Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. Условия развития управления
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ФУНКЦИЙ
2.1. История развития менеджмента и его функций. Система менеджмент. Состав функций менеджмента
РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИДЕЙ В ИСТОРИИ
3.1. Современные методы и виды управления
3.2. Развитие управленческих идей в истории человеческой мысли
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная теория управления занимает одно из ведущих мест в технических науках и в то же время относится к одной из отраслей прикладной математики, тесно связанной с вычислительной техникой. Теория управления на базе математических моделей позволяет изучать динамические процессы в автоматических системах, устанавливать структуру и параметры составных частей системы для придания реальному процессу управления желаемых свойств и заданного качества.
В последнее время вопрос внедрения интегрированных систем менеджмента (ИСМ) становится все более актуальным для российских компаний, которые сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны западных и некоторых отечественных, подтвердивших сертификатами свои достижения в области управления качеством, экологией и профессиональной безопасностью.
Не вызывает сомнений, что внедрение группы стандартов как интегрированной системы более экономично и эффективно по сравнению независимым внедрением нескольких стандартов на системы менеджмента. Однако, несмотря на актуальность проблемы и эффективность внедрения ИСМ, в литературе встречается крайне мало рекомендаций по этому вопросу.
Основная цель работы состоит в изучении основных функций в системе менеджмента.
Задачи управления:
- отразить понятие управления;
- изучить условия развития управления;
- отразить историю развития менеджмента и его функций. Состав функций менеджмента;
- определить концепцию менеджмента как набора определенных функций. Специфические и неспецифические функции менеджмента;
- изучить современные методы и виды управления;
- отразить особенности развития управленческих идей в истории человеческой мысли.
Объектом работы выступает механизм осуществления управленческой деятельности.
Предметом работы выступает система реализации функций менеджмента как элемент структуры управления предприятием.
Научная новизна заключается в разработке теоретических и методологических положений формирования, становления и совершенствования менеджмента предприятий.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования представленной информации в качестве базы для написания научных и студенческих работ в дальнейшем.
Степень изученности темы высока в силу ее актуальности. Вопрос изучался такими специалистами, как: М. В. Антонов, Т.Ю. Базаров, А.П. Балашов, О. Виханский, А. Наумов, С.А. Ким с работой «теория управления», а также тематические ресурсы сети Интернет.
Теоретическая база: труды отечественных специалистов, среди которых учебные пособия и монографии таких авторов, как М. В. Антонов с работой «Практические методы эффективного управления в государственном учреждении», Т.Ю. Базаров «Психология управления персоналом», А.П. Балашов с учебным пособием «Основы теории управления», О. Виханский, А. Наумов с учебником для ВУЗов по менеджменту, С.А. Ким с работой «теория управления», а также тематические ресурсы сети Интернет.
Методы исследования: метод теоретического анализа, метод классификации и структуризации.
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам и представлена введением, тремя главами, и списком используемой литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие управления
На сегодняшний день в теории государственного управления и административно-правовой науке сложился следующий подход к классификации форм государственного управления [7, c.78]:
- издание нормативных правовых актов;
- издание ненормативных и индивидуальных правовых актов;
- заключение договоров;
- совершение юридически значимых действий или действий юридического характера на основе закона или на основе изданного правового акта управления (составление административных протоколов, проведение государственной регистрации, выдача официальных документов, разрешающих осуществлять определенный вид деятельности и т. д.);
- осуществление организационных действий;
- выполнение материально-технических операций [6, c.29].
Многие авторы уточняют, что первые четыре формы являются правовыми, а две остальные – неправовыми. До бесконечности можно «кроить» ту или иную классификацию форм государственного управления. В связи с тем, что в настоящий момент в законодательстве отсутствуют специальные нормативно-правовые акты, четко регламентирующие и устанавливающие формы управленческой деятельности, сложно признать ту или иную классификацию основополагающей, господствующей. Но в то же время как можно принять тот или иной закон в рассматриваемой сфере, если нет какой-либо определенности в теории.
Управление – это целенаправленное влияние на объект с целью его стабилизации или изменения в соответствии с поставленными задачами.
Итак, по содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую и правоприменительную. Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т. е. в издании нормативных актов управления.
В основе американской системы управления лежит принцип индивидуализма. Он возник в американском обществе еще в XVIII - XIX вв., когда в США прибывали сотни тысяч переселенцев. В процессе освоения новых территорий вырабатывались такие национальные черты характера, как инициативность и индивидуализм. В Японии же почти до конца XIX в. сохранялся феодализм, воспитавший в общественном сознании японцев традиционную установку наколлективизм- принадлежность к определенной социальной группе. Не менее важной национальной чертой японцев является почитание семьи и предков [7, c.79].
Эти особенности национального характера породили существенные различия в принципах и методах работы японских и американских менеджеров. В США основой эффективного управления является яркая личность менеджера, способная улучшить деятельность организации благодаря своим лидерским качествам. В Японии же менеджеры в большей степени ориентируются на коллективную работу и организацию в целом. Эти различия проявляются и в методах принятия решений. Американские менеджеры склонны принимать решения индивидуально, быстро и с большим риском.
В Японии менеджеры предпочитают долго совещаться и взвешивать все за и против, прежде чем окончательно принять решение.
Главным стимулом для работников и менеджеров американских компаний является экономический фактор, т.е. деньги. Для японских более значимую роль играют социально-психологические факторы, такие, как чувство принадлежности к коллективу, гордость за свою фирму и т.п. Сотрудники японских предприятий испытывают чувство долга перед своей фирмой и стараются подчинять свои интересы интересам коллектива.
Американские компании, как правило, имеют жесткие структуры управления, в которых четко выделяются определенные функции. В японских фирмах структуры управления более гибкие. Часто организационные структуры создаются и затем расформировываются по мере выполнения конкретных задач
Правотворческая деятельность государственных органов характеризуется принятием многочисленных нормативных правовых актов и последующим их изменением и дополнением. Это вызвано необходимостью проведения масштабных преобразований в экономике, в сфере административных отношений, улучшения качества жизни граждан. Но большое количество нормативных правовых актов имеет свои негативные тенденции, которые выражаются в возрастании их несогласованности и бессистемности, в противоречивости их положений [1]. Устранение таких негативных явлений возможно с помощью планирования правотворческой деятельности. Планирование является первой стадией нормотворческого процесса. Составляющими планирования правотворчества является стратегия и тактика. Стратегия планирования правотворчества включает в себя закономерности правового развития, определяет задачи и цели правовой системы. Основой стратегии планирования нормотворческой деятельности являются общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Беларуси, национальное законодательство. О правовой стратегии можно говорить только тогда, когда принимаемые нормативные правовые акты подчинены единой идейной основе, предполагающей общие цели и задачи политико-правового развития. В РФ систематизированным актов является Концепция совершенствования законодательства РФ. Тактика планирования правотворчества – это система конкретных научных положений и основанных на них рекомендаций, правил, приемов и средств по формированию и осуществлению деятельности в направлении планомерного преобразования правовой жизни общества. Достижение качества и эффективности нормативных правовых актов предполагает совершение правотворческим органом целого комплекса работ:
- должны быть выявлены социально-экономические факторы, в которых проявляются потребности общества в правовой регламентации общественных отношений;
- должен быть проведен анализ этих факторов;
- необходимо определение направленности действия социальных факторов по отношению друг к другу и к цели законопроекта;
- должны быть рассмотрены различные варианты решения проблемной ситуации.
Необходимость в управлении производством возникла, скорее всего, сразу после возникновения последнего. С увеличение масштабов производственной деятельности человека управление развилось в прикладную науку: появились определенные принципы управления и его модели.
В более узком смысле управление есть деятельность, направленная на координацию работы коллектива и отельных его представителей в процессе производства товаров и оказания услуг [2, c.33].
Такая деятельность связана с организацией согласованных действий в масштабах компании и регулированием отношений индивида и предприятия.
Функции управления – эффективное использование рабочей силы и ресурсов для увеличения доходов производства и его развития. Научная база теории управления стала формироваться около 100 лет назад. Родоначальником теории управления считается инженер Фредерик Тейлор (США), основоположник научной организации трудовой деятельности.
На пустом месте управление не возникает: всегда нужен объект или процесс, которым нужно управлять. В управлении есть несколько участников – управленец и орудие управление. Управленец – это человек, который контролирует весь процесс производства, принимает ответственные решения по состоянию товаров. Он устанавливает цель управления. Орудием являются или другие сотрудники, которые используются для достижения цели .
К примеру: Мастер в процессе производства ювелирного украшения является и орудием управления, и самим управленцем, если он работает «на себя». А вот специалист в профессиональной компании имеет управленца в лице начальника, который контролирует создание изделия. С понятием управление часто сравнивают термин менеджмент. Изначально менеджмент был обозначение человека, который профессионально объезжал лошадей, но со временем так стали называть сферу деятельности человека. Менеджмент отличается от обычного управления тем, что в нем область распространения намного меньшая. К тому же, управление всегда имеет четкую цель, а в менеджменте все намного сложнее. Тут важен и сам процесс, его особенности и применяемые методики [2, c.34].
1.2. Условия развития управления
Вследствие реализации различных связей, присущих системе управления предприятием, может сложиться ситуация когда за отдельные участки производственного процесса отвечает несколько сотрудников. Либо возникает ситуация, когда какие-то участки производства вообще выпали из внимания управления и, следовательно, за них вообще никто не несет ответственности. И в первом и во втором случае речь идет о процессах, которые становятся неуправляемыми [5, c.60].
Т.е. возникает ситуация отрицания результата деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению общей эффективности структуры управления предприятия. Для предотвращения подобных ситуаций либо их ликвидации, если они уже проявились, служит регламентирование, которое направлено на более четкое разграничение зон ответственности.
Регламентирование - это процесс, который стремиться установить определенную совокупность правил и положений, которые определяют порядок взаимодействия структурных элементов всего предприятия (подразделений между собой, внутри подразделения - между отдельными сотрудниками, занимающих определенные должности). Ориентируясь на понимание регламентирования как динамику процесса, а регламента как статику процесса, то установление определенных правил и положений управленческого труда можно рассматривать как упорядочение управленческого труда на предприятии [6, c.31].
Регламентация функций менеджмента осуществляется в соответствии с ранее разработанными на предприятии положения, определяющих общую структуру управленческого аппарата. Организационное регламентирование направлено на жесткое разграничение прав и обязанностей каждого сотрудника предприятия или структурного подразделения. При этом такое разграничение базируется на специфических условиях труда сотрудника или подразделения. Основной же целью организационного регламентирования выступает повышение ответственности и закреплению дисциплины в каждом подразделении предприятия. Также документы, отражающие организационное регламентирование на предприятии. Способствуют формированию нормативно-правовой базы для разработки мер воздействия на сотрудников.
Организационные регламентирующие документа создаются на основании правовых норм производства (общих и специальных), которые регламентируют обязательные условия для деятельности предприятия в зависимости от их организационно-правовой формы осуществления хозяйственной деятельности и в зависимости от формы собственности. Организационные документы имеют определенную структуру, которая подразумевает отражение таких положений как;