Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует четкая территориальная подведомственность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в зависимости от сферы работы — в районе, городе, субъекте РФ или в целом на территории России.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную работу, об­разуют единую систему органов и спецслужб на всей территории Российской Федерации, а потому их деятельность подлежит оп­ределенной организации и координации. Общие функции коор­динации работы оперативно-розыскных органов осуществляет Президент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ. В це­лом же координация деятельности в борьбе с преступностью в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Россий­ской Федерации»[22] возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. В функции органов прокуратуры в соответствии с их задачами надзора входит организация взаимо­действия и координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью, разрешение возникающих споров, правовых кол­лизий и иных вопросов в работе оперативно-розыскных подраз­делений.

2. Лица, содействующие оперативно-розыскной работе, это физические лица, которые своим осознанным волевым пове­дением на основании договорных и внедоговорных отношений с оперативно-розыскным органом занимаются оперативно-розыск­ной работой, заключающейся в получении оперативно-значимой информации и передаче ее представителю оперативно-розыскного органа или в осуществлении конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициа­тиве оперативно-розыскного органа в условиях конспирации и со­четания гласных и негласных методов работы.

Данная деятельность осуществляется с помощью секретных осведомителей (конфидентов, агентов), т.е. в результате тайной деятельности по борьбе с преступностью специально подготов­ленных для этого лиц. Тайные информаторы, агенты в оператив­ной работе существовали всегда, независимо от общественного строя и иных факторов.

Согласно действующему законодательству (ст. 7 ФЗ об ОРД) оперативно-розыскным органам в Российской Федерации запре­щено нанимать в качестве агентов судей, депутатов, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних и ряд иных категорий лиц, опре­деленных федеральными законами.

Лица, содействующие оперативно-розыскной работе, не могут входить в структуру правоохранительного органа как субъекта оперативно-розыскной деятельности. Это объясняется рядом при­чин: во-первых, они не имеют статуса должностных лиц опера­тивно-розыскных органов и не несут соответствующую этому ста­тусу юридическую ответственность; во-вторых, работа агента не­постоянна в зависимости от выполняемых им задач, вследствие чего он не может и не должен постоянно работать в сфере борьбы с преступностью; в-третьих, личная характеристика агентов с их биографическими данными (судимости, компрометирующие све­дения) не может отвечать требованиям государственной службы, к которой относится работа должностных лиц правоохранительных органов.


3. Органы предварительного расследования — это инсти­тут органов предварительного расследования, цель которого - проведение досудебного производства в виде предварительного следствия и дознания в соответствии с нормами уголовно­-процессуального законодательства.

В настоящее время в России имеются 3 самостоятельных, т.е. независимых друг от друга, следственных органа федерального значения:

1) Следственный комитет РФ с территориальными и иными подразделениями, в структуре которого отдельно можно выделить военные следственные органы;

2) следственные органы при МВД России с органами предва­рительного следствия в системе МВД России;

3) следственные подразделения ФСБ России.

Деятельность всех названных следственных органов регули­руется УПК РФ в плане их процессуальной самостоятельности, норм о подследственности, положений о расследовании у головных дел и проведении следственных и процессуальных действий. В тоже время деятельность каждого следственного органа регла­ментируется внутриведомственными нормативными актами, по­ложениями и приказами, не противоречащими УПК РФ и другим федеральным законам.

Основным и процессуально самостоятельным субъектом следственных органов является следователь, имеющий четко рег­ламентированный законом процессуальный статус, т.е. права, обя­занности и юридическую ответственность. Следователь в органи­зационном плане подчиняется руководителю (начальнику) следст­венного органа определенного региона (района, города, субъекта РФ, округа, подразделения федерального органа). Следователь, руководители следственных органов по расследуемым ими уго­ловным делам и материалам доследственной проверки вправе да­вать поручения оперативно-розыскным органам по своей подве­домственности или, в случае необходимости, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Даваемые поручения обязательны для исполнения, и должностные лица, их выполняющие, несут за это персональную ответственность. В то же время вся деятельность оперативно-розыскных органов, перед которыми стоят задачи выявления, предупреждения, раскрытия и пресечения преступлений, направлена на эффективную работу следственных органов, расследование уголовных дел, наказание виновных лиц и не привлечение к уголовной ответственности не­виновных.

4. Изучаемые лица — это любые физические лица, а также организации, чья деятельность, по объективным сведениям, тре­бует изучения их личных данных методами и средствами опера­тивно-розыскной деятельности.


Изучаемые лица делятся на 3 категории:

1) лица, связанные с преступлением на стадии его подго­товки, покушения или совершения (пострадавшие, оче­видцы, любые участники уголовного судопроизводства). Согласно действующему законодательству (ст. 8 ФЗ об ОРД) при наличии признаков преступления в отношении граждан и иных лиц независимо от их гражданства, соци­ального статуса и иных признаков проводятся оператив­но-розыскные мероприятия, за исключением отдельных категорий лиц, в отношении которых оперативно- розыскные мероприятия проводятся в предусмотренном законом особом порядке;

2) лица, в отношении которых проводятся проверочные действия в связи с их профессиональной работой, связан­ной с допусками к определенным видам деятельности, в основном к государственной тайне или лицензируемым видам деятельности;

3) лица, в отношении которых проводится проверка, свя­занная с противодействием коррупции на основе Феде­рального закона «О противодействии коррупции». В ос­новном это относится к государственным и муниципаль­ным служащим, а также к судьям, в отношении которых проверяются достоверность и полнота сведений, пред­ставляемых ими в соответствии с федеральными консти­туционными законами и федеральными законами. В этой же связи перечисленные лица подлежат проверке на предмет соблюдения ограничений и запретов, которые ус­тановлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегу­лировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституци­онными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если федеральными конституционными за­конами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами дан­ных ограничений и запретов, требований о предотвраще­нии или об урегулировании конфликта интересов и об ис­полнении обязанностей.

Изучаемым лицом в оперативно-розыскной работе не может являться всякое лицо, поскольку проведение любых оператив­ных мероприятий в определенной степени нарушает права и ин­тересы физических лиц. Поэтому у оперативно-розыскного ор­гана должны быть определенные основания (сведения), под­тверждающие наличие признаков подготовки, покушения или совершения преступления. В случае установления таких призна­ков в период изучения (проверки, разработки) должен быть своевременно решен вопрос о возбуждении уголовного дела или заведении материала проверки, а в случае не подтверждения ин­формации оперативная работа в отношении конкретного лица должна быть прекращена.


В конкретной оперативной ситуации, исходя из обстоятельств дела, изучаемыми лицами могут являться работники правоохрани­тельных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Изучаемым лицом в оперативно-розыскной работе не может являться всякое лицо, поскольку проведение любых оператив­ных мероприятий в определенной степени нарушает права и ин­тересы физических лиц. Поэтому у оперативно-розыскного ор­гана должны быть определенные основания (сведения), под­тверждающие наличие признаков подготовки, покушения или совершения преступления. В случае установления таких призна­ков в период изучения (проверки, разработки) должен быть своевременно решен вопрос о возбуждении уголовного дела или заведении материала проверки, а в случае не подтверждения ин­формации оперативная работа в отношении конкретного лица должна быть прекращена.

В конкретной оперативной ситуации, исходя из обстоятельств дела, изучаемыми лицами могут являться работники правоохрани­тельных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Защищаемые лица делятся на следующие категории:

1) высшие должностные лица Российской Федерации - Президент РФ, руководители Федерального Собрания РФ, руководители высших судов РФ, Генеральный прокурор РФ и другие лица; главы иностранных государств и члены их семей в период пребывания в России, другие иностран­ные общественные и государственные деятели и иные представители, подлежащие защите (охране) на основании Федерального закона «О государственной охране»;

2) субъекты уголовного судопроизводства и их близкие, не относящиеся к должностным лицам, независимо от при­надлежности их к стороне обвинения или к стороне защи­ты на основании Федерального закона «О государствен­ной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[23];

3) лица, выполняющие государственные функции в уголов­ном судопроизводстве и в сфере государственного кон­троля и надзора; судьи всех судов Российской Федерации; должностные лица оперативно-розыскных органов; иные работники контролирующих и надзирающих органов, — при наличии соответствующих оснований и решения должностного лица правоохранительного органа.

6. Органы, осуществляющие контроль и надзор за опера­тивно-розыскной деятельностью, — это контролирующие и над­зирающие государственные учреждения и ведомства, которые в соответствии с законом вправе осуществлять полный или частич­ный контроль и надзор за законностью, обоснованностью и целе­сообразностью проведения оперативно-розыскной деятельности.


Поскольку оперативно-розыскная деятельность в основном носит закрытый, секретный характер, то самый действенный и полный контроль осуществляется ведомственными службами, ко­торые вправе контролировать не только законность, но и обосно­ванность и целесообразность проводимых оперативно-розыскных мероприятий с правом их отмены.

Вместе с тем вневедомственный контроль за оперативно- розыскной деятельностью вправе осуществлять Президент РФ (через свою Администрацию), Федеральное Собрание РФ (в по­рядке парламентских расследований, требований проверок по об­ращениям граждан и т.д.) и Правительство РФ[24].

За исполнением ФЗ об ОРД надзирает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, которые вправе проверять жало­бы и заявления в отношении оперативно-розыскных органов, истре­бовать по собственной инициативе любую оперативно-розыскную документацию кроме секретных сведений о лицах, содействующих оперативно-розыскной работе, внедренных в преступные группиров­ки, что не входит в предмет прокурорского надзора.

Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется судами общей юрисдикции и заключается в про­верке оперативных материалов для дачи санкций на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, суды рассмат­ривают жалобы и заявления граждан на законность и обоснован­ность проведения в отношении них оперативно-розыскной дея­тельности и выносят соответствующие решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбранная нами тема реферата «Оперативно-розыскная деятельность» подразумевала рассмотрение особенностей оперативно-розыскной деятельности, и ее место в системе российского права. Рассмотрены четыре основных аспекта оперативно-розыскной деятельности. Дана общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, рассмотрены и проанализированы ее правовые основы, выявлено юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений, рассмотрены органы осуществляюще оперативно-розыскную деятельность. Итак, ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.