Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие и функции финансов
1.2. Финансовая система страны
1.3. Влияние финансов на экономику
ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1. Анализ консолидированного бюджета России
2.2. Текущее состояние налоговых поступлений в консолидированный бюджет России
2.3. Проблема формирования государственного бюджета и распределения бюджетных средств
Таким образом, за 2017 год совокупные доходы консолидированного бюджета составили 31046,7 млрд. руб. Наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированного бюджета приходится на ненефтегазовые доходы – 80,8% (25074,8 млрд. руб.). За 2017 год доля ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета сократилась на 2 п.п. Большие поступления в консолидированный бюджет обеспечивают страховые взносы 6784 млрд. руб. или 21,9% и НДС 5137,6 млрд. руб. или 16,2%.
Далее рассмотрим состав и структуру расходов консолидированного бюджета и рассчитаем темпы роста доходов консолидированного бюджета по источнику формирования (таблица 2).
Таблица 2
Состав и структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2015 – 2017 гг. [21]
Показатель |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
|||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
|
Расходы, всего |
29 741,5 |
100,0 |
31 323,7 |
100,0 |
32 395,7 |
100,0 |
Общегосударственные вопросы |
1 848,2 |
6,2 |
1 849,9 |
5,9 |
1 952,6 |
6,0 |
Национальная оборона |
3 182,7 |
10,7 |
3 777,6 |
12,1 |
2 854,2 |
8,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 072,2 |
7,0 |
2 011,4 |
6,4 |
2 034,1 |
6,3 |
Национальная экономика |
3 774,4 |
12,7 |
3 889,8 |
12,4 |
4 332,0 |
13,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
979,9 |
3,3 |
992,6 |
3,2 |
1 209,9 |
3,7 |
Охрана окружающей среды |
71,7 |
0,2 |
84 |
0,3 |
116,3 |
0,4 |
Образование |
3 034,60 |
10,2 |
3 103,1 |
9,9 |
3 264,2 |
10,1 |
Культура, кинематография |
395,6 |
1,3 |
422,8 |
1,3 |
492,9 |
1,5 |
Здравоохранение |
2 861,0 |
9,6 |
3 124,4 |
10,0 |
2 820,9 |
8,7 |
Социальная политика |
10 479,7 |
35,2 |
10 914,2 |
34,8 |
12 022,5 |
37,1 |
Физическая культура и спорт |
254,9 |
0,9 |
262,3 |
0,8 |
327 |
1,0 |
Средства массовой информации |
125,7 |
0,4 |
119,9 |
0,4 |
127,3 |
0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
661 |
2,2 |
771,8 |
2,5 |
841,8 |
2,6 |
Таким образом, за 2017 год совокупные расходы консолидированного бюджета составили 32395,7 млрд. руб. Наибольший удельный вес в структуре расходов консолидированного бюджета приходится на социальную политику – 37,1% (12022,5 млрд. руб.). За 2017 год доля расходов на социальную политику в консолидированном бюджете увеличилась на 2,3 п.п. Второе место в структуре расходов консолидированного бюджета приходится на национальную экономику – 13,4% (4332 млрд. руб.). За 2017 год доля расходов на национальную экономику в консолидированном бюджете увеличилась на 1 п.п.
2.2. Текущее состояние налоговых поступлений в консолидированный бюджет России
Как было выяснено ранее в структуре доходов консолидированного бюджета приходится на налоговые поступления, рассмотрим их более подробно.
Возникновение такого механизма как налогообложение происходит с формированием первых государств. Теория и практика налогообложения развивалась с теорией государства и практикой его функционирования. Налоги выступают основным финансовым инструментом экономической политики государства и регулировании экономики.
Стабильность финансовой системы государства, включая исполнение социальных обязательств, реализацию государственных программ, направленных на поддержку и развитие экономики, повышение обороноспособности страны, напрямую зависит от объемов и динамики налоговых поступлений. В настоящее время налоговые поступления составляют почти 70 % от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. В общественном мнении доминирует тезис о том, что рост налоговых поступлений обеспечивается только за счет увеличения ставок налогов. Номинальные темпы роста налоговых поступлений представим на рисунке 4.
Рисунок 4. Номинальные темпы роста налоговых поступлений в РФ за 2013-2017 гг.[22]
Вместе с тем на протяжении последних 5 лет (2013-2017 гг.) поступления налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации показывали устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза (на 58,6 %), в то время как ставки по основным налогам – налогу на прибыль организаций, НДС, НДФЛ – не изменялись.
Одновременно подчеркнем, что рост налоговых поступлений был сформирован в условиях крайне волатильной конъюнктуры на основные товары сырьевого экспорта, введения внешних ограничений и общего замедления экономики: в реальном выражении (т. е. с учетом инфляции) он составил 19,9 %, в то время как накопленный за 5 лет рост ВВП только 1,2 % (рис. 5).
Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ представим на рисунке 6. Таким образом, более 55 % поступлений администрируемых ФНС России доходов приходится на консолидированные бюджета субъектов РФ, 44 % - на федеральный бюджет.
Рисунок 5. Темпы роста налоговых поступлений и ВВП [23]
В общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-ноябре 2018 года удельный вес поступлений в федеральный бюджет составил 56%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 44%. Формирование всех доходов в январе-ноябре 2018 года на 81% обеспечено за счет поступления НДПИ – 29%, налога на прибыль - 20%, НДС – 16% и НДФЛ – 16%.
Рисунок 6. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджета РФ [24]
Интересно, что наиболее высокие темпы роста налоговых поступлений за 5 лет сложились по итогам 2017 года, когда началось оживление экономики после снижения в 2015-2016 гг.: в 2017 году поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по сравнению с 2016 годом выросли на 20 %, или почти на 2,9 трлн руб., и превысили 17 трлн руб. Почти 40 % прироста поступлений было обусловлено корректировкой цены на нефть, которая увеличилась на 29 % в декабре 2016 г. – ноябре 2017 г. (с 40,3 до 52,1 долл. за баррель), что дополнительно принесло 1,2 трлн руб. нефтегазовых доходов. Однако 60 % прироста поступлений, или 1,7 трлн руб., обеспечили ненефтегазовые доходы, поддержанные хорошей динамикой ключевых макроэкономических показателей.
Так, поступления налога на прибыль организаций выросли на 18,8 %, чему в определенной степени способствовал рост прибыли в экономике: прибыль прибыльных организаций увеличилась на 3 %.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации представлено в таблице 3.
Оживление потребительского спроса, индикатором которого традиционно выступает рост в секторе розничной торговли (4 % в номинальном выражении), положительно отразилось на динамике поступлений НДС (увеличение на 15,2 %). Это обусловлено тем, что на макроуровне «чистой» налоговой базой для НДС, т. е. очищенной от влияния налоговых вычетов на промежуточных стадиях формирования добавленной стоимости, выступает объем конечного потребления.
Увеличению потребительского спроса способствовало и ускорение роста средней заработной платы в экономике до 6,7 %, которое одновременно дало эффект роста НДФЛ – на 7,7 %.
В целом поступления по всем ненефтегазовым доходам выросли на 11,6 %. По нашим оценкам, общий вклад макроэкономических факторов в динамику налоговых поступлений составляет около 3,9 %, или 554 млрд руб. На долю изменений налогового законодательства (прежде всего речь идет об ограничении списания убытков по налогу на прибыль организаций и о ежегодной индексации ставок акцизов) приходится около 5 %, или 725 млрд руб.
Таблица 3
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации[25]
2017г. |
В % к 2016г. |
|||||
КБ* |
в том числе |
КС |
в том числе |
|||
ФБ** |
КБС*** |
ФБ |
КБС |
|||
Всего |
17343,2 |
9161,8 |
8181,5 |
119,8 |
132,2 |
108,3 |
из них: |
3290,0 |
762,4 |
2527,6 |
118,8 |
в 1,6р. |
110,9 |
налог на доходы физических лиц |
3251,1 |
- |
3251,1 |
107,7 |
- |
107,7 |
налог на добавленную стоимость |
3236,3 |
3236,3 |
- |
115,2 |
115,2 |
- |
из него налог на добавленную |
3069,9 |
3069,9 |
- |
115,5 |
115,5 |
- |
акцизы по подакцизным товарам |
1521,3 |
909,6 |
611,7 |
117,6 |
143,9 |
92,4 |
налоги на имущество |
1250,3 |
- |
1250,3 |
111,9 |
- |
111,9 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
4162,9 |
4090,3 |
72,6 |
141,0 |
141,9 |
105,4 |
из них налог на добычу |
4130,4 |
4061,4 |
69,1 |
141,0 |
141,8 |
104,8 |
*КБ – консолидированный бюджет
**ФБ – федеральный бюджет
***КБС – консолидированный бюджет субъектов РФ
Оставшиеся 2,7 % прироста поступлений, или порядка 390 млрд руб., обеспечены за счет качественного налогового администрирования. Это дополнительные доходы, полученные благодаря работе налоговых органов по «обелению» экономики с использованием инструментов дистанционного цифрового контроля и мониторинга налоговой среды.
Таким образом, повышение эффективности налогового администрирования способствует наполнению бюджета, а также сокращению теневого сектора, выравниванию условий конкуренции, снижению коррупции и в долгосрочном плане повышению эффективности экономики.
В 2018 году ключевые тенденции роста налоговых поступлений сохраняются. Так, за 5 месяцев в консолидированный бюджет Российской Федерации уже поступило 1,1 трлн руб. доходов, что на 14,8 % больше, чем за аналогичный период 2017 года, чему способствует продолжающийся рост цен на нефть – на 27 % (с 51,8 до 65,6 долл. за баррель).
На динамике поступлений отрицательно сказался перенос индексации ставки акцизов на табак с 1 января на 1 июля текущего года: в январе 2018 г. недопоступило более 141 млрд руб., что адекватно квартальной сумме акцизов на табак. Скорректированный темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 116,8 %.
Но главный тренд – уверенный рост ненефтегазовых налогов – на 10,3 %, или 560 млрд руб., который обусловлен продолжающимся ростом экономики.
Так, на фоне низкой инфляции (2,3 %) ускорились инвестиции в основной капитал (до 3,6 %), уверенно растет грузооборот транспорта (на 3,1 %). В результате, по предварительной оценке Росстата, в I квартале 2018 г. ВВП увеличился на 1,3 %. Ключевое влияние на рост ВВП оказал рост такого системообразующего и налогоемкого сектора, как промышленность. С учетом пересмотра Росстатом итогов роста промышленности в I квартале 2018 г. с 1,9 до 2,8 % индекс промышленного производства продолжил рост и за 5 месяцев увеличился на 3,2 %, в том числе в обрабатывающем секторе – на 4,4 %.
Указанные экономические тенденции достаточно точно отражаются в отраслевой динамике поступлений. Так, в секторе добычи полезных ископаемых последние выросли в 1,3 раза благодаря ценовой конъюнктуре. Рост поступлений в обрабатывающей промышленности в целом составил 17 %, основной вклад в который внесли такие системообразующие отрасли, как производство пищевых продуктов (в 1,3 раза), металлургия (на 13 %), производство автомобилей (в 1,5 раза), производство оборудования (в 1,2 раза), производство лекарственных препаратов (в 1,4 раза), химическое производство (в 5,8 раз), кораблестроение (в 2,2 раза).
Уверенный рост поступлений наблюдается и в остальных крупных секторах экономики, прежде всего в строительстве (на 13 %), производстве электроэнергии (на 12 %), сельском хозяйстве (на 11 %).
В целом повышение ключевых макроэкономических индикаторов является фундаментальным фактором роста и в разрезе основных налогов. В результате улучшения финансового состояния организаций поступления налога на прибыль увеличились на 12,5 % и составили 1,7 трлн руб. Постепенное восстановление потребительского спроса (увеличение на 2,4 % за январь – май 2018 г. против снижения на 0,6 % в соответствующем периоде прошлого года), разогреваемого ростом среднего уровня заработной платы (на 11,5 % с начала года), отразилось на высоких темпах роста НДС (на 14 %) и НДФЛ (на 12,9 %). В абсолютном выражении поступления НДС и НДФЛ составили 1,4 трлн и 1,3 трлн руб. соответственно.