Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из задач любого государства является борьба с преступностью. Как известно, раскрытие и расследование преступлений, доказывание виновности осуществляется в рамках уголовно-процессуальной деятельности, которая регламентируется «Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации» (далее - УПК РФ).
Такая деятельность государства начинается с момента получения сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 6 УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением, во-первых, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, во-вторых, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) является разновидностью правоохранительной деятельности, и ее предназначение заключается в том, чтобы способствовать органам дознания и предварительного следствия в успешном раскрытии и расследовании преступлений, а также в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда. С принятием в начале 90-х годов важных законодательных актов оперативно-розыскная деятельность заняла присущее ей место в работе правоохранительных органов. Однако она не была до конца урегулирована, и многие опасные преступники, оставались безнаказанными, и продолжали свою преступную деятельность, совершая в ряде случаев еще более опасные преступления. И наконец, в 1992 году были приняты положения, связанные с применением оперативно-розыскных средств, в результате чего оперативно-розыскная деятельность получила свою правовую регламентацию.
За прошедшее время серьезным образом преобразовалась нормативно-правовая база в области правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. В Российской Федерации принято несколько новых законодательных и иных нормативных правовых актов, принят новый Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции». Сформирована основа оперативно-розыскного законодательства России, принят Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД).
Оперативно-розыскное законодательство России есть совокупность законодательных актов (прежде всего федеральных), содержащих правовые нормы, которые регулируют однородные группы общественных отношений между лицом и государством (его представителями) в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем совершения оперативно-розыскных действий, применения специальных средств и принятия соответствующих решений уполномоченными на то субъектами.
В связи с проводимыми в Российской Федерации реформами, направленными на создание рыночной экономики, правового государства и формирование гражданского общества, и которые сопровождаются обострением криминогенной ситуации, появлением на этом фоне устойчивой тенденции роста коррупции, распространения организованных форм преступности, значение оперативно-розыскной деятельности является важным, так как именно от органов, осуществляющих ОРД, требуется принятие адекватных мер для эффективного исполнения правоохранительной функции государства.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Предмет исследования - нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.
Целью работы является рассмотрение особенностей оперативно-розыскной деятельности, и ее место в системе российского права.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
1.Рассмотреть общую характеристику оперативно-розыскной деятельность.
2.Раскрыть понятие оперативно-розыскной деятельности.
3. Изучить правовую основу оперативно-розыскной деятельности и юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений.
4. Рассмотреть понятие и правовые признаки субъектов оперативно-розыскной деятельности.
5. Изучить систему субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона)[1].
Задачами оперативно-розыскной деятельности исходя из положений ст. 2 названного Закона являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Исходя из указанных задач в силу ст. 7 Закона об ОРД[2] одним из оснований для проведения ОРМ являются ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела[3].
При этом, исходя из смысла названного Федерального закона, его ст. ст. 1, 2, 7, а также 8 и 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения ОРМ, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление.
Итак, задачи ОРД определяются сферами деятельности, в которых она осуществляется, в которые входят: борьба с преступностью - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, розыск без вести пропавших; обеспечение безопасности РФ - добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; выявление несчастных случаев - розыск без вести пропавших в ситуациях, не связанных с криминалом.
ОРД основывается на принципах законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; конспирации; сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законность. Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на законе: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»).
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то что данный принцип определен Законом как самостоятельный, фактически он является частным случаем принципа законности – при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ.
Конспирация. С учетом того, что ОРД является своего рода разведывательной деятельностью, конспирация (скрытность, маскировка) при осуществлении ОРД – один из факторов, позволяющих добиться успеха.
В целях конспирации Закон об ОРД предоставляет органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
Сочетание гласных и негласных методов и средств. Одно из отличий ОРД от других видов правоохранительной деятельности – возможность ее осуществления негласно (т. е. в тайне от третьих лиц). Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом.
1.2 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ[4], ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[5], другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Оперативно-розыскное законодательство это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно-правовой институт, его составляет совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, это в свою очередь федеральные законы РФ, нормативно правовые акты – акты Президента и Правительства России и др., а так же ведомственные и межведомственные подзаконные акты содержащие правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно-розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.
В теории под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и применения в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающих в рамках таких отношений[6]. Следовательно, назначение правового регулирования вообще - функциональное, управленческое. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности также носит, прежде всего, функциональный характер. Причем в этой работе посредством правового регулирования отношения между государством (его представителями) и гражданином (прежде всего – лицом, посягающим на охраняемые уголовным законом объекты) в связи с необходимостью защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.
В свою очередь регулирование оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (законодательное регулирование) – это правовое регулирование общественных отношений в специфическом виде функционирования государства (деятельности его представителей), осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (законодательными актами) уровнях.
Итак, базовым фундаментальным источником правового регулирования ОРД является Конституция РФ. Сответственно принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Конституционные положения о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл. 2 ст. 17 - 64 Конституции Российской Федерации определяются основные права и свободы человека и гражданина, составляющие основу правового статуса личности в России (например, ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ст. 25 - о неприкосновенности жилища; ч. 1 ст. 46 - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и т.д.).
Ядром правовой основы ОРД является Федеральный Закон об ОРД, регулирующий общественные отношения в области ОРД, а также в сфере некоторых иных видов деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, которые взаимосвязаны с оперативно-розыскной (в частности уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, разведывательной и контрразведывательной) деятельностью, а также определяет не только содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Другие федеральные законы, которые можно систематизировать на несколько подгрупп:
- первая подгруппа состоит из двух законодательных актов: Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ)[7] и Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности". Это основополагающие и целеуказующие источники правового регулирования ОРД.
В УК РФ, во-первых, в ст. 14 «Понятие преступления» раскрывается содержание так называемого целеуказания для ОРД – т.е. приводится понятие преступления (преступного посягательства, согласно ст. 1 Федерального Закона об ОРД);
во-вторых, в Особенной части излагаются так называемые законодательные модели общественно опасных деяний (конкретные составы преступлений), поиск признаков которых в том или ином действии (бездействии) лица, составляет суть большинства конкретных задач ОРД;
в-третьих, в Общей части УК РФ содержатся правовые институты и нормы, реализация которых происходит в ОРД (например: ст. ст. 37 – 39, ст. 41 и ст. 42 о необходимой обороне, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, меры крайней необходимости, обоснованном риске, исполнении приказа и распоряжения и т.д.).