Файл: Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные педагоги тоже уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. У каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным.

     Важное место в комплексе воспитательных задач обучения занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств младшего школьника, черта его характера, которая проявляется в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому   или иному учебному предмету в начальной школе.

     Каждый вид деятельности школьников в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на том или ином этапе.

     В педагогике выделяют две большие группы мотивов учения: познавательные (широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) и социальные (широкие и узкие или позиционные, мотивы социального сотрудничества). Каждая группа обладает определёнными характеристиками, которые сочетаются и с другими побуждениями и потребностями в учебной  деятельности учащихся.


Конкретными  мотивами учебной   деятельности младшего школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но самую главную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес, который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами и в конечном счёте успешности обучения школьников.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности учащихся младшего школьного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только к учению, но и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

       Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие младших школьников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.

Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией,  ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.

Из всего существующего многообразия различных видов игр только дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры – учебная направленность и  игровая форма - позволяет стимулировать более глубокое овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр дидактическая игра выделяется существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. 


Игровой замысел – первый структурный компонент игры - выражен, как основное правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел  часто выступает в виде вопроса, как бы предсказывая ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний, которые они получили.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности школьников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

Учитель выступает в роли руководителя игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт младшим школьникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений школьников или в усвоении знаний, могут или в их применении.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса учащихся к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно  принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка неуспевающих.

При наличии интереса школьники занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если преподаватель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то учащиеся относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Интересная игра та, которая доставляет детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение младших школьников к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.


Итак , использование на уроках развивающе - обучающих и дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Школьники становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности  коллектива класса начальной школы. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в классе, а так же имеет больше значения при формировании познавательного интереса к обучению. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней  реализуется потребность воздействия на мир.

Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?

Главное значение этих игр в следующем:

  1. Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
  2. Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
  3. Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
  4. Развивается положительная мотивация учения, внимание, увеличивается работоспособность.

         Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос или задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее?”, “Не зевать!”, “Отвечай сразу”, “Кто вернее?” и так далее.

         Значительная часть игр дает возможность учащимся сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению изученного материала.

         Например, на уроках математики при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игру “Помоги пчёлке Мае”.

         На доске висит таблица, с изображением полянки с цветами. На каждом цветке записан пример:

5+7 4+8 9+3 7+6 5+9 4+7 7+7 8+9 6+5

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры, остальные учащиеся выполняют задания самостоятельно в тетради. По истечении определённого времени на вычисление, ученики сверяют полученные ответы с доской. Ученик, находившийся у доски, который решил больше примеров- собрал больше цветов , считается победителем.

  Для закрепления знаний учащихся таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “ «Полет в космос.»


Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды

Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.

         Эти игры простые, что позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, которое способствует активизации учебной деятельности учащихся, обязывает их быть более внимательными, собранными, быстрыми.

         Многие упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем способностей к обучению.

         Например, можно дать работу для самостоятельного выполнения в виде игры “Кто больше забьёт мячей в ворота?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя более свободно, поэтому уверенно и  с интересом приступают к работе. Каждый ученик получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

         Например, хорошо подготовленным детям предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Ученик, решивший задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

         На таких занятиях ставиться цель привить любовь к урокам математики учащимся с разными математическими способностями. Все дети стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. После выполнения задания на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А учащимся, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

         Таким образом, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

         Однако игра не должна быть самой главной на уроке, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

• Правила игры должны быть простыми и понятными для детей, точно сформулированными.