Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и направления ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ
 

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

Коммерческая деятельность – неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. В процессе коммерческой деятельности закупка и поставка товаров, изучение рынка, формирование хозяйственных связей с поставщиками, осуществление коммерческих операций, направленных на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен, являются основными этапами работы предприятия. Коммерческая деятельность включает коммерческие действия и решения в условиях конкретной ситуации и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческой деятельности следует опираться на три важнейших критерия: экономические законы рынка, финансовую политику и коммерческое право.

Целью курсовой работы является:

- анализ коммерческой деятельности торгового-розничного предприятия и совершенствование её на примере конкретного магазина.

Задачами курсовой работы являются:

- анализ функций, целей и задач коммерческой деятельности торгово- розничной организации.

- анализ коммерческой деятельности по закупке и продаже товаров.

- выявление эффективности коммерческой деятельности в розничной торговой организации на основе анализа её показателей.

- сделать выводы по первой главе.


Глава 1. Особенности коммерческой деятельности в розничной торговой организации.

1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации.

С появлением товарно-денежных отношений и торгового посредничества, в глубокой древности, возникает коммерческая деятельность. Становление торговли в России относят примерно к VIII-IX вв. А в XIX, начале XX вв. коммерческая деятельность стала основным занятием российского купечества, являвшегося почётным сословием российского общества. К этому периоду искусство коммерции в России достигает довольно высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твёрдость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, честное и добросовестное служение своему делу.

Самое ценное в деловом мире являлась репутация купца. Но после Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности становится, в основном, резко отрицательной.

С этого момента формируются товарно-денежные отношения нового типа между поставщиками и покупателями товаров, опирающиеся на жесткое государственное управление коммерческой (торговой) деятельности и фактическое регламентирование каждого этапа производства и продажи товаров народного потребления. И лишь времена «Перестройки» открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Этих качества в рыночных условиях позволяют успешно осуществлять коммерческую деятельность [4].

Осуществление процесса коммерческой деятельности в современных условиях строится на принципах полного равноправия торговых партнёров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств, опирающихся законодательные процессы.

Любая деятельность, имеет строго определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования.

Если возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, то требуется более полное раскрытие её сущности и содержания. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и профессора Т.К. Серегиной прослеживается объективный подход к коммерческой деятельности. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств» .


Как правило в торговле, коммерческая деятельность, выделяется самостоятельно и характеризуется следующим образом - это обширная сфера оперативно-организационной деятельности торговых предприятий, направленная на купли-продажу товаров с целью удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

Данное определение фиксирует векторную направленность функций коммерческой деятельности, в связи с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.

Полное объяснение сути коммерческой деятельности определил профессор Б.А. Райберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». И конкретно, при простой формуле торговой сделки «товар - деньги», при продаже и «деньги -товар», при покупке, реальная картина коммерческого бизнеса существенно усложняется.

Основой коммерческой деятельности является торгово-денежный обмен при условии «конкурентности» рынка и «реальности» прибыли.

При условии адекватной реакции на ситуативные изменения рынка, торговая организация обеспечивает себе устойчивое положение только благодаря коммерческой деятельности, очень важна и ориентация на покупателя, благодаря которым и существуют все коммерческие предприятия. Поэтому, деятельность коммерческой организации, направляется на удовлетворение пожеланий и запросов покупателей.

Значит, коммерческая деятельность, это главное условие потребительского рынка и коммерческого предпринимательства, в котором производятся товарно-денежные отношения.

Она включает следующие процессы:

  • связанные с купле-продажей товаров;
  • удовлетворением потребительского спроса;
  • развитием целевых рынков товаров;
  • минимизацией издержек обращения и получением прибыли [10].

Торговые отношения, есть конечное звено функционирования всех субъектов рынка в котором ведущая роль принадлежит коммерческой деятельности. Она связана с управляющим алгоритмом по поставке товаров от производителя к покупателю.

Постановка таких целей определяет содержание коммерческой деятельности, а именно:

  • формирование хозяйственных и партнёрских связей с основными субъектами рынка;
  • исследование рынка и выбор поставщиков товара;
  • налаживание связей производства с потребителями товаров, обеспечивающих достаточный спрос (ассортимент, объём и обновление продукции);
  • купле-продажа товаров с учётом рыночных условий;
  • углубление и развитие целевых рынков товаров.

В процессе развития рыночных отношений, основные элементы коммерческой деятельности подвергаются качественным изменениям.

В рыночных отношениях увеличивается значимость овладения работниками торговли теоретическими и практическими знаниями в области коммерческой деятельности. Она, в розничной торговле, включает в себя следующие элементы:

  • детальное изучение потребительских требований к товару, а также основных мотивов покупки и особенностей поведения покупателей;
  • определение объема и структуры спроса на товары и услуги;
  • формирование конкурентоспособного ассортимента и управление им;
  • организацию процесса продажи и стимулирование объемов реализации;
  • рекламно-информационную деятельность;
  • услуги, сервисное обслуживание.

К основным задачам коммерческой деятельности относятся:

  • развитие и совершенствование рекламно-информационной деятельности;
  • координация закупочных работ среди поставщиков и потребителей;
  • удовлетворение потребностей населения, - выбор необходимого сегмента рынка;
  • организация сбыта и продвижения товаров;
  • грамотное и эффективное формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия.

К основным функциям коммерческой деятельности относятся:

  • новаторская – содействие процессу продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых тов./услуг и т.п.;
  • организационная – внедрение новых форм и методов организации производства, рациональное объединение форм единичного разделения труда и основных элементов производственной системы, контроль за ними;
  • хозяйственная – наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных ресурсов;
  • личностная – самореализация предпринимателя как личности через достижение собственной цели, получение удовлетворения от собственной работы.

Следовательно, коммерческая деятельность является интеллектуальной деятельностью энергичных и инициативных людей, обладающих некими материальными ценностями, и использующих их для развития коммерческой деятельности. Получая прибыль и создавая рабочие места, предприниматели оказывают неоценимую пользу так же и обществу [1].


1.2 Коммерческая деятельность по закупке товаров

Закупка товаров в торговле является основой коммерческой деятельности на любом этапе ее функционирования. По сути, она является начальным этапом любой коммерческой деятельности. Ибо чтобы что-то продать, нужно, для начала, располагать (владеть) тем товаром, который подлежит реализации.

Необходимый ассортимент товара формируется только при рационально организованных закупках его в розничную торговую сеть с целью реализации его населению, и осуществлении взаимодействия с производителями товаров согласно требованиям покупательского спроса, а также обеспечения эффективной работы самого розничного торгового предприятия.

К коммерческой деятельности при организации оптовых закупок относятся следующие этапы:

  • анализ покупательского спроса;
  • выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
  • организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;
  • организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров;
  • организация учета и контроля за оптовыми закупками.

При оптовых закупках коммерческая деятельность базируется на технологиях современного маркетинга, благодаря которым менеджеры коммерческой организации обладают информацией о причинах покупки того или иного товара конечным потребителем, а также о эффективной ценовой политике и региональном спросе на соответствующий товар с наиболее качественным сбытом или закупкой соответствующей продукции, приносящим максимальную прибыль.

Отслеживание покупательского спроса, есть необходимый элемент для эффективной коммерческой деятельности при закупке товара. Теоретический и практический маркетинг обладают необходимым набором средств и способов для анализа покупательского спроса, при организации оптовых закупок товара.

К этим инструментам маркетинга относятся:

  • оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за прошедший период;
  • анализ заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку необходимых товаров,
  • выявление неудовлетворенного спроса оптовых покупателей,
  • проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями,
  • реализация экономических и математических методов прогнозирования спроса и т.д.