в виду, что в процессе доказывания установленными фактами при идентификации считаются только данные, содержащиеся в категорических выводах. Вероятные выводы имеют главным образом поисковое и ориентирующее значения. В процессе доказывания их не следует отбрасывать, но использовать только осторожно и очень продуманно, сочетая с другими установленными по делу обстоятельствами.
27. Основные понятия криминалистической диагностики
Криминалистическая диагностика - это определение сведущим лицом свойств и состояния изучаемого объекта, сущности какого-либо факта или явления, обстоятельств расследуемого преступления. Так, по следам ног можно не только идентифицировать обувь, но и решить диагностические задачи - определить направление движения человека, приблизительную скорость движения, примерный рост, пол и пр.
Объекты
криминалистической диагностики:
а)
диагностируемые (искомые) - состояние,
свойство объекта, механизм происшествия
и др.;
б) диагностирующие (проверяемые)
- признаки, отражающиеся в материальном
виде и характеризующие состояние,
свойства объекта, механизм происшествия.
Субъектами криминалистической диагностики являются лица, решающие диагностические задачи в ходе судебного исследования и предотвращения преступлений - следователь, эксперт, специалист, судья и др.
Формы
криминалистической диагностики:
а)
процессуальная - осуществляемая в ходе
процессуальных действий;
б)
непроцессуальная - осуществляемая,
например, при построении следственных
версий, методик расследования преступлений
и т.д.
Виды
диагностического исследования:
а)
определение свойств и состояния объекта,
его соответствия (несоответствия)
заданным характеристикам;
б)
исследование обстоятельств события;
в)
установление причинной связи между
фактами.
Диагностические исследования по определению свойств объекта позволяют не только определить его фактическое состояние, но и выявить прошлое состояние объекта. Например, при диагностическом исследовании следов, остающихся на месте происшествия, возможно решение целого ряда задач, связанных с анализом происшедшего события. По следам удается восстановить механизм события в целом или отдельные его стадии. Диагностические исследования позволяют также установить последовательность образования следов и, с учетом этого, определить очередность действий преступника.
При проведении диагностических исследований одним из основных методов является сопоставление по аналогии. Повторяемость событий, действий наличие типичных ситуаций влечет за собой возникновение повторяющихся типичных следов. В каждом случае решения диагностической задачи субъекту исследования предстоит выбрать из ряда типичных ситуаций такую, которая ближе всего к исследуемой, оставившей свое отображение. Используя метод сравнения, по аналогии эксперт выбирает из нескольких альтернатив одну, наиболее сходную ситуацию.
Выводы по результатам диагностических исследований могут формулироваться различно, в зависимости от целей и направленности исследования. Они могут описывать вероятный ход события в данных условиях, объяснять возникновение следов при определенных обстоятельствах, устанавливать реальное существование факта или причинную связь между фактами.
Диагностические исследования могут сочетаться с идентификационными. Например, прежде чем отождествить человека по следу пальца, найденному на месте преступления, необходимо решить диагностическую задачу о пригодности данного следа для отождествления.
Криминалистическая идентификация и диагностика широко используются в раскрытии и расследовании преступлений в качестве эффективных методов установления истины по уголовным делам.
28. Задачи криминалистической диагностики.
В наиболее общем виде задачи криминалистической диагностики могут быть классифицированы следующим образом:
а) установление пространственной структуры обстановки преступного события (где, в какой обстановке произошло преступление, каково точное место столкновения транспортных средств, какие из имеющихся следов относятся к совершенному преступлению и т. п.);
б) установление механизма отдельных этапов (стадий) события (направление и характер взлома преграды, взаимное положение транспортных средств в момент столкновения, способ изготовления фальшивых денежных знаков и т. п.);
в) определение вещественной структуры обстановки места происшествия (каковы свойства и состояние объектов этой обстановки, в какой мере они могли обусловить механизм преступления, выбор орудия преступления, оставить следы на преступнике и его одежде, обеспечить скрытность преступления и т. п.);
г) установление временных характеристик преступного события (когда оно произошло, сколько времени могло потребоваться для его совершения; в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли раньше, а какие позже и т. п.);
д) определение свойств действовавших объектов (лиц, орудий, транспортных средств), их количества, характера функционирования (сколько было участников преступления; обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными навыками, какое оборудование и навыки были применены при изготовлении огнестрельного оружия или взрывного устройства; исправно ли транспортное средство и если нет, то в какой связи неисправность находится с ДТП и т. п.);
е) ретроспективное исследование причинно-следственных связей (какова причина пожара, что могло явиться причиной выстрела без нажатия на спусковой крючок, имеется ли причинная связь между определенными действиями и наступившими последствиями, могла ли быть причиной ДТП техническая неисправность, установленная при экспертизе транспортного средства, и т. п.);
ж) прогнозирование действия причинно-следственных связей (какие последствия могли наступить в результате действий определенного лица, какие повреждения должны были остаться на скрывшемся транспортном средстве, в результате ДТП и т. п.);
з) установление в целом механизма преступного события. Эта задача представляет собой интеграционное диагностирование многих из приведенных выше факторов, являясь по сути своей ситуационным анализом всего события как системы действий. Для ее решения необходимо изучить и использовать все виды информации: личностной — об участниках события; вещной — о предметах отражаемых и отражающих; операционной — о механизме действий, их условиях, обстоятельствах;
и) установление соответствия ситуации, излагаемой участником процесса (обвиняемым, потерпевшим), тому механизму происшествия, который может быть определен по следам и иным вещественным доказательствам;
к) установление криминогенных факторов, составляющих элементы причин и условий преступного события (какие обстоятельства способствовали или могли способствовать его совершению; в какой обстановке может произойти аналогичное преступление; обеспечивает ли конструкция замка его надежность, может ли он быть открыт подобранным ключом, отмычкой; какие несовершенства документов способствуют их подделке и др.).
29. Понятие и виды судебной профилактики
Успешная криминалистическая деятельность в борьбе с различными видами преступлений немыслима без использования в ней четко продуманной системы криминалистических средств профилактического характера, в совокупности составляющих криминалистическую профилактическую деятельность.
Криминалистическая профилактика как часть общей юридической профилактики связана с выявлением причин и способствующих преступлению условий, объектов криминалистического воздействия, а также с применением специфических профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений, и с пресечением или прерыванием преступной деятельности конкретных лиц.
Разработка средств, приемов и методов профилактического характера всегда была предметом научного поиска в криминалистике. Однако в разные периоды задачи криминалистики в области профилактики либо слишком расширялись (за счет решения задач процессуально-надзорного и массово-разъяснительного характера), либо значительно сужались и сводились лишь к разработке и применению средств технической защиты документов, ценных бумаг и различных запорных устройств. В то же время высказывались мнения о том, что деятельность по предупреждению преступлений не является предметом криминалистики*. Доминирует же в криминалистике мнение о том, что следственная и экспертно-криминалистическая профилактика является предметом и видом криминалистической деятельности и что чрезмерное расширение, а равно и сужение ее предмета одинаково неприемлемы для криминалистики, ибо не соответствуют ее служебной роли.
Криминалистическая профилактическая деятельность делится на два вида: следственная профилактика и экспертно-криминалистическая профилактика. Ее предмет строится с учетом требований уголовно-процессуального закона, специфики криминалистики как науки и особенностей ее задач. При этом криминалистика не посягает на профилактические аспекты предмета других наук криминалистического цикла (криминологии, уголовного права и уголовного процесса).
Общей задачей криминалистической профилактики является постоянное совершенствование научно-технических средств, тактических приемов и методов расследования преступлений, повышающих эффективность и научно-методический уровень расследования в целом. Это одна из важных и основных профилактических задач криминалистики, создающая благоприятные условия для раскрытия большинства совершаемых преступлений. Вместе с тем решение указанной общей задачи немыслимо без реализации других более частных задач криминалистической профилактики. К их числу можно отнести следующие задачи и направления криминалистической профилактической деятельности: