Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.3 Источники профессионального стресса

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы:

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

-перегрузкой или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадёжности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознаграждённым;

-плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;

-дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);

-необходимость самостоятельного принятия решения.

Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

-ролевая неопределённость, например, недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствую­щих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;

-ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;

-ответственность за других людей и за какие-то вещи (за обо­рудование, за бюджет и т. п. ). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;

-слишком низкая ответственность, больно бьющая по само­любию и очень расхолаживающая в работе;

-малая степень участия в принятии решений в организации.

Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

-взаимоотношения с руководством, подчинёнными, кол­легами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;


-трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).

Факторы, связанные с деловой карьерой:

-два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;

-статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;

-отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);

-несоответствие уровня притязаний данному профессиональ­ному статусу.

Факторы, связанные с организационной структурой и психоло­гическим климатом:

-неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных воп­росов);

-ограничение свободы поведения, интриги и т. п.

Вне организационные источники стрессов:

-основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьёй и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жиз­ни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.

-мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основ­ную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По дан­ным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена вклю­чается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;

-различия по психометрическим данным: экстернаты более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от на­чальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными рабо­той, ориентированные на достижение показывают большую неза­висимость и включенность в работу, чем ориентированные на бе­зопасность и спокойствие...

1.2.4 Виды профессионального стресса

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

-информационный стресс возникает в условиях жёсткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределен­ностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;


-эмоциональный стресс возникает при реальной или предпола­гаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отно­шения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные уста­новки и ценности работника, связанные с его профессией;

-коммуникативный стресс связан с реальными проблемами де­лового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипуляторного воздействия и т. п.

-особый интерес представляет профессиональный стресс дости­жения.

Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожида­ний реальным возможностям человека;

-также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки связан с двумя моментами: 1) слишком сильная внутренняя установка только на успех 2) запреты или карательные санкции в случае ошибки. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности челове­ка. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бо­яться жить»;

-достаточно распространённым является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек ви­дит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, ря­дом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соот­ветствует европейским стандартам, а не любимая женщина…» (Н. В. Самоукина ). Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель — карьеру, успех в конкуренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчёта, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждёт там, на «вершине» (часто это разочарование, зависть и одиночество);

-отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тог­да, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения насту­пает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось;

-особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а ещё большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но если они прихо­дят неожиданно и, главное, незаслуженно. Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что «все продаётся и покупается», но это основа личностной деградации. Проблемы для богатого на­чинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, нельзя купить любовь, если это действительно настоящая любовь). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «по­купками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что ещё больше усугубляет его личностную деградацию.


Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.

1.2.5 Управление производственным стрессом

Купер и Маршалл выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом:

-изменение социального, психологического и организацион­ного окружения на рабочем месте;

-обеспечение большей автоно­мии работника;

-построение «мостов» между работой и домом (семьёй), создание возможностей для жён управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;

-повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);

-создание в организации благоприятного со­циально-психологического климата.

1.2.6 Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров.

Касл перечислил желательные условия труда:

-работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, это повышает его личную заинтересованность;

-работа должна быть не слишком утомительной;

-вознаграждение за труд должно быть справедливым, информа­тивным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;

-«условия труда должны быть совместимы с физическими по­требностями и содействовать достижению трудовых целей;

-работа должна способствовать росту самооценки работника;

-факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

2.1 Понятие синдрома профессионального выгорания

В современной психологии огромное внимание уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - это конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности.


Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными и имеют сложную структуру. Один из параметров, входящий в структуру психических состояний - это длительность. Принято выделять мимолётные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. Особое внимание следует уделить длительным и хроническим психическим состояниям, к которым относят - состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов. В последнее время все чаще и чаще встречается термин «профессиональное выгорание».

К сожалению, профессиональному выгоранию подвержены представители многих профессий. Профессиональное выгорание - это частный случай профессиональной деформации. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание - это длинный хронический стресс. По мнению большинства учёных, выгоранию, в наибольшей степени, подвержены сотрудники, которые по роду своей деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с людьми. Прежде всего, это руководители, менеджеры и другие представители «помогающих и коммуникативных профессий». Причем особенно быстро выгорают трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей и ответственностью, перфекционисты, стремящиеся изменить мир к лучшему.

Как отмечал Фрейденберг, «использованными спичками» могут стать, прежде всего, добрые, мягкие и эмоционально вовлечённые в дело идеалисты; интроверты, которые долго и глубоко переживают свои впечатления; фанаты, которые сутками работают над воплощением своих идей. Они настолько увлекаются, что не следят за здоровьем, забывают о личной жизни, кладут все на алтарь своего дела. Работая на пределе своих возможностей в бешеном ритме, отдавая себя без остатка, они ждут признания общества. И не дождавшись его, получают серьёзнейший удар.

Данное поведение в психологии называется «поведение по типу А». Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Профессиональное выгорание - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Таким образом, профессиональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёрами.