Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

создание институтов для разрешения споров, поддержания общественно значимых традиций и обычаев;

обеспечение развития ремесел и торговли как внутри государства, так и с другими государствами;

контроль и утверждение единой меры веса и размера, а также обменных эквивалентов.

Таким образом, появилось качественно новое социальное образование – государство, политико-территориальное объединение, обладающее аппаратом управления и принуждения для реализации властных велений по отношению к населению.

1.2 Формы возникновения государства

Весьма широк диапазон точек зрения о формах возникновения государств.

Одни авторы различают афинскую, римскую и восточную формы [4, с. 49], другие, дают классификацию версий возникновения государств. Ими выделяются две точки зрения.

В соответствии с первой, следует различать формы государств, возникших на основе азиатского (Египет, Вавилон, Китай), рабовладельческого (Древние Афины, Древний Рим), феодального или профеодального (Германия, Россия) способов производства. [23, с. 122]

В соответствии со второй – государства возникли в следующих формах: древнегреческой, древнеримской, древнегерманской. [25, с. 95] Не вдаваясь в дискуссию о достоинствах данных подходов, отметим, что исключение древневосточной формы государства трудно признать теоретически обоснованным. Наиболее значимым для данной темы является не столько рассмотрение форм или видов возникновения государства, сколько изучение формы раннего государства, выяснение состава ее (формы) элементов. С этой позиции он и рассматривает более пристально именно форму раннего государства, а не формы (виды) его возникновения.

Форма государства есть внешнее проявление содержания государства, принцип организации государственной власти и территории государства. Форма показывает особенное и структуры и функционирования государства. Она включает в себя три связанных между собой института: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим.

При рассмотрении причин возникновения государства мы выяснили, что государства возникают как города-государства или поселки-государства, в которых свободные общинники-земледельцы проживают не родовой семейной общиной, а так называемой соседской общиной. По своим признакам они соответствуют унитарным государствам.


Такой город (поселок) постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр, включая в орбиту юрисдикции спутниковые селения. В них происходят важные для населения события, действия: проводятся собрания, заседания различных коллегиальных органов, крупные празднества, спортивные мероприятия и т.д.

Город-государство (в Греции – полис, уже знает четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, территориальное закрепление разделения труда:

возникают кварталы горшечников, медников и других ремесленников;

выделяется знать;

формируется аппарат управления, располагающийся в определенном месте, как правило, в центре города. В него входят лица, занимающиеся организацией общественных работ, выдачей из общественных фондов кредитов, вознаграждений и т.п.

В городе-государстве явно обнаруживают себя три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец (фараона, консула, царя) и храм, в котором «колдуют» жрецы. Такое государство обладает, как уже отмечалось, довольно широким кругом функций:

управление общинным земледелием и землепользованием, порядком владения им;

выполнение в установленное время общественных ритуальных обрядов;

осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем перерастает в товарообмен;

защита от военных нападений и организация военных походов;

взимание дани или налогов;

создание и распространение общественных фондов, в основном продуктовых, предназначенных на случай стихийных бедствий, военных действий;

формирование и укрепление институтов для рассмотрения споров, поддержания полезных традиций, обычаев;

установление религиозных и светских правил, развитие ремесел и торговли и др.

Как уже было отмечено, ранние государства обладали всеми элементами формы государства, т.е. мы можем говорить о наличии таких известных ее элементов, как форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима.

С долей осторожности допустимо дать им следующие характеристики: форма правления – республиканская с сильными авторитарными чертами (цезарь, консул и т.п.); государственное устройство – унитарное; политический режим – тоталитарный с локализованными элементами демократии. [4, с. 52]

В историческом плане достоверно, что государства изначально возникли в Афинах, Риме, Египте, Перу и т.д. Они имеют отличительные черты, но все они были рабовладельческими государствами. Это не характерно для возникших значительно позже государств.


В историческом плане важно знать черты изначально возникших иракского, римского, египетского и других государств. С теоретической же позиции более важно говорить о формах раннего государства. С этой позиции заслуживающим внимания представляется подход исследователей, которые пишут о восточных и западных путях возникновения государства, а также об общих закономерностях возникновения государства и права. [11, с. 113]

Таким образом, на основе изложенного в первой главе курсовой работы материала об условиях и причинах возникновения государства, можно сделать следующие выводы.

Условия и причины возникновения государства и права – прежде всего экономические и социально-политические. При этом немалое значение имело развитие сознания человека, его логики, способности к анализу и синтезу отдельных сторон явлений и общественной действительности, развитие этих способностей до уровня обобщений и нахождения общих закономерностей.

2. Анализ теорий происхождении государства

2.1 Причины многообразия теорий происхождения государства

В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения, развития государства. Это вполне естественно и понятно. Так, как каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти – зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.[9, с. 304]

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.


Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса
происхождения государства и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами, и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ним процессами.

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. В этом заключается основная цель смешения названных явлений и отражающих их понятий. В этом – одна из причин множественности и неоднозначности, произрастающих на данной основе теорий.

Различного рода теории возникают не только в связи с неправомерным смешением процесса возникновения государства с другими взаимосвязанными с ним процессами.

Кроме того, оставляя вопрос о происхождении государства весьма запутанным и не решенным, не умея естественным путем объяснить его происхождение, в нём начали усматривать божественное установление. Государство получает, таким образом, в глазах людей значение некоего объективного порядка, «не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола». [9, с. 305]

И это действительно так. Как показывает опыт решения проблем происхождения государства, особая роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова», – читаем мы в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период.

Как показывает исторический опыт, главные причины возникновения и развития государства и права лежат вовсе не в сфере морали или религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Научные исследования свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.


Известные во всемирной истории крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, к способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становилось экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов, заставляли работать на себя. Производимый ими остаточный (сверх необходимого для прокормления) продукт присваивали. [25, с. 96]

В обществе сначала наметилось, а затем по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение, появились богатые и бедные. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд своих сородичей. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. Общество постепенно, в течение многих тысячелетий расслаивалось на различные, со своими собственными интересами и своим собственным, далеко не одинаковым статусом, устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что причинами многообразия теорий происхождения государства являются:

сложность и многогранность самого процесса происхождения государства, и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия;

неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей;

преднамеренность искажения процесса первоначального или
последующего возникновения государственно-правовой системы в силу
различных соображений;

в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев
процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними
процессами.

2.2 Историко-правовой анализ основных теорий происхождения государства

Существует множество теорий происхождения права и государства, но, ни одна из них не является общезначимой, не подтверждается неоспоримыми доказательствами, а поэтому может считаться лишь научной гипотезой.

Проанализируем далее основные теории о происхождении государства и права.