Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности
По общему правилу, если исполнитель оперативно-розыскного мероприятия не согласен с тем, что следователю (дознавателю и др.), прокурору и (или) суду (судье) будут сообщены сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, таковые не могут быть представлены в уголовно-процессуальное доказывание.
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности
Учитывая специфику правоотношений, присущую оперативно-розыскной деятельности, которая связана с конспиративными способами работы, сочетанием гласных и негласных методов и средств, понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности используется в узком и широком смысле.
В узком смысле субъектами оперативно-розыскной деятельности выступают органы, осуществляющие такую деятельность, на которые законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения. Оперативно-розыскные органы являются органами государственной власти, осуществляющими властные полномочия, в связи с чем правосубъектность носит название компетенции. Последняя является юридической основой управленческой активности оперативно-розыскных органов, включающей возможность от имени государства своими односторонними действиями порождать, изменять и прекращать правоотношения в отрасли оперативно-розыскного права. Также характерной особенностью данных субъектов права является постоянное (а не временное) осуществление ими функций оперативно-розыскной деятельности. Тем самым, оперативно-розыскные органы как субъекты оперативно-розыскных правоотношений систематически осуществляют свои функции оперативно-розыскной деятельности, что вытекает из особенностей их правового статуса.
В широком смысле к субъектам оперативно-розыскной деятельности относятся не обладающие особенностями оперативно- розыскных органов другие организации, учреждения, физические и юридические лица, которые имеют предусмотренные законом права и обязанности, а также несут юридическую ответственность в связи правоотношениями в сфере оперативно-розыскной деятельности. Основаниями возникновения и существования таких правоотношений в сфере оперативно-розыскной являются:
• оказание содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
• принятие результатов оперативно-розыскной деятельности для выполнения своих непосредственных полномочий;
• использование мер государственной защиты и охраны со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
• правомочия по контролю или осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
• профессиональная деятельность, требующая изучения лица методами и способами оперативно-розыскной деятельности;
• поведение или деятельность физических лиц, имеющие признаки преступления либо любую связь с криминальной средой, когда данные лица становятся объектами оперативно-розыскного изучения[19].
В силу негласных способов и методов оперативно-розыскной деятельности, физические или юридические лица, будучи изучаемыми субъектами оперативно-розыскной деятельности, могут не знать об этом, не имея при этом от действий оперативно-розыскных органов никаких для себя юридических или иных последствий.
Субъекты оперативно-розыскной деятельности делятся на индивидуальные, организации, государственные образования и должностных лиц.
К индивидуальным субъектам относятся граждане, т.е. лица, имеющие российское гражданство, иностранные граждане, лица без гражданства. Они могут быть объектами изучения, лицами, содействующими оперативно-розыскной деятельности, либо в силу определенных норм права защищаемыми лицами.
Организации — это коллективные субъекты оперативно-розыскной деятельности. К ним могут относиться различные некоммерческие и коммерческие организации, включая государственные предприятия, частные фирмы и общественные объединения. Любые организации независимо от их юридического статуса могут стать предметом изучения ввиду конкретной деятельности, имеющей признаки преступления (экономического, экстремистского характера и др.).
Кроме того, организации в силу правовых актов (закона, подзаконных актов, решений должностных лиц) могут иметь обязанности содействовать оперативно-розыскной деятельности. Сюда могут относиться телефонные станции мобильной и стационарной связи для предоставления возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, другие организации, обязанные предоставлять сведения на основании судебных решений или запросов, основанных на норме закона. В то же время в силу объективных причин организации также могут стать защищаемыми объектами в оперативно-розыскной работе[20].
Государственные образования — это организации, представляющие государство в целом как субъект права. Б оперативно-розыскной деятельности государственные учреждения представлены органами федеральной власти или субъектов РФ. К ним прежде всего относятся федеральные правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Также государственные органы власти имеют право контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью (Президент РФ, прокуратура, суд и др.). Ряд государственных органов и должностных лиц являются также объектами, подлежащими защите. В случае наличия признаков подготовки, покушения или совершения преступлений должностными лицами государственных органов сам государственный орган в лице его работников или подразделений может стать объектом изучения в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции по отношению к другим субъектам оперативно-розыскной деятельности (кроме контролирующих и надзирающих органов), обладает известным кругом императивных полномочий, на основе которых может решать те или иные задачи. Соответственно, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут особую юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и прав, определенных их правовым статусом. В зависимости от характера таких нарушений, их общественной опасности и последствий может наступить дисциплинарная либо уголовная ответственность за совершение должностных преступлений специальными субъектами.
Должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции по отношению к другим субъектам оперативно-розыскной деятельности (кроме контролирующих и надзирающих органов), обладает известным кругом императивных полномочий, на основе которых может решать те или иные задачи. Соответственно, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут особую юридическую ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей и прав, определенных их правовым статусом. В зависимости от характера таких нарушений, их общественной опасности и последствий может наступить дисциплинарная либо уголовная ответственность за совершение должностных преступлений специальными субъектами.
Должностные лица контролирующих и надзирающих учреждений наделены властными полномочиями в отношении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но в то же время не могут иметь такие же повелительные полномочия в отношении защищаемых или изучаемых лиц и граждан, оказывающих содействие оперативно-розыскной деятельности.
Другие лица в оперативно-розыскной деятельности — содействующие работе оперативно-розыскных органов, изучаемые и защищаемые субъекты, — не обладают полномочиями органов власти и занимают по отношению к органам, осуществляющим оперативную работу, подчиненное положение. Данные субъекты не могут нести юридическую ответственность в качестве должностных лиц, поскольку не имеют самостоятельных признаков субъектов должностных преступлений в оперативно-розыскной деятельности. В случае совершения правонарушений и преступлений они несут ответственность на общих основаниях (например, за заведомо ложный донос о совершении преступления — ст. 306 УК РФ, причинение телесных повреждений — ст. 111-112 УК РФ и др.).
Таким образом, субъектами оперативно-розыскной деятельности являются индивидуальные лица, организации, государство в лице своих правомочных органов, а также должностные липа, которые на основании законов, подзаконных актов и других правовых норм и решений участвуют в оперативно-розыскной деятельности с возложенными на них функциями, правовым статусом и юридической ответственностью.
2.2. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности
Субъекты оперативно-розыскной деятельности могут располагаться в определенной иерархической (субординационной) или функциональной (исходя из направлений деятельности) системе.
В иерархической системе субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся только в зависимости от их функций, т.е. все они в указанной сфере оперативно-розыскной деятельности не могут быть в единой схеме подчиненности и субординации. Это объясняется многообразием оперативно-розыскных задач, большим числом субъектов с их индивидуальными правами и обязанностями и, в определенной степени, разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Построение иерархической системы субъектов оперативно-розыскной деятельности возможно в правоохранительных органах, осуществляющих оперативную работу; в судебной системе — для возможности обжалования решений нижестоящих судов в вышестоящие; в агентурной работе, где имеется резидент и рядовые агенты, и т.д. В основном же система субъектов оперативно- розыскной деятельности исходит из функционального критерия, т.е. возложенных на них задач и направлений деятельности.
В зависимости от основных функций, закрепленных в законе и иных правовых актах, в систему субъектов оперативно-розыскной деятельности входят:
• правоохранительные органы и спецслужбы, непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
• лица, содействующие оперативно-розыскной работе;
• органы предварительного расследования;
• защищаемые лица;
• изучаемые лица;
• лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативнорозыскной деятельностью[21].
1. Правоохранительные органы и спецслужбы в системе оперативно-розыскной деятельности — это государственные органы исполнительной власти, одной из основных функций которых является постоянное осуществление оперативно-розыскной работы в соответствии с возложенными на них законом задачами и полномочиями.
В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 13) оперативно-розыскную деятельность правомочны постоянно осуществлять 6 правоохранительных органов и спецслужб — органы внутренних дел, ФСБ РФ, ФТС РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСИН МЮ РФ, ФСО РФ.
В настоящее время в ФЗ об ОРД не имеется регламентированной предметной подведомственности работы перечисленных органов. Частично она определяется специальными законами, которые регулируют деятельность определенного правоохранительного органа или спецслужбы (федеральные законы «О полиции», о ФСБ и др.), частично — ст. 151 УПК РФ, в которой указаны составы преступлений, подследственные или иным правоохранительным органам, имеющим оперативно-розыскные и следственные подразделения.
Отсутствие четкой подведомственности наряду с отрицательными сторонами может иметь и положительные моменты. Отрицательным является то, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий и иных оперативных действий могут сталкиваться интересы нескольких оперативно-розыскных органов, в результате может возникнуть конфликтная ситуация между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При обнаружении действий, имеющих признаки преступления, или действий и событий, создающих угрозу государственной (или иной) безопасности, иногда, вместо того, чтобы оперативно и эффективно решать возникшие задачи, один правоохранительный орган стремится переложить обязанности по проведению немедленных действий оперативно-розыскного характера на другой правоохранительный орган. Вместе с тем, отсутствие подведомственности работы оперативно-розыскных органов дает им возможность осуществлять широкую, без каких-либо ограничений, деятельность по борьбе с преступностью, собирать сведения по всем криминальным направлениям в жизни общества и государства. Кроме того, оперативно-розыскные органы могут контролировать друг друга с целью пресечения коррупционных и иных негативных действий, создавая тем самым здоровую конкуренцию.