Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие и функции финансов
1.2. Финансовая система страны
1.3. Влияние финансов на экономику
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Анализ консолидированного бюджета России
2.2. Текущее состояние налоговых поступлений в консолидированный бюджет России
2.3. Проблема формирования государственного бюджета и распределения бюджетных средств
ВВЕДЕНИЕ
Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансы, как научное понятие, обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Не важно, идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Но движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. При этом однородные экономические отношения, будучи представлены в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию. Финансы, выражая производственные отношения, выступают в качестве экономической категории.
Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов, т.к. финансы – общественная форма, обусловленная существованием денег.
Актуальность исследования проводимого в курсовой работе заключается в том, что эффективное управление финансами является ключевым аспектом развития экономики страны. Оно представляет собой деятельность государственной власти, направленную на выполнение поставленных целей и задач, ориентированных на пополнение фондов, а также контролем за их справедливым, своевременным и законным использованием. Управление финансами обеспечивает устойчивый экономический рост, состоятельность национальной бюджетной системы и финансовую безопасность экономики в целом. Основная задача – стабилизация финансовых ресурсов с целью социально-экономического развития общества.
Цель курсовой работы – исследовать экономические основы финансов как инструмента регулирования экономики. Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия финансы в рыночной экономике;
- рассмотреть финансовое регулирование экономики России;
- сформулировать проблемы и пути их решения при формирования государственного бюджета и его распределения.
Объектом работы являются финансы, предметом – вопросы функционирования финансов как инструмента регулирования экономики.
Методологической основой исследования являются традиционные способы обработки информации – анализ, синтез, графический метод, сравнение абсолютных, относительных и средних величин и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие и функции финансов
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и развитие определяется тем, какое место занимают денежные отношения в системе экономических отношений. Деньги являются материальной основой финансов и обязательным условием их существования. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Если деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого соизмеряются затраты труда на изготовление различных товаров, определяется их стоимость и осуществляется обмен, то финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального богатства[1].
Термин «финансы» происходит от лат. finare – окончание, урегулирование спора (обычно денежного). Отсюда возникло finansia –обязательная уплата денег или денежный платеж. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения любых отношений, связанных с доходами и расходами государства[2].
Экономическая сущность финансов заключается в исследовании: за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Роль финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и распоряжении данными средствами.
Специфические признаки финансов, выделяющие их из всей массы денежных отношений:
- денежный характер: финансы – это всегда денежные отношения;
- разные права субъектов: одна из сторон в этих отношениях – государство или уполномоченный государством орган;
- движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды[3].
Можно выделить субъекты финансовых отношений: государство, организации различных форм собственности, граждане.
Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансы носят фондовый характер, так как в процессе общественных отношений по поводу денег денежные ресурсы аккумулируются (обособляются) в зависимости от целей. Следовательно, все фонды носят целевой характер и функционируют самостоятельно, например, фонд оплаты труда, амортизационный фонд, фонд поддержки малого предпринимательства и т.д.
Финансы в своем проявлении в экономических отношениях функционируют не изолированно, а взаимодействуют со многими экономическими категориями. Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.
Сущность финансов, как и любой другой экономической категории, выражается в их функциях. Функция обозначает внешнее проявление свойств в данной системе отношений.
Распределительная функция. Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы. Ими являются заработная плата работников, занятых в сфере материального производства, доходы организаций от производственной деятельности. Так как финансы носят фондовый характер, то это свойство позволяет их распределять. Например, распределением является перечисление средств в бюджеты при помощи налоговых отчислений, неналоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные фонды.
Перераспределительная функция. Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием непроизводственной сферы и социальной сферы, а также с необходимостью перечисления денежных средств нижестоящим бюджетам в виде субсидий, субвенций, дотаций, трансфертам, отраслям экономики, правительствам, различным социальным группам населения[4].
Процесс перераспределения осуществляется следующим образом:
- через бюджетную сферу, сформированную в результате уплаты налогов и сборов, неналоговых платежей как организациями, так и гражданами в виде финансирования из бюджета расходов получателей бюджетных средств;
- финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получения банковских кредитов, процентов, дивидендов;
- через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов плательщиками для выплаты и получения страховых вознаграждений получателям[5].
Кроме стоимости ВВП распределяется также часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет; поступления от внешней экономической деятельности (внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов).
Таким образом, участие финансов в перераспределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, существенными объемами денежных средств, мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью денежных доходов и расходуемых денежных средств.
Контрольная функция. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределением стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе. При рассмотрении содержания контрольной функции происходит ее отождествление с финансовым контролем[6].
Стимулирующая функция. Государство постоянно воздействует на процесс развития отраслей и организаций, используя финансовые рычаги: финансирование из бюджета, установление цен и тарифов, норм налогового законодательства, экспортно-импортных пошлин. Например, государство воздействует на деятельность предпринимателей, изменяя размер налоговой ставки, что позволяет стимулировать или сдерживать развитие какой-либо отрасли.
1.2. Финансовая система страны
Финансовая система страны – совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами[7].
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве (рис. 1).
Рисунок 1. Финансовая система страны[8]
Сферы финансов образуют централизованные и децентрализованные финансы, которые характеризуются источниками финансов и способами их распределения.
Централизованные финансы. К централизованным (государственным) финансам относятся государственный кредит и бюджетная система. Государственный кредит необходим государству в случае недостатка денежных средств в федеральном бюджете для осуществления своей деятельности. Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней власти: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов и внебюджетных фондов федерального и регионального уровня. Их финансы формируются за счет обязательных отчислений организаций и физических лиц и из других источников. Перераспределение финансов осуществляется централизованно по бюджетной росписи, утвержденной Президентом России.
Децентрализованные финансы. К децентрализованным финансам (финансам хозяйствующих субъектов) относятся финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансового рынка, домашних хозяйств[9].
Финансы хозяйствующих субъектов – основа финансовой системы страны. Финансы хозяйствующих субъектов участвуют в процессе создания и распределения общественного продукта и национального дохода, являются главной составляющей децентрализованных финансов. От состояния финансов коммерческих организаций зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом не исключается эффективное использование в процессе производства средств бюджетов, банковских кредитов, страхования. Хозяйствующие субъекты действуют на основе коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Полученная выручка распределяется ими самостоятельно.