Файл: Законодательные органы государственной власти (особенности органов, осуществляющих законодательную власть).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Законодательные органы: история, понятие и место в системе разделения властей
1.1 История законодательных органов
Глава 2. Федеральное Собрание РФ
2.1 Структура и порядок формирования Федерального Собрания
Глава 3. Законодательные органы субъектов РФ
3.1 Структура и порядок формирования законодательных органов субъектов РФ
Введение
Согласно принципу разделения властей все органы государственной власти можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные. Каждая из ветвей власти выполняет важнейшие функции в рамках своих полномочий и каждая из них играет важнейшую роль в общей системе государственного управления. Однако представляется, что законодательным органам все же отведена особая роль.
Органы, осуществляющие законодательную власть, получают легитимацию путем прямого волеизъявления народа, именно они должны консолидировать в себе интересы всех групп населения, их различные интересы. Поскольку именно законодательная власть осуществляет законотворчество, она устанавливает правила поведения по отношению других ветвей власти. Также на законодательные органы возложены контролирующие функции – они осуществляют контроль за качеством и своевременностью исполнения принятых ими законов. В связи с этим законодательные органы имеют особый вес в механизме государственного управления и заслуживают тщательного изучения.
На современном этапе развития перед Российской Федерацией стоят важнейшие задачи по укреплению правовой базы, повышению эффективности принимаемых нормативно-правовых актов, реализация законодательных актов на практике. Все это невозможно без эффективных органов законодательной власти. От того, насколько будет слажено осуществляться законотворческая работа, зависит общий уровень стабильности в стране.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности и своевременности данного исследования.
Объектом данного исследования выступили общественные отношения, которые складываются по поводу реализации принципа разделения властей и осуществления законодательными органами своих полномочий.
Предмет – законодательные органы государственной власти.
Цель работы – исследовать особенности органов, осуществляющих законодательную власть.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
-изучить историю развития законодательных органов;
-раскрыть понятие и сущность законодательных органов государственной власти, определить их место в системе разделения властей;
-исследовать порядок формирования и структуру Федерального Собрания РФ;
-исследовать полномочия Федерального Собрания РФ
-изучить порядок формирования и структуру законодательных органов субъектов РФ;
-исследовать полномочия законодательных органов субъектов РФ;
В процессе данного исследования были использованы следующие методы:
-формально-логический метод;
-исторический метод;
-анализ;
-обобщение;
-сравнение.
Исследование особенностей законодательных органов государственной власти способствует повышению эффективности их работы, чем определяется практическая значимость данного исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках – в этом состоит теоретическая значимость данного исследования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и иные акты.
Теоретическую основу исследования составили работы таким именитых ученых как М.В. Баглай, Г.Н. Комкова, Г.Д. Садовникова и многих других. Источники характеризуются надежностью – использовались учебники по конституционному праву, теории государства и права, монографии, публикации в известных журналах, в том числе «Вестник Московского университета», «Российский юридический журнал», «Молодой ученый». В качестве интернет-источников выступили официальные сайты Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ.
Структура настоящей работы представлена введением, тремя главами, разделенными на шесть параграфов, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Законодательные органы: история, понятие и место в системе разделения властей
1.1 История законодательных органов
В качестве носителя законодательной власти выступает представительное учреждение общества, которое получило наименование парламент (от франц. parler и лат. parlare – говорить).
История развития парламента берет свое начало с 1265 года, когда был создан Британский парламент – первое представительное учреждение. Однако данный орган сильно отличался от современного понимания представительной власти, поэтому если говорить о парламенте современного типа, то большинство исследователей сходятся во мнении, что эпоха становления парламента в современном его понимании начинается с XVI-XVII веков, с эпохи буржуазных революций. Так, Распространению парламентаризма способствовали Великая французская революция 1789 года, Война за независимость в США.
Первый парламенты отражали интересы не всего населения, поскольку быть избранными получали право только представители буржуазного класса, поэтому можно сказать, что цель первых законодательных органов заключалась не в построении представительной демократии, а лишь в ограничении власти монарха. Однако с течением времени парламенты большинства стран начали трансформироваться в действительное представительные учреждения, где отражены интересы различных слоев населения.[1]
История развития законодательных органов в России имела свои особенности. В частности, первый в России представительный законодательный орган образовался гораздо позднее, чем в европейский странах. В результате революции 1905 года 6 августа 1905 года Императором Николаем II был издан Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Изначально Дума играла роль исключительно совещательного органа. Однако позднее, 17 октября 1905 года, Император издал новый манифест, утвердивший, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы» и Дума стала законодательным, а не совещательным органом.[2]
Голосование в первую Думу было не всеобщим – права голоса не имели женщины, люди, не достигшие 25-летия, военнослужащие и представители некоторых национальностей. Также голосование было не равным и не прямым. Открытие первого заседания Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
Полномочия первой Думы были существенно ограничены. Император исключительно самостоятельно принимал решение по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения. Также Император мог издавать законы от своего имени в период перерыва между сессиями Думы.
К числу вопросов, которые были на повестке у первой Думы, относились земельный вопрос, проведение политических реформ, прекращение репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».[3]
До Революции 1917 года проработало четыре Думы. В их состав входили представители различных слоев – промышленной буржуазии, купечества, крестьянства и т.д. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
После Февральской революции 1917 года в качестве представительной власти стали выступать Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
Изначально не все граждане имели право голосовать, однако после принятия Конституции 1936 года выборы стали всеобщими, равными и прямыми.
В последние годы существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики и часть полномочий Съезда народных депутатов и Верховного совета РСФСР отошла ему. В последующем Президент РСФСР своим указом ликвидировал систему Советов.[4]
Современный законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание, был образован в 1993 году и действует по настоящее время.
Таким образом, законодательные и представительные органы современного типа начали формироваться с XVI-XVII веков, в период буржуазных революций. Говоря об истории законодательной власти в России можно выделить три этапа:
-Государственная дума Российской Империи;
-Представительные органы СССР;
-Законодательные органы современной России.
1.2 Понятие законодательных органов и их место в системе разделения властей
В Российской Федерации реализован принцип разделения властей, соответственно представлены три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.[5]
Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным собранием. Федеральное собрание также является представительным и контролирующим органом.
Различные авторы по-разному определяют место парламента в системе государственных органов и его значение. Так, Ю.А. Дмитриев отмечает, что парламент выступает как орган народного представительства, который выражает волю народа и призван регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов и осуществлением контроля за деятельностью органов исполнительной власти.[6]
К.С. Гаджиев считает, что парламент Российской Федерации предназначен, с одной стороны, для того, чтобы аккумулировать волю народа и представлять его интересы как внутри страны, так и за её пределами, с другой – разрабатывать и принимать законы.[7]
По мнению Н.С. Грудинина, парламент является реальным политико-правовым институтом, который воплощает в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей.[8]
Главный законодательный орган в РФ – Федеральное Собрание. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру. Необходимо отметить некоторые особенности двухпалатной структуры Федерального Собрания:
-независимость каждой из двух палат, которая проявляется в разделении их функций;
-различные способы формирования палат;
-полномочия палат строго разграничены и каждая из них обладает компетенцией решать вопросы только своего ведения.[9]
Совет Федерации именуется верхней палатой, а Государственная Дума – нижней. Однако, стоит отметить, что «верхней» и «нижней» палаты Федерального собрания в Конституции не называются, данное обозначение существует только в конституционной теории и в политической практике. Термин «верхняя палата» не говорит об особой ее важности или об ее приоритете над нижней палатой. Некоторые авторы отмечают, что скорее наоборот, именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа – осуществление законодательной деятельности. Именно Государственная дума осуществляет правотворчество, функция Совета Федерации сводится к отклонению, либо одобрению законов. В целом же, несмотря на двухпалатную структуру, Федеральное собрание представляет собой единый парламентский организм.[10]
Помимо Федерального Собрания – законодательного органа на федеральном уровне, в России, как в государстве-федерации, существуют и региональные парламенты, выступающие как постоянно действующие и единственные органы законодательной власти субъекта Российской Федерации. Они имеют свое наименование, структуру, численность и т.д., однако в любом случае они также представляют законодательную власть и функционируют также по принципу разделения властей. Как справедливо отмечает М.В. Баглай, федеративный характер Российского государства подразумевает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации. Эти два уровня государственной власти существуют не обособленно друг от друга, между ними существует непосредственная связь. Для того чтобы федерализм был реальным, а власть децентрализована, необходимо предоставить субъектам РФ право осуществлять государственную власть с помощью собственных органов, организация и деятельность которых отвечала бы интересам региона.[11]