Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности и основные направления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межгосударственного обсуждения, согласования интересов и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи – обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации противоречивой глобализирующейся мировой экономики. Международный валютный фонд, как и другие специализированные институты ООН (группа Всемирного банка, Всемирная торговая организация) относится к организациям, имеющим глобальное значение.

За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, центра международного кредитования, гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Он играет важную роль в реализации решений «восьмерки» ведущих государств, служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым институтом, накопил большой и полезный опыт.

Актуальность исследования политики Международного валютного фонда в области регулирования современных международных отношений обусловлена тем, что в последнее десятилетие деятельность МВФ подвергается критике со стороны мирового сообщества, прежде всего в связи отсутствием системы раннего оповещения о наступлении финансовых и валютных кризисов и мер по их преодолении. Признается неэффективной деятельность МВФ как кредитора развивающихся стран, поскольку его кредиты часто оседают в международных банках вместо использования их для реформирования экономики. Хотя нет единства в оценках деятельности Международного валютного фонда, должна совершенствоваться его роль в межгосударственном регулировании международных валютно-кредитных и финансовых отношениях в условиях глобализации экономики.


Цель – исследование политики Международного валютного фонда в области регулирования современных международных отношений.

Задачи работы обусловлены ее целью:

  • рассмотреть цели создания, задачи и структуру МВФ;
  • исследовать основные направления деятельности МВФ в области регулирования современных международных валютно-кредитных отношений;
  • рассмотреть проблемы и перспективы взаимодействия МВФ и России в области валютно-кредитных отношений;
  • определить перспективные направления развития деятельности МВФ.

Объект исследования – Международный валютный фонд как центральный институт международных финансовых организаций.

Предмет исследования – политика Международного валютного фонда в области регулирования современных международных валютно-кредитных отношений.

Научно-методическая основа работы – научные публикации по вопросам международных валютно-кредитных и финансовых отношений, мировой экономике; публикации, посвященные деятельности международных финансовых организаций и собственно деятельности МВФ.

Глава 1. Международный валютный фонд как центральный институт международных финансовых организаций

1.1. Цели создания Международного валютного фонда

Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.

Международный валютный фонд является центральным институтом среди всех международных финансовых организации, начал свою деятельность в 1944 г. К рассмотрению валютно-финансовой конференции, которая состоялась в Бреттон-Вудсе (штат Нью Гемпшир, США) в июле 1944 г. были представлены два проекта формирования новой системы международных валютных отношений[1].

Первый представлял собой проект международного клирингового союза, подготовленный английским экономистом Дж.М.Кейнсом. Данный план в основном представлял интересы Великобритании, которая рассчитывала усилить позиции фунта стерлингов и покрыть пассивы платежного баланса за счет реализации многосторонней платежной системы, то есть прежде всего за счет активного сальдо США. И хотя предложения Дж.М.Кейнса были отвергнуты в Бреттон-Вудсе, позднее в 1950-х гг. они стали прототипом Европейского платежного союза.


Программа, которая была востребована и легла в основу формирования Международного валютного фонда, получила название план Г.Д.Уайта (по имени ее разработчика, американского экономиста). Соглашение об учреждении МВФ в значительной степени преследовало интересы США. Получив статус главного кредитора, Соединенные Штаты обрели целый ряд прямых и косвенных преимуществ. Это касалось и роли золота, режимов валютного курса, валютных ограничений и конвертируемости. К тому же образование фонда произошло до создания Организации Объединенных Наций, следовательно, это была первая межправительственная организация, на которой США сразу получили право вето при принятии особо важных решений.

Статьи Соглашения о МВФ были приняты на конференции в Брретон-Вудсе 1 апреле 1945 г., документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Официальную деятельность МВФ начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям Фонд приступил с 1 марта 1947 г.

Следует отметить, что СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. В условиях перехода к рыночным отношениям в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народной Демократической Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с июня 1992 г.

Количество стран – членов МВФ выросло с 39 в момент создания до 184 (на 2005 год), охватив почти все мировое сообщество за исключением Кубы, КНДР, Северной Кореи, Тайваня и некоторых других малых государств.

Все основные моменты, связанные с функционированием МВФ, закреплены в Статьях Соглашения, выполняющих роль устава организации. Так, в статье 1 продекларированы цели создания Фонда[2]:

  • развивать международное валютное сотрудничество и служить органом такого сотрудничества и консультаций по международным валютным отношениям;
  • облегчать рост экономики и сбалансированный рост международной торговли, содействуя тем самым достижению, поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов и развитию производственных ресурсов всех стран-членов как первоочередных целей экономической политики;
  • содействовать стабильности валютных курсов, стремиться к тому, чтобы страны-члены поддерживали упорядоченные режимы валютных курсов и избегали конкурентного обесценивания валюты;
  • содействовать установлению многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами – членами и устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
  • внушать доверие к странам – членам, предоставляя в их распоряжение временно и с адекватными гарантиями общие ресурсы Фонда, давая им, таким образом, возможность исправлять неравновесия своих платежных балансов без использования мер, наносящих ущерб национальному или международному процветанию;
  • сокращать длительность и уменьшать степень неравновесия платежных балансов стран-членов.

Статья 2 Устава закрепляет классификацию стран-членов МВФ. В статье 3 обозначена форма участия членов в деятельности Фонда. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением при вступлении в МВФ каждая страна должна внести в его капитал часть квоты золотом или долларами США (25 % квоты) или 10 % ее официальных золотовалютных резервов, а остальная часть квоты подлежала уплате в национальной валюте (или обеспеченными ценными бумагами). В дальнейшем МВФ стал исчислять квоту на основе данных об экономике вступивших стран: размер квоты сопоставляется с квотами стран с аналогичными параметрами экономики и при необходимости корректируется. Так как доля экономики, валютно-финансовое положение и роль отдельных государств в мировом хозяйстве изменяются, а также меняется потребность стран в кредитных ресурсах, то в статье 3 учредительного соглашения МВФ также предусмотрен периодический общий пересмотр квот (с 1978 г. он должен осуществляться максимум через пять лет. Фонд также может пересмотреть квоту отдельной страны по ее просьбе, если сочтет это целесообразным)[3].

Особое значение для функционирования Фонда имеет статья 4. В ней содержатся обязательства государств- членов в отношении валютного режима, то есть в отношении механизма установления соотношения между валютами. При Бреттон-Вудской системе государства поддерживали валютный курс к доллару США, который фиксировался к золоту. С момента вступления в силу 2 поправки к Уставу МВФ все зафиксированные ранее паритеты валют и центральные курсы потеряли для Фонда юридическую силу, то есть странам членам было предоставлено право выбора режима валютного курса. Типы режимов регламентированы разделом 2 статьи 4, их суть следующая:

  • поддержание страной – членом МВФ стоимости своей валюты по выбору в специальных правах заимствования (СДР) или в другом эквиваленте, исключая золото;
  • создание кооперативных режимов, с помощью которых страны поддерживали бы стоимость своей валюты по отношению стоимости валют других стран – членов;
  • создание любого другого режима валютного курса по выбору страны-члена.

То есть страна имеет право практиковать как плавающий, так и фиксированный валютный курс. В последнем случае она реализует привязку своей валюты к СДР или валюте другой страны, или группе валют, исключая золото. Также допускаются промежуточные режимы, предполагающие изменения курса в соответствии с индексом цен, валютным коридором. Но какой бы режим валютного курса не выбрала страна – член МВФ, она должна выполнять следующие задачи:


  • стимулировать экономический рост в условиях стабилизации цен, направляя соответствующим образом свою экономическую и финансовую политику;
  • содействовать стабильности базисных экономических условий, избегать непредсказуемых кризисных потрясений и резких скачков в движении валютного курса;
  • отказаться от манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для достижения несправедливого преимущества в конкуренции с другими странами-членами МВФ.

Статья 5 касается операций и сделок МВФ, а также условий доступа и использования членами общих ресурсов. Статья 6 в свою очередь связана с допустимыми мерами контроля стран-участниц, над международным движением капитала. В частности, МВФ запрещает применять меры контроля таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим операциям или чрезмерно задерживать переводы средств в рамках завершения расчетов по обязательствам. В статье 7 содержатся меры по регулированию всеобщего дефицита. Но без сомнения одной из наиболее значимых статей Устава является статья 8, обязывающая отменить валютные ограничения и определяющая режим конвертируемости национальной валюты по всем видам текущих валютных операций. Из семи разделов этой статьи наиболее важное значение имеют второй, третий и четвертый. Так, раздел 2 предусматривает, что страна не должна без согласования с МВФ вводить ограничения на платежи и переводы по международным текущим операциям; раздел 3 включает обязательства по избежанию дискриминационных валютных мероприятий. Страна не должна допускать, чтобы ее финансовые институты участвовали в дискриминационных валютных соглашениях; запрещается применение множественности валютных курсов. Раздел 4 обязывает страны выкупать остатки своей валюты у других стран, оплачивать их в СДР или в валюте страны, запросившей выкуп.

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пересматривались. Первая сессия поправок (1968-1969 гг.) связана с выпуском СДР, вторая (1976-1978 гг.) определила принципы Ямайской валютной системы, третья поправка (1990-1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде приостановления права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом. Кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих в 1997 г. четвертая поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР[4].