Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управленческого учета
1.1. Управленческий учет: сущность и значение
1.2. Функции и принципы управленческого учета
Глава 2. Преимущества и недостатки управленческого учета на предприятии
2.1. Преимущества и недостатки управленческого учета
Введение
Система централизованно управляемой экономики, единой государственной собственности требовала жесткой регламентации учета в нашей стране. В учетной системе было много недостатков, но необходимо вспомнить о том, что она обеспечивала интересы плановой экономики, была подчинена ее целям. Именно система управленческого учета сразу же отреагировала на изменения в экономике. Старые методики управленческого учета и его организация по некоторым позициям вступила в противоречие с требованиями нарождающейся рыночной экономики, новыми отношениями собственности.
Поскольку наша экономика стала совершать медленное поступательное движение к рынку, то об управленческом учете можно говорить как о явлении, имеющем место в рыночной экономике. У отечественных предприятий начала проявляться ярко выраженная самостоятельность, независимость в принятии решений по управлению, ориентация на конечные результаты деятельности.
Управленческий учет в организации - это система, с ее преимуществами и недостатками, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития организации состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.
Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.
Система управленческого учета позволяет: определить стратегию развития бизнеса, сформулировать цели и выработать пути их достижения; рассчитать эффективность бизнеса в целом, эффективность каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей (ССП); проводить качественную оценку инвестиционных проектов и любых инноваций, разобраться со всеми бизнес-процессами компании и разумно детализировать все хозяйственные операции; разработать систему сбора, консолидации и анализа информации, как финансовой, так и нефинансовой, которая быстрее сигнализирует о проблемах (например, количество отказов клиентов быстрее, чем уменьшение прибыли, сигнализирует о снижении качества продукции); повысить эффективность управления денежными средствами компании; установить систему взаимоотношений между структурными подразделениями, организовать эффективную многоступенчатую систему внутреннего контроля на предприятии; создать систему управления затратами с целью их оптимизации; внедрить систему бюджетирования; принимать обоснованные управленческие решения, как стратегические, так и оперативные.
Исходя из необходимости для каждой организации оптимизации своей деятельности в рыночной экономике для максимизации прибыли, тема курсовой работы является актуальной, так как внедрение управленческого учета и выяснение его недостатков помогают организации достичь этой цели.
Предметом нашей работы является управленческий учет. Объектом – преимущества и недостатки управленческого учета, а также его предмет, метод, и функции.
Цель работы - изучить теоретические аспекты управленческого учета, рассмотреть и проанализировать его недостатки и преимущества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить литературу по вопросам, касающимся управленческого учета;
- изучить объект, предмет, функции, метод управленческого учета;
- проанализировать преимущества и недостатки управленческого учета;
- дать рекомендации, необходимые для эффективного ведения управленческого учета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы управленческого учета
1.1. Управленческий учет: сущность и значение
Управление относится к числу понятий, хорошо знакомых большинству людей. В словаре русского языка С.И. Ожегова этот термин трактуется
следующим образом: «Управлять – это: 1) направлять ход, движение кого – чего-нибудь, руководить действиями кого – чего-нибудь; 2) руководить,
направлять деятельность кого – чего-нибудь [18, c. 526]. Согласно «Советскому энциклопедическому словарю» управление – это элемент, функция
организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры,
поддержание режима деятельности, реализации их программ и целей» [23, c. 1379].
В наиболее общем виде управление можно рассматривать как действие, организующее и направляющее какие-либо процессы.
В ХХ веке сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление, по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика» [23, с.1402]. Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют
«отцом кибернетики».
Кибернетика исходит из одной схемы управления, характерной для всех его форм и видов (рис.1).
Согласно этой схеме субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим
сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия, либо признает переданный ранее сигнал удачным, и на определенное время дает возможность объекту развиваться
в указанном направлении.
Канал обратной связи может быть зрительным,
звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Обратная связь – это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.
Исходя из вышеизложенного, управление можно определить как целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект, реализующий свои функции на основе ценностно-ориентированной информации, сформированной с учетом принципа обратной связи.
Эффективность любой системы управления
во многом зависит от качества, своевременности и достоверности представленной информации.
При этом необходимо, чтобы на основе полученной информации можно было бы анализировать не только произошедшие факты хозяйственной
жизни организации, но и выработать рекомендации по ее стратегическому развитию. В современных условиях этим целям наилучшим образом отвечает управленческий учет.
В настоящее время повышен интерес современных исследователей к определению понятия и предназначения управленческого учета. Вопрос
о необходимости выделения управленческого учета из общей системы учета до сих пор остается дискуссионным [4, с.124]. Мнения авторов по этим вопросам колеблются от узкого понимания управленческого учета (как подсистемы бухгалтерского учета, не предназначенного для отдельного глубокого научного исследования), до его трактовки как общей системы управления предприятием,
охватывающей все функции управления и формирующей информацию, удовлетворяющую всем сферам управления. Последнее означает исследование широкого круга вопросов, выходящих за рамки бухгалтерского учета.
Основываясь на результатах современных исследований управленческого учета, на наш взгляд, можно выделить три основных подхода:
– полное отрицание понятия «управленческий учет»;
– определение управленческого учета как части бухгалтерского, который, кроме того, включает в себя финансовую и налоговую составляющие;
–определение управленческого учета как вполне сложившегося самостоятельного научного и практического направления [17, с.44].
Авторы, отрицающие понятие управленческого учета, едины во мнении о том, что управленческий учет надуман и является следствием ведения
двойной бухгалтерии. В частности, М.Ю. Медведев считает, что «управленческий учет – это тот же производственный учет, но применительно
к современной терминологии, и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета» [17]. Л.Н. Юдина полагает, что «при разрушении единой системы бухгалтерского учета под таким благовидным предлогом, как обособление управленческого учета, существует опасность закрепления современной практики бухгалтерского учета, оправдания присущих ей пороков» [27, с.45].
На наш взгляд, такой подход нельзя считать достаточно обоснованным. Во-первых, как управленческий, так и производственный учет относятся
к различным типам хозяйствования (рыночному и плановому). По форме они совпадают, поскольку объектом их исчисления является себестоимость
продукции, однако по содержанию – это различные категории. Производственный учет носит узкоспециализированный характер, его анализ направлен на определение возможности сокращения
затрат на основе экономии материальных и трудовых ресурсов, в то время как управленческий учет позволяет выявить внутренние резервы и механизмы управления ими, способствующие росту эффективности деятельности, когда оптимально сочетаются затраты и результаты.
Во-вторых, условия общественной собственности, как было сказано выше, ограничивали свободу принятия управленческих решений, и с этих
позиций производственный учет носил более формальный характер, чем современный управленческий учет[8, с.102]. Основная цель производственного учета состояла в том, чтобы отчитаться по соответствию себестоимости «спущенным сверху» плановым показателям. Речь шла не столько об оптимизации системы затрат, сколько о соблюдении предполагаемых пределов затрат. В силу этого производственный учет имел иные целевые установки,
нежели управленческий учет.
В-третьих, производственный учет всегда носил ретроспективный характер, а управленческий ориентирован на будущее.
На наш взгляд, управленческий учет исторически является следствием производственного учета, который включает в себя, в основном, учетнорасчетные процедуры, главной целью которых является определение затрат на производство продукции, исчисление себестоимости ее единицы, а также рентабельности выпуска и продаж.
Современный производственный учет включает три основных раздела:
● учет затрат и доходов по их видам;
● учет затрат и доходов по центрам ответственности;
● учет затрат и доходов по их носителям.
Учет затрат и доходов по их видам должен показать, какие группы затрат возникли на предприятии в процессе производства продукции (работ, услуг)
в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе реализации изделий (работ, услуг).
Учет затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать точному их распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в разрезе каждого центра ответственности.
Наконец, учет затрат и доходов по их носителям должен определить рентабельность каждого вида выпускаемой продукции (работ, услуг) [13, с.49-50].
Таким образом, только в рамках производственного учета удается рассчитать себестоимость и рентабельность единицы продукции и выявить
скрытые резервы повышения эффективности производственной деятельности предприятия.
Управленческий же учет по своему составу,
безусловно, шире, чем производственный, поскольку через функции управления он превращает производственный учет, по существу, в интегрированную систему внутрихозяйственного учета затрат и доходов организации.
Самую многочисленную группу составляют авторы, рассматривающие управленческий учет в составе системы бухгалтерского учета. Содержание авторских концепций различно. По мнению одной группы ученых относительно составляющих бухгалтерского учета, в современных условиях он представляет собой систему, включающую три подсистемы: финансовый, налоговый
и управленческий виды учета [5; 6, с. 15; 8, с. 8; 13, с. 12; 20]. Учетная информация, формируемая в единой системе учета, служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и за ее пределами.
Другая группа авторов считает, что управленческий учет является составной частью интегрированной бухгалтерской информационной системы, основанной на данных первичного учета [4, с. 14; 11, с. 23; 14, с. 90; 25, с. 15]. Он охватывает все виды учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления предприятием. В частности, А.Д.Шеремет видит в управленческом учете «подсистему бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий
аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации» [25, с. 15].