Файл: Право государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеризуя объекты, в государственной и собственности, следует внимание на отдельными учетными зрения, согласно между общественной и собственностью ставится знак При этом проводят дифференциацию понятий, как и государственная собственность. К они относят на природные не вовлеченные в производство и всеобщей доступностью, землю, воды, пространство, флору, По отношению к ним применяться формула: «То, что всем вместе и в отдельности на равнодоступности». Но если В.И. считает, что объекты не смысла относить к форме собственности, а называть «общенародным то Б.А. однозначно выделяет их как общенародной собственности. По его распорядительство общенародной по поручению ее - народа, могут осуществлять органы народовластия. же собственность в общественное и поэтому не принадлежать всем на началах.

Признание объектов, не вовлечены в производство, «общенародным представляется, на наш достаточно спорным. вода, недра, мир, леса и др., не в общественное в такой как другие государственной собственности. «общенародное достояние» сохранять и без решения его использования, обеспечения защиты государства и что осуществляется в процессе ими государством, а выведение объектов, к природным из категории собственности» неоправданно.

Тенденция отнесения объектов к или национальной прослеживается и в работах. Так, по Д. Львова, В. Е. Устюжаниной, к имуществу можно прежде всего, ресурсы - водное и пространство, леса, континентального шлейфа и т.д. По мнению, целесообразно было бы предусмотреть общенародную собственность на недра, животный мир, объекты. Это как с экономической природой объектов, так и со их разграничения по уровням государственной - федеральному и Выделение такой собственности, как или общегосударственная, на природных ресурсов бы отразить их природу не в правовом режим природных зафиксирован гражданским но и в смысле - как жизнедеятельности народа, на территории

Важную роль в регулировании государственной и собственности играет между ними объектов. В с п. 5 ст. 214 ГК государственного имущества к собственности и к субъектов РФ в порядке, законом. В время объекты и муниципальной перераспределяются в с законами, предметы ведения и органов государственной (Российской Федерации, ее и муниципальных В частности, государственного и имущества между Федерацией, ее и муниципальными осуществляется в порядке и

ГК РФ не круг объектов муниципальной собственности, тем и не его. Ст. 50 закона от 6 2003 г. «Об общих организации местного на территории Федерации» исходит из пообъектного перечня имущества для всех муниципальных образований. В данной статьи выделить следующие виды права муниципальной муниципальное недвижимое земельные участки, объекты (пруды, карьеры), предприятия, комплексы, здания, жилые помещения, для малоимущих и нуждающихся в жилищных условий, а муниципальное движимое денежные средства и бумаги, иное имущество, необходимое для вопросов местного (пассажирский транспорт, материалы, имущество, для обеспечения мер пожарной и др.) и права муниципальных


Представляется весьма позиция законодателя, которой рассматриваемая содержит функциональный объектов права собственности, построенный с назначения того или объекта права собственности.

Однако, по некоторых авторов, «классификация не целям познания объектов муниципальной ввиду целого ряда В частности, ст. 50 №131-ФЗ указывает на то которое может в собственности образований и для решения местного значения; отдельных государственных переданных органам само управления; деятельности органов самоуправления и лиц, работников предприятий и Клинова С.П., на работу А.Е. видит в перечне противопоставление местного значения отдельных государственных и считает «классификацию» малопродуктивной, в том из-за того, что одно и то же может быть как для вопросов местного так и, для обеспечения муниципального служащего или отдельных государственных Такое рассуждение представляется весьма поскольку на анализа содержания ст. 50 №131-ФЗ можно следующие выводы. данная норма не классификацию а их Определять при перечня объектов в познании объектов муниципальной - задача гражданского права, а не взятого закона. как и того или объекта должна в рамках а не Во-вторых, п. 1 ч. 1 ст. 50 №131-ФЗ содержит согласно которому в муниципальных образований находиться имущество, в ч. 2-4 статьи и для решения местного значения. Во всех случаях, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст. 50 №131-ФЗ, в муниципальных образований находиться имущество, для: осуществления государственных полномочий, органам местного обеспечения деятельности местного самоуправления и их лиц, муниципальных работников муниципальных и учреждений, а имущество, необходимое для вопросов, по право принимать предоставлено федеральными органам местного (если эти не отнесены к местного значения). ставил перед цель определить предназначение для как объекта муниципальной собственности, не при этом необходимое для вопросов местного другому имуществу, для выполнения государственных полномочий. Тем что вопросы значения определены четко в о местном Устанавливая в ст. 50 №131-ФЗ перечень муниципальных образований, дает нам что эта имущества предназначена для решения местного значения. Что же иного имущества, имущества, предназначенного для отдельных государственных переданных органам самоуправления, то надлежит учитывать Согласно ст. 19 №131-ФЗ отдельные полномочия, переданные местного самоуправления, только за счет местным бюджетам из соответствующих В свою органы местного имеют право использовать собственные и финансовые для осуществления им отдельных полномочий в и в предусмотренном уставом образования.


Таким образом, предназначенное для отдельных государственных органами местного - это иная имущества, нежели та, что для решения местного значения, и в этом не усматриваться противоречия, в силу одно и то же не может быть дл решения местного значения и отдельных государственных как утверждает А.Е.

Немало поводов для вызывает и ч. 5 ст. 50 №131-ФЗ. Так, по закона, в возникновения у образования права на имущество, не для целей, ч. 1 ст. 50, имущество подлежит либо И если в отчуждения можно о применении приватизации муниципального то с не так все Ясно лишь, что речь в идет об целевого назначения а вот порядок такой закон не ссылаясь лишь на закон, который до времени не Кроме того, из статьи неясно, на орган возложен за соблюдением здесь правила и ответственность органов самоуправления за его Вероятно, применению ст. 38 №131-ФЗ, которая на контрольный муниципального образования палата, ревизионная и др.) контроля над установленного порядка и распоряжения находящимся в собственности. Однако, указания на осуществляющий контроль, необходимо регламентировать механизм таких Это должен быть закон, поскольку на него ч. 5 ст. 50 №131-ФЗ.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что круг объектов федеральной собственности не ограничен. В собственности государства может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже. В ее состав, например, не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В настоящее время в законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной собственности РФ.

Задача № 1

В одном из жилых домов в Санкт-Петербурге освободилась квартира. Между жилищным комитетом мэрии Санкт-Петербурга и администрацией Центрального района возник спор, кто имеет право заселить эту квартиру и выдать на нее ордер.

По мнению Жилищного комитета, жилой дом является собственностью города, а потому именно ему принадлежит право распоряжения квартирой.

Администрация Центрального района считала, что дом относится к муниципальной собственности. При этом она ссылалась на то, что заселение дома происходит по ордерам, выдаваемым в районе, и дом значится на балансе одной из районных жилищно-эксплуатационных организаций. Решите дело.

По каким основаниям происходит разграничение государственной и муниципальной собственности?

Решение:

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступает Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Исходя из этого, субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления.


Муниципальная собственность относится к публичной частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность является разновидностью государственной собственности и представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Субъектами права в муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Согласно п. 1 ст. 215, «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так же другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью». Согласно нормам Закона №131-ФЗ, к полномочиям районной администрации в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения относится: распределение в установленном порядке муниципального жилищного фонда, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдача ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам. Следовательно, право на заселение квартиры и заключения договора социального найма администрация Центрального района Санкт-Петербурга.

Задача № 2

При приватизации государственного предприятия возник вопрос, какой способ приватизации в данном случае оптимален. Трудовой коллектив настаивает на акционировании с предоставлением льгот членам коллектива по варианту 2. Администрация считала оптимальным вариант 3. Комитет по управлению городским имуществом считал, что предприятие должно быть продано на инвестиционных торгах, поскольку остро нуждается в притоке инвестиций. Наконец, фонд имущества считал оптимальной продажу предприятия на коммерческом конкурсе или аукционе. Какие способы приватизации государственных и муниципальных предприятий Вам известны и чем они отличаются друг от друга? Как разрешить возникший спор?

Решение:

Согласно ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:


) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;

) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В условии речь идет о государственном предприятии. Согласно п. 2 ст. 13 названного закона, приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества. Исходя из этого, спор должен быть решен в пользу трудового коллектива, который настаивал на акционировании с предоставлением льгот членам коллектива. Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот:

) всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные неголосующие (привилегированные) акции, составляющие 25% уставного капитала; продаются простые акции, составляющие 10% уставного капитала, со скидкой 30% номинальной стоимости и предоставляется рассрочка до трех лет (первоначальный взнос не менее 15%);

) всем членам трудового коллектива, кроме того, представляется право приобрести простые акции, составляющие 51% уставного капитала, но уже без льгот на приобретение; продажная цена устанавливается Государственным комитетом имущества;

) инициативной группе работников предприятия, взявшей на себя ответственность за выполнение плана приватизации и заключившей с согласия коллектива договор на срок до одного года, дается после истечения срока договора.

Задача № 3

Государственное предприятие было преобразовано в арендное, и с ним был заключен договор аренды с правом выкупа. Часть имущества была выкуплена в момент преобразования предприятия в арендное. Остальное имущество арендатор выкупал по мере поступления на его счет прибыли. Еще до истечения срока аренды Комитет по управлению государственным имуществом потребовал расторжения договора аренды, ссылаясь на то, что предприятие относится к федеральной собственности и подлежит преобразованию в казенное предприятие.