Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иногда профессиональное выгорание (в иностранной литературе - «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов. В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации.

Профессиональное выгорание - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Профессиональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Как видно из выше приведённого перечня признаков синдрома психического «выгорания», нет единой точки зрения на данную проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов, это несомненный факт. И все эти слагаемые играют большую роль в адаптации человека к условиям профессиональной и жизненной ситуации.

Умение управлять своими эмоциями, своими желаниями, страстями - важная задача любого профессионала. Научиться менять негативные эмоции на положительные - важное условие успешной работы с людьми. Следует отметить, что профессиональная деформация личности - это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб. Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни.


Все это порождает ещё одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг и управленческая эрозия. Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Управленческая эрозия или «порча» властью - один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится». Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не даёт ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает ещё большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к её расширению. «Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации.

Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления. Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений, и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления. Основным методом профилактики управленческой эрозии является ротация (замена) на руководящих должностях. Поэтому во многих организациях определён максимальный срок выполнения руководящих функций. По прошествии какого-либо времени, руководство поручается новым людям. Новые люди, как правило, демонстрируют большие инновационность, творчество и энтузиазм. Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряжённой с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса.


Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию профессионального выгорания, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжёлой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своём сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания. Н.Г. Осухова выделяет 3 стадии развития профессионального выгорания, сопоставимые с последними двумя фазами стресса (фазой резинстентности и фазой истощения), которые характеризуются следующими проявлениями: приглушённость эмоций, исчезновение остроты чувств. Скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Пища кажется грубой и пресной. Начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, возникает чувство неприязни к пациентам, которое на первых порах удаётся сдерживать, но постепенно скрывать раздражение становится все труднее. В результате озлобленность буквально выплёскивается на ничем не повинного человека, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причём «выгорающий» часто сам не понимает причины своего раздражения. Пустой взгляд и ледяное сердце. Весь мир становится безразличен. Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты, вплоть до рвоты. Возможны головная боль, апатия, бессонница, депрессия, отвращение к пище или булимия, алкоголизм и др.

Модель Дж. Гринберга представляет собой смену следующих этапов: .

-«Медовый месяц». Работник позитивно относится к работе, но по мере накопления рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

-«Недостаток топлива». Появляются усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника снижаются интерес к трудовой деятельности, продуктивность работы, могут развиться дистанцирование, цинизм. Если мотивация достаточно высока, используя НЗ (неприкосновенные запасы энергии), показывает высокие результаты, но за счет своего здоровья.


Хронические симптомы. Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению, снижению иммунитета, к постоянной раздражительности, подавленности.

Кризис. Часто развиваются хронические заболевания, что может привести к частичной или полной работоспособности; усиливаются переживания по поводу недостаточной профессиональной компетентности, качества жизни.

- «Пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать угрожающее жизни человека заболевание.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартпман представляет собой:

Возникает напряжённость вследствие:

-недостатка навыков и умений работника, необходимых для соответствия статусно-ролевым и профессиональным требованиям;

-несоответствия работы ожиданиям человека, потребностям или ценностям.

Появляются сильные ощущения и переживания стресса. Состояние человека характеризуется реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Предупреждающая фаза. Снижение уровня собственного участия. Эмоциональные реакции. Фаза деструктивного поведения. Психосоматические реакции. Разочарование.

Модель Р.Т. Голембиевского и Р.Ф. Мунзенридера:

Фазы 1-3. Низкая степень выгорания. Наличие ресурсов для преодоления стресса.

Фазы 4-5. Средняя степень выгорания. Усиление эмоционального истощения.

Фазы 6-8. Высокая степень выгорания. Истощение. Дефицит энергетических и эмоциональных ресурсов.

Модель В.В. Бойко представляет собой смену определенных фаз:

А) Фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания.

Б) Фаза «Резистенция»: сопротивление нарастающему стрессу;

В) Фаза «Истощение»: выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.

Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой негативное проявления профессионального воздействия на личность сотрудника.

2.2 Симптомы и факторы профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания сопровождается и физическими симптомами. Поскольку отрицательные эмоции постоянно накапливаются, это может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным).


Традиционно факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока:

Внешние (организационные) факторы - к этим факторам относятся особенности профессиональной деятельности и окружающей среды. Это условия и содержание труда, различные социальные факторы и стимуляция (материальная и нематериальная), особенности рынка труда, уровень ответственности и психологическая обстановка в коллективе а также уровень справедливости.

Внутренние (личностные) факторы - индивидуальные характеристики самих профессионалов. К этим факторам относят, прежде всего, персональный уровень психологической устойчивости (индекс стрессоустойчивости), уровень эмоциональной компетентности, индивидуальные стратегии преодоления кризисных ситуаций, «локус контроля», и, в особенности, характеристики личности по типу «А».

На возникновение синдрома профессионального выгорания существенно влияют три фактора - личностный, ролевой и организационный.

В научной литературе традиционно выделяют поведенческие, психофизиологические и психологические (эмоциональные, когнитивные) признаки и симптомы профессионального выгорания. Особо подчёркивается, что их набор в каждом отдельном случае может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей работника, особенностей его социально-психологического окружения и условий труда.

Основными симптомами профессионального выгорания являются:

Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, недостаточный сон, бессонница, затруднённое дыхание, тошнота, головокружение, дрожание (тремор), артериальная гипертония, болезни сердца, аритмии и т.д.

Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и чёрствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадёжности, раздражительность, агрессивность, тревожность, неспособность сосредоточиться, потеря идеалов и надежд или профессиональных перспектив.

Человек старается побыть в одиночестве после работы, любые мелочи буквально выводят из себя.

Поведенческие симптомы: во время рабочего дня появляется желание прерваться и отдохнуть, нарастает безразличие к еде, а так же злоупотребление алкоголем, табаком, успокоительными средствами и антидепрессантами.

Интеллектуальное состояние: уменьшение интересов к нововведениям в работе, увеличение скуки, тоски, апатии, формальное выполнение работы.

Социальные симптомы: отсутствие энергии для социальной активности, уменьшение интереса к досугу, ограничение контактов, уменьшение взаимоотношений с другими людьми, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, недостатка поддержки со стороны семьи, детей коллег и т.д.