Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и направления ее совершенствования.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности коммерческой деятельности в розничной торговой организации.
1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации.
1.2 Коммерческая деятельность по закупке товаров
1.3 Организация коммерческой деятельности по продаже товаров
Глава 2. Организация коммерческой деятельности в розничной торговой организации
2.1 Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
2.2 Оценка коммерческой деятельности по продаже товаров
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Глава 3. Методы повышения эффективности коммерческой деятельности в розничной торговой организации.
К деятельности маркетингового отдела или службы крупных и средних торговых организаций относится процесс изучения и прогнозирования спроса, и, в рамках этого процесса, изучение, как общего объема спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары [7].
С целью успешной реализации коммерческих процедур по закупу товаров для предприятия, необходимо систематически заниматься анализом источников закупки и поиском новых, более рентабельных, поставщиков товаров. В связи с этим, коммерческая служба должна владеть в полном объеме информацией о районе своей экономической заинтересованности, знать о промышленности, сельском хозяйстве, их производственных возможностях и их ассортименте, а также производимых этими организациями изделий.
Для реализации поставленных задач, коммерческому отделу предприятия, необходимо наблюдать непосредственно процесс производства, с целью выявления производственных возможностей предприятия, следить за качественным и количественным фактором производимой продукции, принимать участие в рабочих совещаниях, а также, в функционировании оптовых ярмарок и промышленных выставках новых образцов продукции.
Так же им необходимо постоянно контролировать:
- рекламу в СМИ;
- профильных изданиях;
- биржевые котировки;
- различные специализированные проспекты и каталоги.
Торговый аппарат оптовых баз занимается формированием товарных ресурсов для обеспечения стабильной работы организации. Основными источниками поступления товаров в розничную торговлю являются отрасли хозяйства, создающие множество необходимых ТНП, например, сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.
Поставщиками товаров являются определенные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства, а учитывая большое многообразие поставщиков, их можно классифицировать по различным признакам, например функциональным, территориальным и иным формам собственности, а так же ведомственной принадлежности и т.д.
Основная масса поставщиков товаров делятся на следующие категории: изготовители и оптовые предприятии.
Поставщиками-изготовителями являются производственные предприятия, фирмы или индивидуальные предприниматели, выпускающие ТНП для удовлетворения спроса потребителей.
Поставщиками-оптовиками являются предприятия, закупающие товары у поставщиков-изготовителей или оптовых посредников и реализующие их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.)[3].
1.3 Организация коммерческой деятельности по продаже товаров
Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров формируется из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование спроса на реализуемые в магазинах товары;
- формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
- рекламно-информационная деятельность розничных торговых предприятий;
- выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
- организация оказания торговых услуг покупателям.
Коммерческая деятельность по продаже товаров в розничных предприятиях, в отличие от оптовиков, имеет некоторые особенности. Торговые предприятия розничной торговли продают товар непосредственно населению, используя свои способы и методы розничной торговли.
Основным требованием успешной реализации товаров в розничной торговле является анализ и прогнозирование покупательского спроса населения. Если в оптовых предприятиях коммерческая деятельность направлена на изучение объема спроса на продукцию по наиболее крупным территориальным образованиям, то в рознице она направлена на определение ассортиментной структуры спроса.
Ассортиментную и внутригрупповую структуру спроса отражают данные о продаже и запасах товаров, а также сведения о неудовлетворенном спросе. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях.
Процесс сбора, анализа и обработки такой информации представляет собой достаточно сложную задачу. Что обусловлено тысячью разновидностей внутригруппового ассортимента перечня товара каждого магазина. Только благодаря использованию современной компьютерной техники возможен учет движения такого огромного ассортимента.
Для небольших розничных торговых предприятий свойственно использование неавтоматизированных методов анализа и обработки внутригрупповой структуры реализованного спроса (данные о запасах и поступлении товаров, материалы инвентаризаций, учет продажи по товарным чекам и др.). Для этого организуется «ручной» сбор информации по анализу товарных запасов, учету неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству товаров.
Так же очень важным элементом коммерческой деятельности по реализации товара является формирование оптимального ассортимента. Его формирование в магазине напрямую зависит от типа и специализации торгового предприятия [9].
Для реализации товаров в современных экономических условиях, требуется активное использование рекламных продуктов и продвижение в сети Интернет. И для стимуляции сбыта требуется использование различных видов рекламы начиная от самых элементарных, например, оформление витрин магазина, проведение различных рекламных выставок товаров и его презентаций и вплоть до более сложных, как например печатная, радиотелевизионная и Интернет.
Определение достаточно эффективных методик розничной торговли является важнейшим этапом коммерческой деятельности торговых организаций с небольшим оборотом. Эффективная продажа розничных товаров как правило способствует существенному росту оборота товара в магазине, а также большему удовлетворению спроса покупателей на него и повышению рентабельности работы предприятия.
В основном, характер и структура процесса продажи товара, зависит, прежде всего, от ассортимента и методов его реализации. Если используются разные методы продажи, то само содержание деятельности по реализации товаров может существенно отличается. Под такими процессами понимается совокупность приемов и способов непосредственной реализации товаров покупателю.
Как правило в рознице используются следующие методы продажи:
- Самообслуживание. Продажа товаров на основе этого метода, одна из самых удобных для покупателей. Данный метод позволяет существенно ускорить реализацию, увеличивая при этом объемы и пропускную способность магазина. Он предусматривает беспрепятственный доступ покупателей к выложенным на торговых прилавках товаров, а также самостоятельно осматривать и отбирать понравившийся продукт без помощи продавца. Выбранные товары оплачиваются в соответствующих узлах расчета, обслуживаемых кассирами или системами автоматической продажи.
- С прилавка обслуживания. Продажа товаров данным методом включает в себя выполнение определенных операций, а именно:
- встреча покупателя и выявление его намерения;
- предложение и показ товаров;
- помощь в выборе товаров и консультация;
- предложение сопутствующих и новых товаров;
- проведение операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;
- расчетные операции;
- упаковка и выдача покупок.
- С использованием образцов. Использование этого метода предусматривает выкладку некоторых образцов товара в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) знакомство с ними покупателя. Выбрав товар и оплатив покупки, покупателю вручаются, соответствующие образцам, товары. При таком методе, основные запасы товара размещаются отдельно от образцов. Этот метод удобен небольшими используемыми площадями торгового зала, при этом, можно выставлять образцы очень широкого ассортимента товаров. Такой метод используется при реализации технически сложных или крупногабаритных товаров, а также тех товаров, требующих перед продажей отмеривания или нарезки.
- С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам, (или по предварительным заказам). При такой продаже, покупатели самостоятельно знакомятся и отбирают выложенные на рабочем месте продавца товары. Как правило, это прилавки, стенды, демонстрационные горки, вывешивание на вешалках и т.п. При таком методе, функция продавца сводятся к консультации покупателя или помощи в отборе товара, взвешивании, упаковки и отпуска выбранного. Операции расчета осуществляются в кассах торгового зала или на рабочем месте продавца [8].
Глава 2. Организация коммерческой деятельности в розничной торговой организации
2.1 Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
ИП Каряпина Е.А. занимается реализацией большого ассортимента товаров для рукоделия, вследствие этого неправильная организация этого процесса может в итоге к снижению спроса на него.
По причине высочайшей конкуренции на этом рынке, предприятию приходится работать с ограниченным количеством клиентов и очень узкой их специализацией. Недостаточное качество товара или нехватка ассортимента может привести к потерям клиентов и, соответственно, к снижению рентабельности торговой организации.
Предприятие является представителем московской фирмы АО «Гамма ТД» и представляет на уральском рынке продукцию данной фирмы-оптовика, реализующей товар отечественных производителей. Так же регулярно осуществляется поиск новых источников поставки, с целью расширения ассортимента реализуемой продукции.
На этом рынке серьезную конкуренцию представляет собой товар из Китая, так как обладает гораздо более низкой ценой, при несомненно худшем качестве.
Выбором источников закупки и поставщиков продукции на предприятии занимается непосредственно директор. Приходится следить за рекламным продуктом в СМИ, профильных изданиях, изучать проспекты, каталоги, издаваемые поставщиками. Все переговорные мероприятия по поставке товара осуществляются при личной встрече с представителями поставщиков. Данная форма договора обладает неоспоримым преимуществом перед деловой перепиской и общением по телефону. Основная цель переговорного процесса, найти оптимальные и взаимовыгодные условия, являющиеся основой для налаживания длительных связей [6].
В компании ведется компьютерный учет ТМЦ с помощью специальной программы. Широкая товарная номенклатура оперативно отражается в статье приход/отгрузка товара в программе, это позволяет руководителю получить достоверную информацию об состоянии складских запасов и принимать соответствующие решения о закупках. Учитывая небольшие площади склада на торговой точке и малые габариты получаемой продукции, товар приобретается мелкими партиями, но в максимально широком ассортименте.
Как уже было сказано ранее, основным поставщиком продукции для ИП Каряпина Е.А. является АО «Гамма ТД», а также небольшими партиями товар для увеличения ассортимента приобретается через интернет-магазин Али-Экспресс в Китае. Приведем соответствующее товарное соотношение поставляемой продукции в следующей таблице:
Таблица 1
Основные поставщики материалов ИП Каряпина Е.А. 2018г. IV квартал
Наименование поставщика |
Поставляемые товары |
Специализация |
Местонахождение |
Объем поставок,т.р. |
Удельный вес в общем объеме поставок,% |
АО «Гамма ТД» |
Предметы для рукоделия в ассортименте |
Посредник |
г.Москва |
309000 |
87,2 |
Али-Экспресс |
Предметы для рукоделия в ассортименте |
Посредник |
Китай |
45360 |
12,8 |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что поставщиков, находящихся в Челябинской области, являющихся непосредственно производителями товара, у организации на данный момент нет, следовательно, компания предпочитает работать в вопросах поставки товара только с посредниками.
В общем объеме поставок наибольший процент 87,2% занимает АО «Гамма ТД», а наименьший – Али-Экспресс 12,8%, это связано с тем, что поставки из Китая связанны с существенными временными затратами и невысокой гарантией получения необходимого товара при пересылке.
Рис. 1. Основные поставщики материалов ИП Каряпина Е.А. за 4 квартал 2018г.
Из диаграммы хорошо видно процентное соотношение удельного веса в общем объеме поставок каждого из поставщиков. Проанализируем данные по поставщикам за 2019 год.
Таблица 2
Основные поставщики материалов ИП Каряпина Е.А. 2019г. IV квартал
Наименование поставщика |
Поставляемые товары |
Специализация |
Местонахождение |
Объем поставок, р. |
Удельный вес в общем объеме поставок,% |
АО «Гамма ТД» |
Предметы для рукоделия в ассортименте |
Посредник |
г. Москва |
287096 |
68,4 |
Али-Экспресс |
Предметы для рукоделия в ассортименте |
Посредник |
Китай |
132635 |
31,6 |