Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности
Существует четкая территориальная подведомственность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в зависимости от сферы работы — в районе, городе, субъекте РФ или в целом на территории России.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную работу, образуют единую систему органов и спецслужб на всей территории Российской Федерации, а потому их деятельность подлежит определенной организации и координации. Общие функции координации работы оперативно-розыскных органов осуществляет Президент РФ и возглавляемый им Совет безопасности РФ. В целом же координация деятельности в борьбе с преступностью в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[22] возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. В функции органов прокуратуры в соответствии с их задачами надзора входит организация взаимодействия и координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью, разрешение возникающих споров, правовых коллизий и иных вопросов в работе оперативно-розыскных подразделений.
2. Лица, содействующие оперативно-розыскной работе, это физические лица, которые своим осознанным волевым поведением на основании договорных и внедоговорных отношений с оперативно-розыскным органом занимаются оперативно-розыскной работой, заключающейся в получении оперативно-значимой информации и передаче ее представителю оперативно-розыскного органа или в осуществлении конкретных действий по решению оперативно-розыскных задач борьбы с преступностью по инициативе оперативно-розыскного органа в условиях конспирации и сочетания гласных и негласных методов работы.
Данная деятельность осуществляется с помощью секретных осведомителей (конфидентов, агентов), т.е. в результате тайной деятельности по борьбе с преступностью специально подготовленных для этого лиц. Тайные информаторы, агенты в оперативной работе существовали всегда, независимо от общественного строя и иных факторов.
Согласно действующему законодательству (ст. 7 ФЗ об ОРД) оперативно-розыскным органам в Российской Федерации запрещено нанимать в качестве агентов судей, депутатов, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних и ряд иных категорий лиц, определенных федеральными законами.
Лица, содействующие оперативно-розыскной работе, не могут входить в структуру правоохранительного органа как субъекта оперативно-розыскной деятельности. Это объясняется рядом причин: во-первых, они не имеют статуса должностных лиц оперативно-розыскных органов и не несут соответствующую этому статусу юридическую ответственность; во-вторых, работа агента непостоянна в зависимости от выполняемых им задач, вследствие чего он не может и не должен постоянно работать в сфере борьбы с преступностью; в-третьих, личная характеристика агентов с их биографическими данными (судимости, компрометирующие сведения) не может отвечать требованиям государственной службы, к которой относится работа должностных лиц правоохранительных органов.
3. Органы предварительного расследования — это институт органов предварительного расследования, цель которого - проведение досудебного производства в виде предварительного следствия и дознания в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
В настоящее время в России имеются 3 самостоятельных, т.е. независимых друг от друга, следственных органа федерального значения:
1) Следственный комитет РФ с территориальными и иными подразделениями, в структуре которого отдельно можно выделить военные следственные органы;
2) следственные органы при МВД России с органами предварительного следствия в системе МВД России;
3) следственные подразделения ФСБ России.
Деятельность всех названных следственных органов регулируется УПК РФ в плане их процессуальной самостоятельности, норм о подследственности, положений о расследовании у головных дел и проведении следственных и процессуальных действий. В тоже время деятельность каждого следственного органа регламентируется внутриведомственными нормативными актами, положениями и приказами, не противоречащими УПК РФ и другим федеральным законам.
Основным и процессуально самостоятельным субъектом следственных органов является следователь, имеющий четко регламентированный законом процессуальный статус, т.е. права, обязанности и юридическую ответственность. Следователь в организационном плане подчиняется руководителю (начальнику) следственного органа определенного региона (района, города, субъекта РФ, округа, подразделения федерального органа). Следователь, руководители следственных органов по расследуемым ими уголовным делам и материалам доследственной проверки вправе давать поручения оперативно-розыскным органам по своей подведомственности или, в случае необходимости, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Даваемые поручения обязательны для исполнения, и должностные лица, их выполняющие, несут за это персональную ответственность. В то же время вся деятельность оперативно-розыскных органов, перед которыми стоят задачи выявления, предупреждения, раскрытия и пресечения преступлений, направлена на эффективную работу следственных органов, расследование уголовных дел, наказание виновных лиц и не привлечение к уголовной ответственности невиновных.
4. Изучаемые лица — это любые физические лица, а также организации, чья деятельность, по объективным сведениям, требует изучения их личных данных методами и средствами оперативно-розыскной деятельности.
Изучаемые лица делятся на 3 категории:
1) лица, связанные с преступлением на стадии его подготовки, покушения или совершения (пострадавшие, очевидцы, любые участники уголовного судопроизводства). Согласно действующему законодательству (ст. 8 ФЗ об ОРД) при наличии признаков преступления в отношении граждан и иных лиц независимо от их гражданства, социального статуса и иных признаков проводятся оперативно-розыскные мероприятия, за исключением отдельных категорий лиц, в отношении которых оперативно- розыскные мероприятия проводятся в предусмотренном законом особом порядке;
2) лица, в отношении которых проводятся проверочные действия в связи с их профессиональной работой, связанной с допусками к определенным видам деятельности, в основном к государственной тайне или лицензируемым видам деятельности;
3) лица, в отношении которых проводится проверка, связанная с противодействием коррупции на основе Федерального закона «О противодействии коррупции». В основном это относится к государственным и муниципальным служащим, а также к судьям, в отношении которых проверяются достоверность и полнота сведений, представляемых ими в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. В этой же связи перечисленные лица подлежат проверке на предмет соблюдения ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов РФ, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.
Изучаемым лицом в оперативно-розыскной работе не может являться всякое лицо, поскольку проведение любых оперативных мероприятий в определенной степени нарушает права и интересы физических лиц. Поэтому у оперативно-розыскного органа должны быть определенные основания (сведения), подтверждающие наличие признаков подготовки, покушения или совершения преступления. В случае установления таких признаков в период изучения (проверки, разработки) должен быть своевременно решен вопрос о возбуждении уголовного дела или заведении материала проверки, а в случае не подтверждения информации оперативная работа в отношении конкретного лица должна быть прекращена.
В конкретной оперативной ситуации, исходя из обстоятельств дела, изучаемыми лицами могут являться работники правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Изучаемым лицом в оперативно-розыскной работе не может являться всякое лицо, поскольку проведение любых оперативных мероприятий в определенной степени нарушает права и интересы физических лиц. Поэтому у оперативно-розыскного органа должны быть определенные основания (сведения), подтверждающие наличие признаков подготовки, покушения или совершения преступления. В случае установления таких признаков в период изучения (проверки, разработки) должен быть своевременно решен вопрос о возбуждении уголовного дела или заведении материала проверки, а в случае не подтверждения информации оперативная работа в отношении конкретного лица должна быть прекращена.
В конкретной оперативной ситуации, исходя из обстоятельств дела, изучаемыми лицами могут являться работники правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Защищаемые лица делятся на следующие категории:
1) высшие должностные лица Российской Федерации - Президент РФ, руководители Федерального Собрания РФ, руководители высших судов РФ, Генеральный прокурор РФ и другие лица; главы иностранных государств и члены их семей в период пребывания в России, другие иностранные общественные и государственные деятели и иные представители, подлежащие защите (охране) на основании Федерального закона «О государственной охране»;
2) субъекты уголовного судопроизводства и их близкие, не относящиеся к должностным лицам, независимо от принадлежности их к стороне обвинения или к стороне защиты на основании Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[23];
3) лица, выполняющие государственные функции в уголовном судопроизводстве и в сфере государственного контроля и надзора; судьи всех судов Российской Федерации; должностные лица оперативно-розыскных органов; иные работники контролирующих и надзирающих органов, — при наличии соответствующих оснований и решения должностного лица правоохранительного органа.
6. Органы, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, — это контролирующие и надзирающие государственные учреждения и ведомства, которые в соответствии с законом вправе осуществлять полный или частичный контроль и надзор за законностью, обоснованностью и целесообразностью проведения оперативно-розыскной деятельности.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность в основном носит закрытый, секретный характер, то самый действенный и полный контроль осуществляется ведомственными службами, которые вправе контролировать не только законность, но и обоснованность и целесообразность проводимых оперативно-розыскных мероприятий с правом их отмены.
Вместе с тем вневедомственный контроль за оперативно- розыскной деятельностью вправе осуществлять Президент РФ (через свою Администрацию), Федеральное Собрание РФ (в порядке парламентских расследований, требований проверок по обращениям граждан и т.д.) и Правительство РФ[24].
За исполнением ФЗ об ОРД надзирает Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, которые вправе проверять жалобы и заявления в отношении оперативно-розыскных органов, истребовать по собственной инициативе любую оперативно-розыскную документацию кроме секретных сведений о лицах, содействующих оперативно-розыскной работе, внедренных в преступные группировки, что не входит в предмет прокурорского надзора.
Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется судами общей юрисдикции и заключается в проверке оперативных материалов для дачи санкций на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, суды рассматривают жалобы и заявления граждан на законность и обоснованность проведения в отношении них оперативно-розыскной деятельности и выносят соответствующие решения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбранная нами тема реферата «Оперативно-розыскная деятельность» подразумевала рассмотрение особенностей оперативно-розыскной деятельности, и ее место в системе российского права. Рассмотрены четыре основных аспекта оперативно-розыскной деятельности. Дана общая характеристика оперативно-розыскной деятельности, рассмотрены и проанализированы ее правовые основы, выявлено юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений, рассмотрены органы осуществляюще оперативно-розыскную деятельность. Итак, ОРД регулируется специальным Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 1 этого закона ОРД - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.