Файл: Законодательные органы государственной власти (особенности органов, осуществляющих законодательную власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-выступать с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

-развивать международное сотрудничество в сфере защиты прав.[24]

Таким образом, Конституция наделила Федеральное Собрание достаточно широкой компетенцией. Однако основной функцией данного органа является законотворчество и контроль за исполнением законов. Основные полномочия в рамках законодательного процесса осуществляются Государственной Думой – именно она рассматривает и принимает закон. Совет Федерации в свою очередь может либо одобрить его, либо отклонить.

Глава 3. Законодательные органы субъектов РФ

3.1 Структура и порядок формирования законодательных органов субъектов РФ

Способы образования и структуру представительных органов субъектов Российской Федерации определяет ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ.[25]

Численность депутатов регионального законодательного органа устанавливается Конституцией Российской Федерации и Конституцией субъекта Российской Федерации и имеет прямую зависимость от численности избирателей, постоянно проживающих и имеющих регистрацию на территории соответствующего субъекта.

Установленное число депутатов должно составлять:

- если число электоров менее 500 тысяч человек - не менее 15, но не более 50 представителей;

-если число электоров от 500 тысяч до 1 миллиона человек - не менее 25, но не более 70 представителей;

-если число электоров от 1 миллиона до 2 миллионов человек - не менее 35, но не более 90 представителей;

-если число электоров свыше 2 миллионов – не менее 45, но не более 110 представителей.[26]

Избирательная система в субъектах России аналогична с федеральной, которая закрепляет выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания по смешанной системе. На настоящий момент законодательством установленные общие требования к процедуре организации и проведения выборов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ.


Закон об основных гарантиях избирательных прав, а также п. 4 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в редакции от 21.07.2005 устанавливает, что минимум половины от общего состава депутатского корпуса регионального парламента либо половина состава одной из его палат должна формироваться на основе пропорциональной избирательной системы.

Рассмотрим на практике, какие законодательные органы существуют в различных субъектах.

Как было отмечено, наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также его структура устанавливается Конституций или уставом субъекта. Как показывает практика, в республиках наиболее распространены следующие наименования:

-Государственный Совет;

-Государственное Собрание;

-Народное Собрание;

-Законодательное Собрание.

В других субъектах чаще всего встречаются:

-Областная Дума;

-Собрание депутатов;

-городская Дума.[27]

Например, в Санкт-Петербурге – это Законодательное собрание, в Ямало-Ненецком АО – Госдума, в Самарской обл. – Губернская дума, в Карачаево-Черкесской республике – Народное собрание, в Хакасии – Верховный совет.

Отличаются законодательные органы субъектов по своей структуре. Некоторые из них могут быть однопалатными, некоторые двухпалатными. По аналогии с парламентом РФ палата, принимающая законы, именуется нижней, палата, которая уполномочена рассматривать принятые законы, одобрять или отклонять их – верхней. В большинстве регионов России законодательные органы имеют однопалатную структуру. В качестве примера двухпалатного регионального парламента можно привести Тыву, Свердловскую область.[28]

Число представителей в законодательных органах различно:

-в Свердловской области в законодательном органе работает 49 человек: в Палате представителей – 21, в Облдуме – 28;

в Оренбургской обл. – 47;

в Курганской обл. – 33;

в ЯНАО – 21;

в ХМАО – 25;

в Коми-Пермяцком АО – 15.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из 120 депутатов.

Следующее отличие – внутреннее строение и организация работы законодательных органов субъектов РФ. В частности, каждый субъект волен определять свой уникальный состав комитетов.

Законодательное собрание Приморского края, например, сформировало следующие комитеты:


-Комитет по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам;

-Комитет по экономической политике и собственности;

-Комитет по продовольственной политике и природопользованию;

-Комитет по социальной политике и защите прав граждан;

-Комитет по региональной политике и законности;

-Комитет по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного Собрания.[29]

В Самарской Губернской Думе сформированы следующие комитеты:

-Комитет по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике;

-Комитет по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции;

-Комитет по местному самоуправлению;

-Комитет по здравоохранению, демографии и социальной политике;

-Комитет по промышленности, предпринимательству и торговле;

-Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию и иные.[30]

Задачи комитетов, порядок их работы и отчетности, права и обязанности членов и устройство аппарат также могут отличаться и определяются соответствующими постановлениями законодательных органов субъектов.

Таким образом, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут отличаться друг от друга наименованием, структурой и способом формирования

3.2 Полномочия законодательных органов субъектов РФ

В полномочиях представительного органа субъекта Российской Федерации:

-принимать конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней;

-принимать Устав субъекта Российской Федерации
-устанавливать основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

-определять процедурный порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, находящихся на территории субъекта РФ;

-вводить налоги и сборы, утверждение которых законом отнесено к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания
-устанавливать порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
-устанавливать административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения
-утверждать схему управления субъектом Российской Федерации, определять структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.[31]


По представлению высшего должностного лица (руководителя исполнительного органа государственной власти) представительный орган субъекта утверждает программы общего направления социально-экономического развития региона. Также представительный орган субъекта вправе осуществлять иные полномочия, которые установлены Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (или уставом) и законами субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что понятие «постоянно действующий» означает, что представительный орган субъекта Российской Федерации осуществляет свою деятельность постоянно, но не означает, что состав данного органа остается неизменным. Сменяемость власти, в том числе и выборных лиц, является основой демократии в любой стране.[32]

Компетенция законодательных органов в различных субъектах РФ неодинакова. Отличны формы организации законодательного процесса, процессуальные нюансы рассмотрения определенных вопросов и региональных проблем. Однако цели и результаты их работы остаются едиными.[33]

Таким образом, представительные (законодательные) региональные органы государственной власти воплощают институт народного представительства и исполняют законодательные функции, принимают конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждают бюджет. Представительные органы субъектов имеют свое положение в общей системе органов государственной власти, которое определяется принципом разделения властей, закрепленным во всех конституциях и уставах.

Заключение

Делаются следующие выводы:

Во-первых, начало формирования законодательных и представительных органов современного типа начали формироваться с XVI-XVII веков, в период буржуазных революций. Первая Государственная Дума в России была образована в 1905 году. В целом говоря об истории законодательной власти в России можно выделить три этапа:

-Государственная дума Российской Империи;

-Представительные органы СССР;

-Законодательные органы современной России.

Во-вторых, современный парламент является реальным политико-правовым институтом, который воплощает в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей.

В-третьих, на сегодняшний день законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным собранием. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру, «верхней» палатой является Совет Федерации и «нижней» палатой – Государственная Дума. Каждая из палат независима, что проявляется в разделении их функций, различны способы формирования палат.


В-четвертых, полномочия палат строго разграничены и каждая из них обладает компетенцией решать вопросы только своего ведения. Конституция РФ наделила федеральный законодательный орган достаточно широкими полномочиями. Однако главные его функции – это законотворчество и контроль за исполнением законодательства.

Законодательный процесс включает в себя несколько стадий, большая часть из которых подразумевает работу над законопроектами Государственной Думой, однако и Совет Федерации играет в данном процессе важную роль – именно верхняя палата российского парламента принимает решение об одобрении или отклонении законопроекта.

В-пятых, помимо Федерального Собрания в России законодательная власть представлена региональными парламентами. Законодательные органы субъектов РФ имеют различное наименование, численность, структуру, полномочия, которые определяются как федеральным законодательством, так и актами субъектов Федерации.

Численность депутатов регионального законодательного органа имеет прямую зависимость от численности избирателей, постоянно проживающих и имеющих регистрацию на территории соответствующего субъекта.

В большинстве регионов России законодательные органы имеют однопалатную структуру, однако возможен и вариант двухпалатного регионального парламента.

К числу полномочий законодательного органа субъекта РФ можно отнести принятие конституции субъекта Российской Федерации, Устав субъекта, введение налогов и сборов, утверждение которых законом отнесено к ведению субъекта Российской Федерации.

Подводя итог работы можно отметить, что тезис, обозначенный в начале исследования, согласно которому законодательные органы занимают особое положение в системе разделения властей, нашел свое подтверждение.

Список использованных источников

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с попр. от 21.07.2014)//Собрание законодательства РФ. –2014.– № 31.– Ст. 4398

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.– 1997.– № 9. –Ст. 1011

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 №184-ФЗ//Собрание законодательства РФ. –1999.– № 42.– Ст. 5005