Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По общему правилу, если исполнитель оперативно-розыскного мероприятия не согласен с тем, что следователю (дознавателю и др.), прокурору и (или) суду (судье) будут сообщены сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, таковые не могут быть представлены в уголовно-процессуальное доказывание.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности

Учитывая специфику правоотношений, присущую оператив­но-розыскной деятельности, которая связана с конспиративными способами работы, сочетанием гласных и негласных методов и средств, понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности используется в узком и широком смысле.

В узком смысле субъектами оперативно-розыскной деятельно­сти выступают органы, осуществляющие такую деятельность, на которые законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего испол­нения. Оперативно-розыскные органы являются органами госу­дарственной власти, осуществляющими властные полномочия, в связи с чем правосубъектность носит название компетенции. По­следняя является юридической основой управленческой активно­сти оперативно-розыскных органов, включающей возможность от имени государства своими односторонними действиями порож­дать, изменять и прекращать правоотношения в отрасли оператив­но-розыскного права. Также характерной особенностью данных субъектов права является постоянное (а не временное) осуществ­ление ими функций оперативно-розыскной деятельности. Тем са­мым, оперативно-розыскные органы как субъекты оперативно-­розыскных правоотношений систематически осуществляют свои функции оперативно-розыскной деятельности, что вытекает из особенностей их правового статуса.


В широком смысле к субъектам оперативно-розыскной дея­тельности относятся не обладающие особенностями оперативно- розыскных органов другие организации, учреждения, физические и юридические лица, которые имеют предусмотренные законом права и обязанности, а также несут юридическую ответственность в связи правоотношениями в сфере оперативно-розыскной дея­тельности. Основаниями возникновения и существования таких правоотношений в сфере оперативно-розыскной являются:

• оказание содействия органам, осуществляющим оператив­но-розыскную деятельность;

• принятие результатов оперативно-розыскной деятельности для выполнения своих непосредственных полномочий;

• использование мер государственной защиты и охраны со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

• правомочия по контролю или осуществлению надзора за оперативно-розыскной деятельностью;

• профессиональная деятельность, требующая изучения лица методами и способами оперативно-розыскной деятельности;

• поведение или деятельность физических лиц, имеющие признаки преступления либо любую связь с криминальной средой, когда данные лица становятся объектами опера­тивно-розыскного изучения[19].

В силу негласных способов и методов оперативно-розыскной деятельности, физические или юридические лица, будучи изуча­емыми субъектами оперативно-розыскной деятельности, могут не знать об этом, не имея при этом от действий оперативно-розыскных органов никаких для себя юридических или иных последствий.

Субъекты оперативно-розыскной деятельности делятся на ин­дивидуальные, организации, государственные образования и долж­ностных лиц.

К индивидуальным субъектам относятся граждане, т.е. ли­ца, имеющие российское гражданство, иностранные граждане, ли­ца без гражданства. Они могут быть объектами изучения, лицами, содействующими оперативно-розыскной деятельности, либо в си­лу определенных норм права защищаемыми лицами.

Организации — это коллективные субъекты оперативно-ро­зыскной деятельности. К ним могут относиться различные неком­мерческие и коммерческие организации, включая государствен­ные предприятия, частные фирмы и общественные объединения. Любые организации независимо от их юридического статуса мо­гут стать предметом изучения ввиду конкретной деятельности, имеющей признаки преступления (экономического, экстремист­ского характера и др.).

Кроме того, организации в силу правовых актов (закона, под­законных актов, решений должностных лиц) могут иметь обязан­ности содействовать оперативно-розыскной деятельности. Сюда могут относиться телефонные станции мобильной и стационарной связи для предоставления возможности проведения оперативно-­розыскных мероприятий, другие организации, обязанные предос­тавлять сведения на основании судебных решений или запросов, основанных на норме закона. В то же время в силу объективных причин организации также могут стать защищаемыми объектами в оперативно-розыскной работе[20].


Государственные образования — это организации, пред­ставляющие государство в целом как субъект права. Б оператив­но-розыскной деятельности государственные учреждения пред­ставлены органами федеральной власти или субъектов РФ. К ним прежде всего относятся федеральные правоохранительные орга­ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Также государственные органы власти имеют право контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью (Президент РФ, прокура­тура, суд и др.). Ряд государственных органов и должностных лиц являются также объектами, подлежащими защите. В случае нали­чия признаков подготовки, покушения или совершения преступ­лений должностными лицами государственных органов сам госу­дарственный орган в лице его работников или подразделений мо­жет стать объектом изучения в сфере оперативно-розыскной дея­тельности.

Должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-­розыскную деятельность, имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции по отноше­нию к другим субъектам оперативно-розыскной деятельности (кроме контролирующих и надзирающих органов), обладает из­вестным кругом императивных полномочий, на основе которых может решать те или иные задачи. Соответственно, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, несут особую юридическую ответственность за ненадле­жащее исполнение своих обязанностей и прав, определенных их правовым статусом. В зависимости от характера таких нарушений, их общественной опасности и последствий может наступить дис­циплинарная либо уголовная ответственность за совершение должностных преступлений специальными субъектами.

Должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-­розыскную деятельность, имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции по отноше­нию к другим субъектам оперативно-розыскной деятельности (кроме контролирующих и надзирающих органов), обладает из­вестным кругом императивных полномочий, на основе которых может решать те или иные задачи. Соответственно, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, несут особую юридическую ответственность за ненадле­жащее исполнение своих обязанностей и прав, определенных их правовым статусом. В зависимости от характера таких нарушений, их общественной опасности и последствий может наступить дис­циплинарная либо уголовная ответственность за совершение должностных преступлений специальными субъектами.


Должностные лица контролирующих и надзирающих уч­реждений наделены властными полномочиями в отношении орга­нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, но в то же время не могут иметь такие же повелительные полномочия в отношении защищаемых или изучаемых лиц и граждан, оказы­вающих содействие оперативно-розыскной деятельности.

Другие лица в оперативно-розыскной деятельности — со­действующие работе оперативно-розыскных органов, изучаемые и защищаемые субъекты, — не обладают полномочиями органов вла­сти и занимают по отношению к органам, осуществляющим опера­тивную работу, подчиненное положение. Данные субъекты не мо­гут нести юридическую ответственность в качестве должностных лиц, поскольку не имеют самостоятельных признаков субъектов должностных преступлений в оперативно-розыскной деятельности. В случае совершения правонарушений и преступлений они несут ответственность на общих основаниях (например, за заведомо лож­ный донос о совершении преступления — ст. 306 УК РФ, причине­ние телесных повреждений — ст. 111-112 УК РФ и др.).

Таким образом, субъектами оперативно-розыскной деятельно­сти являются индивидуальные лица, организации, государство в лице своих правомочных органов, а также должностные липа, ко­торые на основании законов, подзаконных актов и других право­вых норм и решений участвуют в оперативно-розыскной деятель­ности с возложенными на них функциями, правовым статусом и юридической ответственностью.

2.2. Система субъектов оперативно-розыскной деятельности

Субъекты оперативно-розыскной деятельности могут распо­лагаться в определенной иерархической (субординационной) или функциональной (исходя из направлений деятельности) системе.

В иерархической системе субъекты оперативно-розыскной деятельности находятся только в зависимости от их функций, т.е. все они в указанной сфере оперативно-розыскной деятельности не могут быть в единой схеме подчиненности и субординации. Это объясняется многообразием оперативно-розыскных задач, боль­шим числом субъектов с их индивидуальными правами и обязан­ностями и, в определенной степени, разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Построение иерархической системы субъектов оперативно­-розыскной деятельности возможно в правоохранительных орга­нах, осуществляющих оперативную работу; в судебной системе — для возможности обжалования решений нижестоящих судов в вышестоящие; в агентурной работе, где имеется резидент и рядо­вые агенты, и т.д. В основном же система субъектов оперативно- розыскной деятельности исходит из функционального критерия, т.е. возложенных на них задач и направлений деятельности.


В зависимости от основных функций, закрепленных в законе и иных правовых актах, в систему субъектов оперативно-розыск­ной деятельности входят:

• правоохранительные органы и спецслужбы, непосредст­венно осуществляющие оперативно-розыскную деятель­ность;

• лица, содействующие оперативно-розыскной работе;

• органы предварительного расследования;

• защищаемые лица;

• изучаемые лица;

• лица, осуществляющие контроль и надзор за оперативно­розыскной деятельностью[21].

1. Правоохранительные органы и спецслужбы в системе оперативно-розыскной деятельности — это государственные орга­ны исполнительной власти, одной из основных функций которых является постоянное осуществление оперативно-розыскной работы в соответствии с возложенными на них законом задачами и полно­мочиями.

В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 13) оперативно-розыскную деятельность правомочны постоянно осуществлять 6 правоохра­нительных органов и спецслужб — органы внутренних дел, ФСБ РФ, ФТС РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСИН МЮ РФ, ФСО РФ.

В настоящее время в ФЗ об ОРД не имеется регламентирован­ной предметной подведомственности работы перечисленных ор­ганов. Частично она определяется специальными законами, кото­рые регулируют деятельность определенного правоохранительно­го органа или спецслужбы (федеральные законы «О полиции», о ФСБ и др.), частично — ст. 151 УПК РФ, в которой указаны со­ставы преступлений, подследственные или иным правоохра­нительным органам, имеющим оперативно-розыскные и следст­венные подразделения.

Отсутствие четкой подведомственности наряду с отрицатель­ными сторонами может иметь и положительные моменты. Отрица­тельным является то, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий и иных оперативных действий могут сталкиваться интересы нескольких оперативно-розыскных органов, в результате может возникнуть конфликтная ситуация между органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность. При обнаруже­нии действий, имеющих признаки преступления, или действий и событий, создающих угрозу государственной (или иной) безопас­ности, иногда, вместо того, чтобы оперативно и эффективно ре­шать возникшие задачи, один правоохранительный орган стремит­ся переложить обязанности по проведению немедленных действий оперативно-розыскного характера на другой правоохранительный орган. Вместе с тем, отсутствие подведомственности работы опе­ративно-розыскных органов дает им возможность осуществлять широкую, без каких-либо ограничений, деятельность по борьбе с преступностью, собирать сведения по всем криминальным направ­лениям в жизни общества и государства. Кроме того, оперативно­-розыскные органы могут контролировать друг друга с целью пре­сечения коррупционных и иных негативных действий, создавая тем самым здоровую конкуренцию.