Файл: Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим .

Игры-поручения имеют те же элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Незнайке решить примеры", "Прочитай письмо Буратино и найди там ошибки".


Игры-предположения "Что будет,если я ..?" или "Что бы я сделал...", "На кого я хотел бы быть похожим и почему…?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы ..?" или "Что бы я сделал...". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Игры-загадки. Загадки возникли в далеком прошлом. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит "на поверхности": его нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что - то узнать .

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.


Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Приведу пример урока математики : Урок-путешествие в страну Знаний в 1 классе.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране Знаний.

- А путешествовать мы будем вот на таком кораблике.

- Кто же с нами отправляется в путь? Давайте познакомимся. ( Ребята встают, называют своё имя и фамилие).

- Молодцы! Мы приближаемся к первой остановке нашего путешествия – Город Буквоград. В этом городе живут буквы.

На доске слоги: СА КО НО КИ ЗА СО ЛИ СЫ НИ

- Ребята, кто может из слогов составить слова? ( Дети по желанию выходят к доске и составляют слова) Вот такие слова получились: КИНО КОНИ ЛИСЫ САНИ КОЗА

- Молодцы, ребята! С буквами вы уже знакомы и даже многие ребята умеют читать. Мы плывём дальше. И следующая наша остановка – Город Математиков. В этом городе живут цифры.

- Знаете ли вы, какая лучшая отметка в школе?

- Правильно, это 5! Какой пример можно составить, чтобы в ответе получилось 5?

Ребята выходят к доске и пишут примеры: 2+3=5, 1+4=5, 6-1=5

- Молодцы! А где в жизни мы встречаемся с числом 5?

Варианты ответов: 5 пальцев на руке, 5 игроков в команде, пятиконечная звезда…

- Ребята, а кто может нарисовать звезду? Какого она цвета?

- Если к 5 приписать 0, какое число получится? Верно – 50! Какие примеры придумаете, чтобы получить 50?

Варианты ответов: 30+20=50, 10+40=50 и т.д.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы любите математику.

Путешествуем дальше.

- Следующая остановка – Город Знатоков .Жители этого города много знают загадок и очень любят их загадывать. Попробуем их отгадать?

1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом ведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш)

2.Белый зайчик прыгает по чёрному полю. ( Мел и карандаш)

3.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

4. Золотое решето чёрных домиков полно. ( Подсолнух)

5. Ни окон, ни дверей – полна горница людей. ( Огурцы)

6.Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа)

Ещё несколько загадок на экране.(Слайды 6, 7, 8, 9)

Дети отгадывают загадки и получают призы.

- Наш кораблик отправляется дальше. Путь наш не близок. Мы плывём к Цветочному городу, на котором живут художники. А вы любите рисовать? В этом городе очень красиво: много цветов, деревьев.


На доске вы видите « Дерево Знаний».Чтобы оно зацвело и дало плоды, мы ему поможем.( Раздаю детям цветы с их именами. Дети разукрашивают цветы и прикрепляют их к дереву).

- Посмотрите, какое красивое получилось «Дерево Знаний!»

-Со временем на нашем дереве вырастут и плоды, но для этого мы должны ещё многому научиться. И если вы будете хорошо учиться, то наше Дерево Знаний принесёт плоды.

- Сегодня наше путешествие завершается. Но мы с вами будем каждый день путешествовать в Страну Знаний и открывать для себя что-то новое.

- Желаю вам успехов и удач! В добрый путь! Счастливого путешествия по Стране Знаний!

Основное внимание при разработке методик обучения должно быть обращено на условия и методы:

- четкого определения целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;

- учета и реализации специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);

- согласования специфики психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способов подачи и усвоения учебной информации, педагогическими возможностями различных информационных структур управления в системе «преподаватель -учащийся», методов и организационных форм обучения .

Игра как средство формирования познавательного интереса на занятиях

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность школьника. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.


Активизация познавательной деятельности младших школьников без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

У младших школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

 Познавательный интерес как важный компонент внутренней   мотивации   школьника к учению.

        Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим педагогами и психологами ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

        Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими методами является дидактическая игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра .

Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые  годы обучения ребёнка в школе.

        Сегодня мы видим, что игра – это веление времени и ей принадлежит ведущее место в процессе обучения. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Одним из эффективных средств  пробуждения живого интереса к учебному предмету наряду с другими видами, приемами и методами является дидактическая игра.

        В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

Дидактические игры развивают у детей произвольность такие процессы, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.Д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».