Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

История развития государства неотделимо связанна с историей общества. Государство, как и общество, проходит путь от неразвитого к развитому, приобретая по пути новые принципы и формы. Развитым государство становится постепенно, по мере преодоления исторических этапов развития, на которых оно достигает определенного уровня цивилизации и демократии. Но прежде чем государство пройдет эти этапы, оно должно возникнуть.

Изучением процесса происхождения государства занимается теория государства и права. Однако этот вопрос был актуален на протяжении многих веков. На протяжении этого времени было создано множество теорий, объясняющих процесс становления и развития государства. Каждая из них отражает взгляды народов групп, классов и наций и других социальных общностей на этот процесс, а так же в теориях видно, как отвечают на вопрос возникновения государства на том или ином уровне развития науки и общества в целом.

Данный вопрос не утратил свою актуальность и на сегодняшний день. Проблема зарождения, появления, то есть происхождения государства всегда вызывала огромный интерес, начиная с древних времен, и по настоящее время. И сейчас данный вопрос является дискуссионным. Дело в том, что процесс изучения происхождения государства, позволяет учёным как можно глубже и чётче изучить его социальную природу. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего.

Соответственно, чтобы понять современное государство, нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия и особенностей теорий происхождения государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить условия и причины возникновения государства;

- выявить формы возникновения государства;

- рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;

- провести историко-правовой анализ основных теорий происхождения государства;

- охарактеризовать современный подход к проблеме происхождения государства.


Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, связанные с государством, его происхождением и развитием.

Предметом исследования являются теории происхождения государства на современном этапе развития.

Теоретическую основу исследования составили научные статьи и публикации исследователей вопроса происхождения государства в рамках теории государства и права, таких, как Кашанина Т.В., Тетюхин И.Н., Серёгина В.Д., Сидоренко И.А. и других.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1. Причины и формы возникновения государства

1.1 Условия и причины возникновения государства

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.[15, с. 161]

Говоря о причинах и этапах возникновения государства, следует отметить, что благодаря достижениям археологии и этнографии представления о первобытном обществе существенно обогатились. Так, если в XIX – начале XX в. историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3000 лет и все, что было до этого, в силу отсутствия знаний определялось как предыстория, то теперь история многих регионов насчитывает 10 - 12 тыс. лет, т.е. имеются достаточно достоверные, научно обоснованные знания о человеческом обществе в этом временном диапазоне, но значительный пласт человечества остается предысторией. Достаточно в качестве аргумента напомнить, что появление кроманьонского человека связывают с сорокатысячелетней давностью. [4, с. 41]

На основе новых знаний о развитии первобытного общества учеными выделяются три направления этого исторического процесса: общетеоретический, археологический, антропологический.

Общепризнано, что особую методологическую ценность для теории государства и права представляет периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию». Данное понятие было введено в XX в. английским археологом Г. Чайлдом. Во временном отрезке этот рубеж приходится на VII - III тысячелетия до н.э. В этих временных рамках происходит переход от хозяйства присваивающего к хозяйству производящему.


Присваивающее хозяйство – хозяйство, в котором человек присваивает, потребляет то, что воспроизводит (дарит) природа без вмешательства человека. При таком хозяйстве осуществляется, например, охота на мамонтов, пещерных медведей, других животных, традиционно являющихся предметом охоты людей, сбор злаков и плодов. Однако несколько тысячелетий назад происходит массовое вымирание мамонтов и других животных, все меньше потребности человека могут быть удовлетворены лишь плодами природы. [4, с. 45]

Производящее хозяйство основывается на принципе воспроизводства, что означает занятие земледелием, скотоводством на определенной территории. Люди стали накапливать определенные продукты, создавать запасы, заниматься ремеслом. Условия жизни приучили их выбирать наиболее пригодные для проживания места (долины рек, хорошие пастбища, плодородные земли, близость лесных массивов и т.д.).

Переход к производящему хозяйству позволял на ограниченной территории компактно проживать значительному количеству людей, приучал их к более организованному и удобному образу жизни, например к смене места проживания в пределах определенной территории. В последующем кочевой образ жизни претерпевает изменения, все более превращаясь в частичный и временной (определенная часть представителей племени перекочевывает в зависимости от времени года).

Таким образом, обнаруживается возможность сочетания скотоводства, земледелия, рыболовства, ремесла. Все это значительно облегчило условия жизни человека, привело к численному росту населения. Например, до «неолитической революции» один человек мог прокормить себя на территории 20 км, а после нее на такой же территории могли обеспечить себе сносное существование уже 100 человек. В свою очередь, компактное проживание привело к демографическому взрыву. Если в VII тысячелетии до н.э. на Земле насчитывалось 10 млн. человек, то ко второму тысячелетию численность людей возросла до 50 млн. человек.

Все эти процессы привели к закономерному возникновению к III – II тысячелетиям до н.э. «настоящего пояса» первичных цивилизаций, простиравшихся от Средиземною моря до берегов Тихого океана. Разделение труда привело к появлению земледельцев, скотоводов, ремесленников. По некоторым данным их появление относят к VI – V тысячелетию до н.э. Первые земледельческие общества возникли в районах Ближнего Востока, в долинах крупных рек (Тигр, Евфрат, Нил, Янцзы и др.). В этих цивилизациях возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к глобальному разделению труда на земледелие, скотоводство и ремесло, становлению новых форм собственности: коллективной, групповой, частной. Наблюдается дальнейшее социальное расслоение общества. Усложняется организация производства, появляются новые органы с управленческими функциями, происходит становление иных типов трудовой деятельности, связанных с производством пищи, одежды, орудий труда и т.д. [2, с. 157]


На этой основе возникла необходимость:

регламентировать сельскохозяйственное производство;

обеспечивать хранение и распределение прибавочного продукта;

нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества в создание и развитие общественных фондов;

учитывать отчисления из общественного фонда;

оценивать социальные и боевые заслуги отдельных общественных групп;

обеспечивать информацией общинные объединения;

осуществлять карательные и судебные функции;

обслуживать духовные потребности общинных объединений и т.д. [2, с. 159]

В связи с этим, выделяются определенные группы людей, которые монополизируют знания, курируют общественные фонды, выполняют судебные и карательные функции, служат социальной интеграции, осуществляют военные операции, контролируют информационные потоки (жрецы, писцы, держатели «кипу»). Например, в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV – III тысячелетий до н.э. (до рождения Христа) насчитывается, как явствует из письменных источников, от 80 до 130 должностей и профессий. Постепенно в ходе расслоения общества жрецы, военачальники, крупные землевладельцы и т.п. отделяются от основной массы производителей, обособляясь от участия в материальном производстве. Следствием этого явилось становление новых организационных форм управления обществом, появление классов, зарождение государства.

Другими причинами, ускорившими возникновение государства, явились:

борьба между различными классами общества. Например, в Риме борьба между плебеями (пришлым населением) и патрициями (родовой аристократией), завершившаяся реформой Сервия Тулия (VI в. до н.э.), закрепившей территориальное деление населения и отдавшей власть в руки богатых граждан, узаконив тем самым старую родовую организацию и создание Римского государства;

внешний фактор, связанный, во-первых, с системой отношений между соседскими поселениями; во-вторых, с масштабными природными бедствиями (наводнение, засуха и т.п.), требующими консолидации усилий всего общества;

военный фактор, способствовавший возникновению государства (например, древние германские государства возникли путем завоевания значительной части Западной Римской империи). [2, с. 157]

Процесс развития первобытного общества, предопределивший возникновение государства, объясняется рядом ученых и в иной интерпретации. Однако разные теоретические подходы к данному аспекту не следует противопоставлять, так как противоречия не носят антагонистического характера. Они, взаимообогащаясь и углубляя знания по данному вопросу, во-первых, расширяют представления о нем, исключают одномыслие, которое не может способствовать активизации научного поиска слушателей, ученых-юристов и т.д.; во- вторых, значительно увеличивают простор познавательного интереса исследователя, сохраняя целостность объекта исследования.


Таким образом, государственная власть исторически возникает разными путями:

на основе необходимости обеспечения управления различными группами отношений, возникающих в связи с разнообразными интересами человека, социальных общностей (род, племя, социальные слои и т.п.);

на основе узурпации хозяйственно-организаторской и иной социально-управленческой деятельности;

посредством установления военно-иерархической структуры;

путем династической монополизации власти;

посредством закрепления привилегий экономически господствующего класса. [4, с. 49]

Необходимо помнить, что государства не возникали одновременно (в один год, десятилетие и даже век). Так, в Месопотамии, в горном Перу государства возникли в IV–III тысячелетиях до н.э., в Греции – во II – I тысячелетиях до н.э., в Египте – в IV–III тысячелетиях до н.э., в Шумере – III – 2500 г. до н.э., в Риме – в VII в. до н.э.

Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя первые государства возникли в IV – III тысячелетиях до н.э., в то же время прослеживается закономерность – синхронность событий в развитии человеческого общества между 800 – 200 гг. до н.э. Мы вправе предположить, что на этом этапе в большей части человеческое общество вышло на новый этап развития, для которого было характерно появление государств. Неправильно было бы считать, что государства возникали только как рабовладельческие. В Европе и Азии они прежде всего формировались как феодальные. Объясняется это неравномерностью общественного развития, т.е. тем, что различные анклавы человечества проходят одни и те же этапы исторического развития не в одинаковые временные периоды.

Следовательно, можно утверждать, что на стыке IV – I тысячелетий до н.э. на больших территориях нашей планеты сложились государства, характерными признаками которых были единая территория, аппарат управления, единая система налогов и финансов, общепризнанный государственный язык, единая оборонная и внешняя политика, блок транспортной, энергетической и информационной систем, наличие ограниченных прав личности.

Возникнув как социальный институт, государство выполняло следующие функции:

управление общественным земледелием и землепользованием;

контроль за ходом общественных ритуалов и обрядов;

организация и накопление продуктов и товарообмена;

организация защиты государства и походов против других государств и племен;

взыскание дани или налогов;

организация общественных фондов и распределение продуктов, товаров, иных ценностей среди населения;