Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, профессиональное выгорание сотрудников сопровождается широким спектром симптомов, которые диагностируются на межличностном, личностном уровне.

2.3 Причины и проявления профессионального выгорания

Главными причинами развития синдрома профессионального выгорания специалистов являются: недостаточный профессионализм специалиста, который, в связи с отсутствием знаний патогенеза и методов лечения, а также опыта оказания помощи страдающим людям, пытается вести их исключительно «на плечах своей личности», что неминуемо ведёт к неуспеху и психотравме для него самого; истощающий, слишком длительный непрерывный труд специалиста без перерывов для сна и отдыха.

Психологи проанализировали различные профессии и условия труда и пришли к выводу о том, что существует ряд факторов, повышающих вероятность профессионального выгорания.

Интенсивное общение с другими людьми. Это самый главный фактор риска. Те, чья деятельность невозможна без общения, «сгорают» быстрее всего. Это связано с тем, что каждому человеку необходима и достаточна своя доза коммуникации, и, когда её становится слишком много, ему плохо. А если её слишком много на протяжении длительного времени, это истощает организм. Примером таких профессий могут быть руководители, учителя, социальные работники, врачи, бизнесмены, менеджеры по продажам, журналисты и т.д.

Вредность такой работы особенно велика для интровертов - тех, чья потребность в общении меньше, чем у других людей. У интровертов с общением: они замкнуты, скромны и не обладают возможностями для интенсивной коммуникации. Они не выражают никому своего недовольства, копят его, работают из последних сил, а потом срываются. Поэтому интровертам надо стараться уменьшить количество общения в своей жизни и выбирать соответствующую профессию. Несоответствие работы моральным установкам, ценностям и идеалам. Например, вы кристально честный человек, но, будучи менеджером по продажам, вы вынуждены продавать людям то, что сами не считаете предметом первой необходимости или эффективности. Вариантов развития событий здесь два: вы либо будете плохим менеджером по продажам, либо будете постоянно в конфликте с собой.

Такая проблема также может касаться случаев, когда женщина очень много работает и вынуждена разрываться между семьёй и карьерой - выкладываться в двух направлениях она попросту не успевает. Женский пол. Учёными установлено, что женщины в большей степени подвержены «выгоранию», чем мужчины. Это связано с нашей эмоциональностью, мягкостью, склонностью к сочувствию и ориентированностью на людей (т.е. с теми же качествами, которые иногда мешают женщине пробиться в большие начальники).


Но нельзя и перегибать палку в обратную сторону - холодные и чёрствые авторитарные люди также прекрасно «перегорают». Поэтому, как чаще всего и бывает в психологии, надо придерживаться «золотой середины» и быть гибкой - менять своё поведение в зависимости от ситуации.

Жизнь в мегаполисе. Условия крупного города сами по себе генерируют стресс у многих людей - эти шум, гам, бешеный ритм и недостаток сна. В условиях мегаполиса приходится сталкиваться с большим количеством народа, и существенная часть этих столкновений весьма неприятна. А избежать подобного общения не представляется возможным.

Нечёткое распределение ролей и функций в коллективе. Согласитесь, работа покажется адом, если одну и ту же обязанность выполняют несколько сотрудников, а какую-нибудь другую - вообще никто. И все дружно отвечают перед несколькими начальниками, каждый из которых имеет своё мнение о поставленных перед отделом задачах. Это ведёт к несогласованности действий и конкуренции, в результате чего страдает и эффективность совместной деятельности, и члены коллектива.

Непривычная ситуация с высокими требованиями. Когда человек попадает в такие условия, он острее переживает стресс и быстрее «сгорает». Примером такой ситуации может быть повышение женщины пред пенсионного возраста. Она работала в компании бухгалтером и была повышена до главного бухгалтера. Её переводят в головной офис, где в топ-менеджерах сидит в основном молодёжь и используются передовые технологии - интернет-конференции, скайп и т.д. При этом она несет огромную ответственность, выполняя обязанности главного бухгалтера. Все это может привести к тому, что уже через полгода женщина почувствует отвращение к своей работе и захочет поскорее на пенсию.

Кроме того к основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят «помогающие», альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжёлыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).


Развитию профессионального выгорания способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.

Главной причиной профессионального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к профессиональному выгоранию.

Основная причина развития профессионального выгорания - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую оно вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жёсткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

К специфичным причинам можно отнести: проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень заработной платы, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы); невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях; более высокая летальность, чем в большинстве других отделений; воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счёт общения с врачом; тенденция последнего времени - угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.


«Заражаться» профессиональным выгоранием можно по-разному. Профессиональное выгорание возникает как ряд симптомов: А) подражание более опытному, но выгорающему профессионалу («обезьяний эффект»); Б) следование новичка традициям группы «выгорающих» работников («стадный эффект»); В) заражение «выгоранием» может быть из-за представления о пользе его симптомов («прагматический эффект»); Г) «выгоревший», озлобленный на всех и на себя начальник нередко «натаскивает» помощника быть таким же, как он. Поощряемые агрессивность, грубость, чванство подчиненного в общении с клиентами, как бы оправдывают эти пороки у самого начальника, даже создают у него сладострастное удовлетворение («изуверский эффект»).

Выгорание способно охватить большинство сотрудников организации. Такие сотрудники становятся сначала активными циниками, грубиянами, потом - мрачными пессимистами. В ситуации «заражения» профессиональным выгоранием «стираются» индивидуальные различия между сотрудниками. Они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». При этом сотрудники начинают думать, что здесь собрались плохие люди.

Таким образом, к общим причинам возникновения профессионального выгорания сотрудников относятся: интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными; работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами; особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

2.4 Меры предупреждения профессионального выгорания

Существуют и позитивные методы, которые позволяют сгладить или вообще избежать выгорания - без отчуждения и конфликтов.

В первую очередь можно использовать богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники. На крупных предприятиях должны регулярно проводятся подобные мероприятия, которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению сотрудников. Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг.

Обучение остаётся, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остаётся какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр - скрытого психопата, а учитель - нерадивого ученика).


Ещё один стимул - конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов.

Другой способ избежать выгорания - новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.

Объединение обучения, оценки и обновления достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.

Снизить монотонность помогает обогащение работы и создание сверхзадачи. Качественное управление организацией невозможно без распределения заданий с учётом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания. Для профилактики профессионального выгорания целесообразны следующие меры:

-использование «технических перерывов» - это необходимо для психического и физического благополучия.

-освоение путей управления стрессом, обучение приёмов саморегуляции в стрессовых ситуациях (системы личностного роста и саморазвития фактически направлены на то, чтобы сделать человека более устойчивым к стрессовым ситуациям, научить его находить быстро эффективные выходы в экстремальных и сложных ситуациях).

-повышение квалификации, создание условий для профессионального развития и самосовершенствования. Одним из эффективных способов профилактики профессионального выгорания является обмен информацией с представителями других служб (читай систем, техник, конфесий, социумов и т.д.), что дает более широкое ощущение и понимание мира (системы личностного роста предполагают развитие не только в профессиональном плане, но развитие личности в целом, развивая кругозор, а также развитие человека как личности и индивидуальное личностное самовосприятие и самоуважение).