Файл: Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Материал дидактической игры должен быть посилен для всех детей.

• Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

• Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ученик.

• Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

      При обучении младших школьников грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.

         Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте является формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук?”).

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
         Ра ма          По ра
         Ра на Ко ра

Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твёрдый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Игра “Живые буквы”. Детям раздаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог ( по опорной согласной или гласной).

Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, о, н, о

Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)

Т…АТР, …АР…ЛКА, …ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З Т…П…РЬ,

Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, учащимся даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

         Учащиеся вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Затем проводится работа со словом. Учитель знакомит детей с понятием “слово”, какие бывают слова - короткие и длинные. Самые короткие – это союзы и предлоги, которые состоят из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова учащимся даются разные задания. Такие как:

- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).


- Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

- Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

- Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

    -  Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове  выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

     - Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

    а    а        а        о       о       о       о       а

рак       ра          ма         мо          ло           ко          о           са

     - Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

     - Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

     - Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

     -  Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

    - Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

    - Игра “Кто быстрее, кто больше?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

    -  Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

    -  Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

Труд, работа;

День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.

Лисичка гриб, лисичка животное.

    - Игра “Сложи словечко”. Какие два слова спрятались в  одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

        Следовательно, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки, а так же у них развивается познавательный интерес к данному предмету.

         Для того, чтобы учащиеся лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, найти букву в кассе букв. Учащиеся дописывают недостающие элементы букв, играя в “Поставь буквы правильно”. “Полубуковка”. Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги.

         “Звуковые” игры (“Кто внимательнее?” - на выделение и определение звука, “Кто больше?” - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа “Доскажите словечко” малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх “Том - Тим” (или “Камень-Вата”) дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру “Перекличка”, предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.


Вывод

        Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

 При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

   В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют  роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

     Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Список используемых источников

1.  Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!; М., 1983.

2. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. -- Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982.