Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и направления ее совершенствования.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности коммерческой деятельности в розничной торговой организации.
1.1 Функции, цели и задачи коммерческой деятельности розничной торговой организации.
1.2 Коммерческая деятельность по закупке товаров
1.3 Организация коммерческой деятельности по продаже товаров
Глава 2. Организация коммерческой деятельности в розничной торговой организации
2.1 Оценка коммерческой работы по закупке сырья и материалов
2.2 Оценка коммерческой деятельности по продаже товаров
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Глава 3. Методы повышения эффективности коммерческой деятельности в розничной торговой организации.
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что по сравнению с предыдущим 4 кварталом 2018 года, в соответствующем периоде 2019 года количество поставщиков товара не изменилась, зато существенно изменился удельный вес в общем объеме поставок. Исходя из этого можно сделать вывод, что предприятию стало выгоднее закупать товар в Китае, в связи с повышением качества поставляемой продукции и улучшением качества доставки товара до точки продаж. Так же большое значение имеет купонная система скидок на Али-Экспресс при постоянных стабильных объемах закупки необходимого товара.
Рис. 2. Основные поставщики материалов ИП Каряпина Е.А. за 4 квартал 2019г.
Говоря о динамике поставок, то объем в рублях в 4 квартале 2019 года по сравнению с соответствующим периодом 2018 возрос на 65371 руб., а в процентном соотношении составляет около 19%. Причина такого роста является изменение стоимости поставляемого товара за прошедший год, при практически неизменном объеме реализации, исходя из этого, нетрудно предположить, что при дальнейшем росте стоимости поставляемого товара, перекос в объемах закупа организации в сторону Китайской продукции будет все более увеличиваться из-за более низкой стоимости товара и повышении его качества.
2.2 Оценка коммерческой деятельности по продаже товаров
Наш исследуемый магазин ИП Каряпина Е.А. осуществляет продажу ассортимента товаров для рукоделия, которые получает у оптовых посредников, следовательно, как мы выяснили, с поставкой товара наблюдаются некоторые проблемы. После поступления продукции на склад магазина, его сортировки и предварительной упаковки малыми партиями, товар выставляется на витринах для непосредственной реализации. Следовательно, продажа товара, является основной частью коммерческой деятельности изучаемого торгового предприятия, так как без продажи не происходит товарно-денежный оборот.
Как уже было сказано, перед продажей товара осуществляется его подготовка. Товар необходимо распаковать (освободить) товар от внешней упаковки; проверить соответствие цены, очистка от пыли (если товар находился на складе); удаление мелких недостатков. В магазине ИП Каряпина Е.А подготовку товаров к продаже осуществляет продавец-консультант, прошедший предварительное обучение на знание ассортимента. Много внимания в магазине уделяется раскладке товара: продукцию раскладывают в соответствии с ассортиментом, особенностями использования, цветом и функционалом. Новые товары выкладываются на видном месте, а, редко покупаемые товары, выкладываются с товарами, имеющими повышенного спроса. Все ценники четко оформляются, с крупно и разборчиво написанными ценами и наименованием товара. Важнейшим коммерческим требованием для качественной реализации товара в рознице, как мы считаем, становится исследование и прогнозирование покупательской способности клиентов магазина. Данная деятельность, направленная на обеспечение успешной продажи товара, осуществляется ежедневно. Для выполнения данной задачи, осуществляется компьютерный учет продаж и анализа запасов товаров в ассортиментном смысле, а также изучение товарного рынка с использованием возможностей сети Интернет.
На торговой точке, для изучения спроса, реализован опрос покупателей методом опросных буклетов и реализацией выставки-продажи, а также, предприятие, периодически участвует в профильных ярмарках. Реализованы дисконтные программы для привлечения покупательского интереса, поэтому, постоянные бонусы и подарки покупателям очень нравятся. Магазин, также, периодически, предоставляет скидки на свою продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка. В эти дни, покупатели приобретают качественный товар по более низкой цене. Магазин старается удерживать достаточно демократичные цены, т.к рынок данного ассортимента существенно перегружен.
Основным элементом коммерческой деятельности по реализации товара является формирование его оптимального ассортимента на торговой точке. Магазин ИП Каряпина Е.А постоянно наращивает ассортимент, для привлечения целевой аудитории и старается учитывать пожелания покупателей. В 2019 году была поставлена продукция одного малоизвестного китайского производителя по заказу клиента, пробной партией, теперь на этот товар появились новые клиенты, в следствии чего, он закупается в Китае на постоянной основе. Для привлечения клиентской базы, магазин, так же, предоставляет некоторые сопутствующие товары: основы, формы и т.д.
Представим часть ассортимента товара в виде таблице, с учетом его стоимости.
Таблица 3.
Оценочная часть ассортимента товара магазина ИП Каряпина Е.А за 2018 год по трем позициям.
Наименование товара |
Количество наименований |
Средняя цена, руб. |
|
Ед. |
% |
||
Алмазная живопись |
27 |
30 |
594 |
Алмазная вышивка |
49 |
52,7 |
542,6 |
Набор для раскрашивания |
17 |
17,3 |
236 |
93 |
100 |
В данной таблице отражены данные за 2018 год. Можно сделать вывод о том, что в оценочном ассортименте магазина преобладает «Алмазная вышивка», при этом его цена по сравнению с другими товарами находится в среднем сегменте. В наименьше количестве представлены сарафаны, это связано небольшим спросом. В общем можно сказать, что все разновидности одежды представлены в достаточном количестве и по доступным ценам.
Сравним эти данные с ассортиментом магазина за 2019 год.
Таблица 4.
Оценочная часть ассортимента товара магазина ИП Каряпина Е.А за 2019 год по трем позициям.
Наименование товара |
Количество наименований |
Средняя цена, руб. |
|
Ед. |
% |
||
Алмазная живопись |
29 |
30,1 |
632 |
Алмазная вышивка |
46 |
48,9 |
571 |
Набор для раскрашивания |
19 |
20,2 |
239 |
94 |
100 |
Если проанализировать данные двух представленных таблиц, то можно сделать вывод, что общее количество товара за 2018 и 2019 года практически не изменилось, но следует отметить, что в 2019 году несколько снизилось количество наименований «Алмазной вышивки», что связано с понижением спроса на нее, а количество «Алмазной живописи» и «Наборов для раскрашивания» увеличилось по противоположным причинам. Цены в 2019 году несколько подросли в сравнении с 2018 годом.
С целью успешной продажи товаров уделяется большое внимание процессу обучения продавцов-консультантов, так как от их эффективной деятельности непосредственно зависит объем товарооборота в магазине. Руководство регулярно организует учебные мероприятия, семинары и тренинги для повышения квалификации торговых работников [2].
Известно, что двигателем торговли является реклама. В ИП Каряпина Е.А, поступление нового ассортимента на склад магазина или появление новых скидок на товар, стараются отражать в рекламных буклетах и в сети Интернет. Иногда прибегают к помощи рекламных баннеров рядом с торговой точкой и т.д. Но в связи с существенной стоимостью рекламных акций, к сожалению, не всегда есть возможность проведения таких рекламных компаний.
Опираясь на вышесказанное, сделаем вывод о том, что ИП Каряпина Е.А максимально использует все имеющиеся возможности для успешной продажи товара, и это позволяет организации относительно успешно конкурировать на рынке уже более 10 лет.
2.3 Анализ показателей эффективности коммерческой деятельности розничной торговой организации
Магазин ИП Каряпина Е.А осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании свидетельства o государственной регистрации в качестве ИП рег. № 317745600177233. Предприятие имеет статус Индивидуального Предпринимателя, и соответствующие печати, и штампы, а также фирменные бланки, расчетные и иные счета в коммерческом банке.
Основной целью создания магазина ИП Каряпина Е.А является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Основным предметом деятельности предприятия является:
- осуществление розничной торговли непродовольственными товарами;
- участие в проведении выставок, ярмарках и других мероприятий.
Органом управления предприятия является директор предприятия, Каряпина Е.А.
Основным имуществом магазина являются его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Основным источником формирования имущества предприятия являются;
- доходы от предпринимательской деятельности;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина является его прибыль.
Проанализируем показатели эффективности коммерческой деятельности ИП Каряпина Е.А.
Таблица 5.
Основные показатели коммерческой деятельности магазина
ИП Каряпина Е.А.
№ |
Показатель |
Ед.изм. |
Год |
Отклонение |
||
2018 |
2019 |
В абсол. величине |
В % |
|||
1 |
Оборот розничной торговли |
руб. |
1720000 |
1940000 |
220000 |
112,8 |
2 |
Валовой доход |
руб. |
399040 |
539320 |
140280 |
135,2 |
3 |
Уровень валового дохода |
% |
23,2 |
27,8 |
4,6 |
|
4 |
Издержки обращения |
руб. |
295840 |
356960 |
61120 |
120,7 |
5 |
Уровень издержек обращения |
% |
17,2 |
18,4 |
1,2 |
|
6 |
Прибыль от реализации |
руб. |
134160 |
188180 |
54020 |
140 |
7 |
Рентабельность продаж |
% |
7,8 |
9,7 |
1,9 |
|
8 |
Товарные запасы на конец периода |
руб. |
378400 |
426800 |
48400 |
112,8 |
9 |
Средние товарные запасы |
руб. |
474720 |
459780 |
-14940 |
96,9 |
10 |
Товарооборачиваемость |
дни |
89 |
86 |
-3 |
96,7 |
обороты |
3,6 |
4,2 |
0,6 |
116,6 |
||
11 |
Численность работников |
Чел. |
3 |
3 |
0 |
100 |
12 |
Оборот на одного работника |
руб. |
573330 |
646670 |
73340 |
112,8 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:
- валовой доход увеличился в 2019 на 140280 руб. что связано с предоставлением платных услуг по подборке материалов для творчества и проведением творческих мастер-классов, что принесло доходы от внереализационной деятельности;
- наблюдается тенденция к росту товарооборота, так, в 2019 г. в отличии от 2018 г. он увеличился на 0,6%, хотя это было связано с изменением себестоимости товара;
- так как в 2019 году, в магазине провели косметический ремонт, то издержки обращения увеличились на 1,2%;
- в связи с тем, что поставщики повысили цену на закупаемую продукцию (увеличились затраты на производство товара), это также привело к увеличению издержек обращения.
- Увеличение прибыли 2019 г. по сравнению с 2018 г. составило 54,2 тыс. руб. что составило 40%. Выручка и прибыль — это показатели экономической эффективности, и они являются абсолютными, объемными величинами и не дают полноценного представления об эффективной деятельности предприятия. Поэтому при анализе мы используем те показатели экономической эффективности, которые дают нам полную оценку ситуации.
- Таким показателем является рентабельность, определяющая отношение прибыли к выручке от реализации. В 2018 г. показатель рентабельности составил 7,8%, следовательно, в 2018 г. с 1 рубля выручки было получено 7,8 копеек прибыли. В 2019 г. рентабельность составила 9,7%, с 1 рубля выручки было получено 9,7 копеек прибыли. Следовательно, мы можем сделать вывод, что ИП Каряпина Е.А. имеет прибыль, величина которой выросла за последний год на 40%, несмотря на увеличения издержек обращения.
- Товарные запасы на конец периода увеличились в 2019 на 48,4 тыс. руб., исходя из этого, желательно обращать внимание на залежавшийся товар.
- Число продавцов на 2019г. не изменилось, при этом оборот на одного работника увеличился на 12,8%.
Факторы хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной взаимосвязи. Часть из них непосредственно согласованны друг с другом, другая часть связанна лишь косвенно. Результативность показателей, исходя из экономической теории, является многофакторной составляющей [5].