Файл: Оценка готовности детей к школе. Теоретические аспекты психологической диагностики.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Завершение первичного этапа формирования самосознания. Самосознание старшего дошкольника включает аффективный компонент «Я-образа» за счет формирования адекватных самооценок ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка» когнитивного компонента «Я-концепции» как результата накопленного социального опыта конфликтных отношений и решения своих жизненных задач.
В свою очередь, степень готовности к школьному обучению дошкольника – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, приступая к систематическим занятиям, он должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к существенной перестройке всего образа жизни, которая неизбежно связана с изменением его места в системе общественных отношений – принятием положения школьника.
Исследователи отмечают, что реализация ребенком социальной позиции школьника возможна только на основе формирования у него конкретных психических особенностей, обеспечивающих возможность приступить к изучению науки в логике науки, а также организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным образцам, правилам, моральным законам[4]. О субъективной готовности к новой социальной позиции или наличии внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка в школу сопряжено с его ориентацией на сущностные моменты школьно-учебной действительности, то есть собственно школьное, учебное содержание занятий и специфичную именно для школы форму их осуществления, а также на авторитет учителя как носителя общественно выработанных способов деятельности и отношений.
По мнению отечественных психологов, наличие готовности к школьному обучению присутствует, если ребенок:
Хочет в школу и не мыслит себя вне нее. Ребенок понимает важность обучения и стремится к занятиям.
Проявляет большой интерес к собственно школьному содержанию занятий:
а) предпочитая грамоту и счет занятиям дошкольником (рисование, лепка, аппликация, пение, конструирование, физкультура;
б) ребенок четко представляет себе процесс подготовки к школе и занятиям.
Ребенок самостоятельно и добровольно отказывается от характерных ориентаций дошкольников:
а) он предпочитает классные занятия обучению дома;
б) не отрицает и старается тщательно соблюдать наличие принятых норм поведения в школе, обществе, дома;
в) предпочитает традиционный способ оценки учебных достижений (отметка) всем другим видам поощрения. Сладости, подарки в замен на хорошее обучение его перестают интересовать.
Признает авторитет и уважает учителя.
Итак, готовность к школе детей старшего дошкольного возраста проявляется в том, что у детей формируется принятие нового социального статуса – статуса школьника, в связи с чем, появляются личностные новообразования, меняются представления ребенка о себе и отношения к окружающему миру[5].
Выводы к главе 1
Таким образом, психологические исследования показали, что школьное обучение возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение наносит существенный ущерб психическому развитию ребенка. По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Диагностика готовности к школьному обучению, включает:
Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
- общего физического развития;
- моторики руки;
- работоспособности;
- характеристики движений;
- произвольной регуляции действий.
Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
- восприятия;
- памяти;
- внимания;
- мышления;
- речи;
- круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
- уровня развития эмоционально-волевой сферы;
- уровня развития коммуникативных навыков;
- мотивации к обучению;
- самооценки.
Определяя готовность ребенка к школе, следует помнить, что полученные результаты диагностики достижений ребенка достоверны только на настоящий момент. Полностью спрогнозировать на их основе дальнейшие успехи ребенка в школе не представляется возможным.
2 Теоретические аспекты психологической диагностики
2.1 Проблема готовности детей к школе.
Если ребенок готов к школьному обучению, то можно с уверенностью говорить о том, что учеба для него будет увлекательна, а полученными достижениями он будет гордиться и стремиться еще к лучшему результату.
Психологи и педагоги, описывая понятие «готовность к школьному обучению», говорят о том, что ребенок «созрел» для данной деятельности только в том случае, если он имеет не только отдельные знания и умения, необходимые для поступления в школу. А когда его мотивационная, личностная сфера, готовы к ней. Когда он имеет четкую «внутреннюю позицию школьника». А также, он владеет волевой, интеллектуальной готовностью. Ребенок к поступлению в школу должен иметь высокий уровень зрительно-моторной координации, то есть для него не должно доставлять труда осуществление какой- либо двигательной деятельности под контролем зрительного анализатора.
Понятие «готовность ребенка к школьному обучению» не такое простое, как кажется на первый взгляд
Готовность к школе является очень сложным понятием, в котором можно выделить следующие компоненты[6]:
- мотивационная или личностная готовность ребенка к школьному обучению заключается в том, что ребенок может принять внутреннюю позицию ученика. Для этого необходим высокий уровень развития мотивационной сферы малыша. Он должен иметь способность к произвольному управлению своей деятельностью. А развитие познавательных интересов ребенка должно представлять собой четкие мотивы с высокоорганизованной учебной мотивацией. Здесь следует также учитывать уровень развития эмоциональной сферы ребенка и его эмоциональную устойчивость.
- интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению предполагает у него определенный набор представлений об окружающем мире и знаний. Он должен иметь конкретные предпосылки к формированию учебной деятельности.
- социально-психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя развитие таких качеств, благодаря которым он мог бы взаимодействовать с учителем и детьми.
«Кризис семи лет» и его значение для готовности к школьному обучению
Возраст семи лет был выбран для начала обучения в школе совершенно не случайно. Еще Л. С. Выготский указывал, на то, что в это время начинается «утрата детской непосредственности - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка».
В поведении ребенка начинает проявляться ярко выраженная негативная симптоматика кризиса. Ваш замечательный малыш вдруг становится негативно настроенным почти на все, его упрямство и строптивость доходят до «предела вашего терпения». Ему становится свойственна нелепость, нарочитость, искусственность поведения, а вертлявость и паясничанье становятся ежедневными спутниками.
Ребенок к семи годам перестает быть наивным и непосредственным, он становятся менее понятным для собственных родителей. Причиной тому становится приобретение такого психологического новообразования, как разделение в сознании малыша внутренней и внешней жизни.
До семи лет малыш поступает в соответствии со своими переживаниями. Поведение ребенка в этот период имеет схему: «захотел-сделал».
В возрасте семи лет поведение малыша становится осознанным и его можно описать следующей схемой: «захотел – осмыслил - сделал». Осознание и осмысление всего происходящего включается во все сферы жизни ребенка старшего дошкольного возраста: он четко начинает понимать отношение к себе окружающих людей и свое отношение к ним, к самому себе, результаты своей деятельности и т.д.
Но следует учитывать, что осознание и осмысление у ребенка старшего дошкольного возраста еще очень малы.
В старшем дошкольном возрасте появляется довольно четкое осознание своего социального «Я», у ребенка происходит формирование внутренней социальной позиции. Ребенок начинает понимать какое место он занимает в жизни, появляется осознанное стремление к изменению себя как личности.
Ребенок начинает терять интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях школьного обучения это, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника. Ребенок радуется начавшемуся обучению, он ответственно относится к поручениям взрослых. Ребенок может взять на себя посильные обязанности и стать помощником в классе, семье.
Негативная симптоматика кризиса семи лет отчетливо наблюдается, если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает (ребенка передерживают дома, в детском саду, устанавливают над ним гиперопеку).
Согласно подходам психологов к основным симптомам кризиса семи лет, поведение старшего дошкольника, характеризуется следующими особенностями:
Потеря спонтанности и непосредственности поведения. Ребенок уже способен понимать, чем может обернуться лично для него реализация того или иного желания, против которого возражают старшие члены семьи или воспитатель в детском саду. Раньше ребенок действовал в значительной степени от своих желаний и потребностей, то на границе старшего дошкольного и младшего школьного возрастов впервые в жизни человека появляется возможность торможения импульсивных поведенческих реакций и оценки социальных последствий их спонтанности и непосредственности. Торможение и оценка зависят от степени развития сознания и самосознания ребенка, что определяется зрелостью лобной коры и ее связей со структурами лимбической системы, ответственной за субъективные эмоциональные реакции. Только понимание и положительное участие взрослых способствуют безущербному для развития ребенка прохождению кризисных периодов становления личности.
Сложности и противоречия внутреннего мира. Эти проблемы проявляются в такой особенности поведения ребенка как манерничание и своеобразное кокетство. В ситуациях социальных конфликтов или сложного для себя выбора он часто начинает играть ту или иную роль, кого-то из себя изображая и при этом скрывая истинные свои мотивы чувства. Эта особенность поведения дошкольника еще раз служит знаком формирующегося самосознания и когнитивного компонента «Я-концепции».
С первыми двумя особенностями поведения ребенка связан третий симптом кризиса семи лет – симптом «горькой конфеты». Старший дошкольник в конфликтах, когда ситуация складывается не в его пользу и ему угрожает социальное порицание, старается свое негативное эмоциональное состояние не проявлять открыто в виде слез, а скрыть его от окружающих[7].
Все отмеченные проявления кризиса семи лет в своем развитии приводят к психологическим новообразованиям ребенка среди которых общими, по представлениям классических работ отечественных и зарубежных психологов, являются следующие изменения его личности:
- децентрация личности в форме осознания своей отделенности от других;
- начало произвольности поведения;
- начало произвольности познавательных процессов.
Конкретные проявления этих существенных личностных новообразований определяются содержанием социальной ситуацией развития и особенностями истории формирования личности ребенка. К основным изменениям личности старшего дошкольника, так или иначе связанных с подготовкой к школе, относятся следующее:
Изменения в мотивационно-потребностной системе. Важнейшая и новая черта в старшем дошкольном возрасте – это ее индивидуализация и оформление иерархической структуры. У каждого ребенка можно обнаружить ведущую потребность и сопряженные с ними мотивы, которые определяют его поведение и своеобразие личности.
Изменение эмоциональной системы. Трансформация эмоциональных переживаний происходит за счет включения новых чувств: огорчение по поводу непонимания другими людьми, удовлетворение от хорошего и социально поощряемого поступка, эстетические удовольствия, эмпатия и сочувствие слабым и обиженным. Все названные чувства имеют социальное происхождение и формируются при накопление личного опыта общения с другими людьми, демонстрирующими образцы социального поведения и действия.
Обогащение и развитие системы психологических защит. Возрастная динамика системы психологических защит связана с появлением и использованием высших эго-защитных механизмов, таких как: интроекция и проекция, компенсация, регулирующих адекватность социальных отношений не только с родителями, но и со сверстниками, а также позволяющих сохранять целостность формирующейся личности ребенка.
Завершение первичного этапа формирования самосознания. Самосознание старшего дошкольника включает аффективный компонент «Я-образа» за счет формирования адекватных самооценок ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходит «закладка» когнитивного компонента «Я-концепции» как результата накопленного социального опыта конфликтных отношений и решения своих жизненных задач.