Файл: Законодательные органы государственной власти (особенности органов, осуществляющих законодательную власть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, законодательные органы в России представлены Федеральным Собранием и парламентами субъектов Федерации. Они выполняют функции представительства и законотворчества и выступают как одна их трех ветвей власти. В рамках следующих глав рассмотрим подробнее особенности законодательных органов.

Глава 2. Федеральное Собрание РФ

2.1 Структура и порядок формирования Федерального Собрания

Как уже было отмечено, Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру. Порядок формирования двух палат Федерального Собрания различен.

Государственная Дума избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Выборы Государственной Думы РФ назначает Президент.

В настоящий момент выборы в нижнюю палату парламента проводятся по смешанной системе. Половина депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по одномандатным избирательным округам, вторая половина депутатов избирается единому избирательному округу. Используется пропорциональная избирательная система, все мандаты распределяются пропорционально количеству голосов, которые получены избирательными блоками и избирательными объединениями. Таким образом, в общей сложности численность Государственной Думы составляет 450 депутатов.[12]

На сегодняшний день, установлен порог, который партия должна преодолеть для получения допуска к распределению депутатских мандатов. Сегодня это 5 % голосов избирателей, ранее было необходимо 7 %. Многие высказывают мнение, что существующий сегодня процент, хоть и был снижен, но все равно остается достаточно высоким, и настаивают на необходимости его снижения до 3%.[13] Исходя из сложившейся политической обстановки, данное предложение следует признать целесообразным.

Верхняя палата российского парламента – Совет Федерации, не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (то есть каждый регион представляют два человека), а также из представителей, назначаемых Президентом РФ (их число должно составлять не более 10 % от числа членов Совета Федерации). Таким образом, на сегодняшний день максимальное число членов Совета Федерации составляет 187 – 2 представителя от 85 субъектов и 17 представителей, назначаемых Президентом.[14]


Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракций и партийных объединений.

Относительно порядка формирования Совета Федерации также ведутся споры. Существует мнение, что для отнесения органа власти к представительному органу важной оказывается конституционно установленная конструкция представительной власти, в основе которой лежит делегированное народом поручение органам власти представлять его интересы в системе публично-властных отношений.[15] Поэтому многие авторы предлагают избирать членов Совета Федерации по аналогии с Государственной Думой. Однако в этом случае потеряется сам смысл двухпалатного парламента, ведь фактически две палаты будут дублировать друг друга и не будут отражены региональные интересы.

Перейдем к рассмотрению структуры Федерального парламента.

Структура Совета Федерации: 

-Председатель Совета Федерации и его заместители (существует правило, согласно которому председатель и заместитель не могут представлять один и тот же субъект);

-комитеты Совета Федерации;

-постоянные и временные комиссии (временные комиссии действуют на время решения какого-либо важного вопроса). [16]

Основными функциями Председателя Совета Федерации являются ведение заседаний Федерального собрания, управление внутренним распорядком деятельности, а также осуществление представительских функций палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранными государствами.

Структура Государственной Думы включает в себя:

-Председателя Государственной Думы и его заместителей (заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы);

-Совет Государственной Думы;

-депутатские объединения;

-комитеты и комиссии (формируются для решения отдельных задач Государственной Думы).

Председатель Государственной Думы аналогично Председателю Совета Федерации ведет заседания палаты, управляет внутренним распорядком Государственной Думы, представляет «нижнюю» палату во взаимоотношениях РФ с иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами.[17]

Таким образом, Государственная Дума избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, Совет Федерации формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также из представителей, назначаемых Президентом РФ. Структура двух палат также различна.


2.1 Полномочия Федерального Собрания

Компетенция нижней и верхней палаты российского парламента определена Конституцией РФ. Так, к компетенции Совета Федерации 102 статья Конституции РФ относит:

-утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

-утверждение указа Президента Российской Федерации о введении режима военного положения в стране;

-утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

-одобрение или неодобрение возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами границ Российской Федерации;

-назначение выборов Президента Российской Федерации;

-отстранение Президента Российской Федерации от должности;

-назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.[18]

К ведению Государственной Думы РФ относятся (ст. 103 Конституции РФ):

-право дать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

-решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

-слушание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

-назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка Российской Федерации;

-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

-право объявить амнистию;

-выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.[19]

Поскольку Федеральное Собрание является главным законодательным органом на федеральном уровне, очевидно, что основная его функция – законотворчество. Поэтому рассмотрим подробнее законодательный процесс в Федеральном Собрании.

Процесс принятия закона состоит их нескольких последовательно сменяющих друг друга этапов, которые именуются стадиями законодательного процесса:


1. Законодательная инициатива. Представляет собой реализацию зафиксированного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган. Субъектами законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

-Президент РФ;

-Совет Федерации;

-депутаты Государственной Думы;

-Правительство РФ;

-законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

-Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ (инициируют рассмотрение законопроекта только по вопросам их ведения).

2. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой, которое состоит из трех чтений:

-в процессе первого чтения обсуждаются основной выдвинутый тезис, актуальность и значимость предложенного законопроекта, насколько он отвечает общественным запросам;

-во втором чтении законопроект более детально, происходит разбор статей, в случае необходимости предлагаются всевозможные поправки;

-третье чтение подразумевает принятие законопроекта в целом, в некоторых случаях допускаются некоторые уточнения.

3. Принятие законопроекта. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов – 225 депутатов плюс один голос. Исключением являются Федеральные конституционные законы, они принимаются по системе квалифицированного большинства и проголосовать за такой закон должно не менее двух третей от общего числа депутатов.

4. Следующим важным этапом является рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Совет Федерации имеет право, как одобрить, так и отклонить закон, принятый Государственной Думой.

5. Подписание и обнародование закона – заключительные стадии законодательного процесса. Обнародование закона производится посредством официального опубликования в Собрании законодательства РФ, Парламентской газете, Российской газете.[20]

В компетенцию Федерального Собрания также входит контроль за осуществлением принятых им законов. Контрольная функция парламента является одной из важнейших составляющих его деятельности.

Парламентский контроль в законе определяется как осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации отнесенных к их компетенции контрольных полномочий по обеспечению соблюдения, исполнения и применения соответственно Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.[21]


Субъектами парламентского контроля являются палаты Федерального Собрания РФ – Совет Федерации и Государственная Дума, комитета и комиссии палат, члены парламента, а также Счетная палата.

Цели парламентского контроля сформулированы в ст. 3 закона «О парламентском контроле». Так, институт парламентского контроля призван:

-обеспечить соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства;

-защитить права и свободы человека и гражданина;

-укрепить законность и правопорядок;

-выявить ключевые проблемы в деятельности государственных органов, повысить эффективность системы государственного управления;

-противодействовать коррупции;

-изучить практику применения законодательства Российской Федерации и выработать рекомендации, направленные на его совершенствование.[22]

Федеральный закон «О Парламентском контроле» предусматривает восемнадцать различных форм контроля. В том в рамках парламентского контроля создаются отдельные органы – Счетная палата и институт Уполномоченного по правам человека.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует специальный орган – Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой. Счетная палата осуществляет контроль не только за государственными органами и их аппаратами и учреждениями, но и за органами местного самоуправления и вообще за всеми организациями и объединениями, независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.[23]

Уполномоченного по правам человека назначает нижняя палата российского парламента. Уполномоченный по правам человека – независимое лицо. Осуществляя свои полномочия, он не должен отчитываться перед какими-либо государственными органами и должностными лицами.

Уполномоченный по правам человека должен:

-предпринимать меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

-совершенствовать законодательство в сфере прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

-рассматривать жалобы граждан и принимать соответствующие меры;

-подготавливать ежегодный доклад о деятельности и положении дел в этой сфере и направлять его Президенту РФ, Совету Федерации;