Файл: Проектные структуры управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На государственном уровне довольно долгое время не было системного подхода к модернизации промышленного потенциала, отсутствовала четкая координация в разработке и реализации федеральных и региональных программ развития отраслей. Взаимодействие между государством и промышленным сообществом зачастую носило формальный характер, рыночный механизм и конкуренция не могли эффективно регулировать весь спектр производственных и финансовых отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Кроме того, наличие противоречий между собственниками и менеджерами предприятий, отсутствие стратегий развития вели в итоге к сокращению потенциала и даже закрытию предприятий. В научных учреждениях и вузах накопился целый ряд передовых инновационных разработок, которые годами не были востребованы на производстве. Отсутствуют сами механизмы их реализации и внедрения. Ученые академических и отраслевых научных учреждений, институтов не имеют возможностей самостоятельно коммерциализовывать и продвигать имеющиеся разработки.

Таким образом, вышеуказанные проблемы  привели к тому, что в настоящее время рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и ниже среднего показателя по промышленности в целом[7]. Например, в 2016 г. по виду экономической деятельности «производство машин и оборудования» рентабельность продукции составила 7,4%, по «производству электрооборудования» — 11,6%, по «производству транспортных средств и оборудования» — 4,4%. Для сравнения: рентабельность продукции по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» составила 27,2%, по виду «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» — 20%.

Развитые страны мира уже вступили в период шестого  технологического уклада,  характеризующегося развитием нанотехнологий, мембранных и квантовых технологий, микромеханики, термоядерной, возобновляемой энергетики и т.п. В России данный технологический уклад пока не сформирован, и мы наблюдаем замкнутый круг проблем отечественного машиностроения: изношенные фонды – низкое качество продукции – низкая конкурентоспособность – малые объемы продаж – недостаток оборотных средств – недостаток инвестиций в модернизацию оборудования и технологий. И как следствие — отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для сохранения темпов роста производства на достаточном уровне[8]. Предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка, в основном это касается рынка вооружений и военной техники.


Главной причиной создавшегося положения явилось отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, государственной стратегии развития российского машиностроения. Переориентация машиностроения на интенсивный путь  предполагает решение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в технологической, технической, законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и других областях.Мировой опыт убедительно показывает, что устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют 70% внутреннего спроса[9]. При этом в стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть не менее 40%. В нашей стране внутренний спрос обеспечивается пока на 35%, а доля собственных элементов составляет 25%.

Следует отметить, что в настоящее время со стороны государственной власти существует четкое понимание существующих проблем, в связи с чем, в последние годы были предприняты определенные шаги в направлении развития машиностроительного комплекса. В 2014 г. вступил в действие Федеральный закон «О стратегическом планировании» №172-ФЗ от 28.07.2014г., который предполагает определение приоритетов социально-экономического развития страны, предусматривает разработку, в том числе, отраслевых и межотраслевых  стратегий развития, касающихся непосредственно и отечественного машиностроения[10].

Также вступил в действие Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ от 31.12.2014г., основной целью которого явилось формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих переход экономики страны от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Одна из задач данного закона – поддержка технологического перевооружения отраслей машиностроительного комплекса, модернизация основных производственных фондов, обеспечение технологической независимости отраслей национальной экономики. Предусматриваются различные меры стимулирования деятельности предприятий, которые предполагают предоставление им финансовой, информационно-консультационной поддержки, государственных преференций, налоговых льгот[11]. Закон обозначил формирование Государственных фондов развития промышленности, создаваемых на федеральном и региональном уровнях. Фонды могут оказывать помощь и поддержку предприятиям в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды за счет средств федерального бюджета и других источников. К сожалению, следует отметить, что федеральный Государственный фонд развития промышленности финансируется весьма незначительно. Поддержка научно-технической и инновационной деятельности  осуществляется путем размещения в рамках государственного заказа заданий на выполнение НИОКР, предоставление субсидий на финансирование НИОКР, стимулирование спроса на инновационную продукцию, в том числе посредством нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.


Кроме того, предполагается заключение специальных инвестиционных контрактов на модернизацию или освоение новых видов производств, заключаемых инвесторами с государством на срок до 10 лет, предусматривающих  меры по стимулированию деятельности в сфере развития отраслей. Особое значение имеет создание и развитие уже существующих промышленных парков и промышленных кластеров на территории России.

Хотелось бы также отметить еще один Федеральный закон «О стандартизации в РФ» №162-ФЗ от 29.06.2015г. Среди целей закона указаны, в том числе —  техническое перевооружение отраслей экономики, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции отечественных производителей[12].

В развитие и модернизацию экономики России государство планирует инвестировать до 2020 г.  в рамках различных государственных программ  17024,5 млрд. руб. С 2012 г. в стране реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности ее отраслей», на которую суммарно выделено 1061,2 млрд. руб. бюджетных ассигнований, в частности на 2018 г. —  139327,9 млн. руб., на 2019 г. – 136784,5 млн. руб.[13] Программа включает 22 подпрограммы, в том числе по развитию автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, ОПК, транспортного машиностроения, энергетического машиностроения, развития индустриальных парков и целого ряда других направлений.

Результатами реализации программы будет:

— создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные предприятия и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий;

— обеспечение локализации в стране инновационных производств и исследовательских центров ведущих технологических корпораций; формирование эффективной системы поддержки спроса;

— создание новых высококвалифицированных рабочих мест; повышение конкурентоспособности промышленных предприятий; совершенствование системы регулирования рынков; проведение модернизации технологической базы;

— значительный приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и рост производственных мощностей;

— формирование потенциала для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности;

— обеспечение роста производительности труда за счет использования передовых технологий и новейшего оборудования на производстве;

— завершение разработки технических регламентов и национальных стандартов с учетом соответствия международным стандартам и классификаторам;


— обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на мировом уровне (10-12%); повышение экспорта продукции на 5-7% ежегодно;

— создание эффективных условий для продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки.

В 2017 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития машиностроения на период до 2030 г. по основным отраслевым направлениям: тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Разработанные Минпромторгом РФ документы содержат ключевые текущие и перспективные параметры, согласно которым к 2030 г. доля продукции российского машиностроения должна составить 70% внутреннего рынка. К 2025 г. запланировано сокращение доли импорта до 35%, а доля экспорта в выпуске продукции вырастет с текущих 7% до 12%.

В заключении хотелось бы отметить, что для перехода к устойчивому инновационному  развитию российскому машиностроению необходима прежде всего модернизация. Опережающее развитие отраслей, насыщение производства новыми технологиями и техническими средствами, является, в конечном итоге, основным источником экономического роста, повышения эффективности и производительности труда,  роста благосостояния населения страны.

2.2 Предпосылки для построения проектной системы управления в машиностроении

В последнее время наблюдаются интенсивные процессы, связанные с укрупнением бизнеса за счет всевозможных способов объединения предприятий с различными формами собственности. С одной стороны, конечно же, можно было понять гонку расширения бизнеса, когда издержки связанные с качеством принимаемого решения с лихвой покрываются в будущем за счет количественного наполнения. Но время таких действий прошло. И теперь в азарте количественного увеличения сферы бизнеса «в стратегических интересах» очень часто выпадают из внимания качественная сторона управления этими вполне конкретными предприятиями. Это положение усугубляется тем, что объединяются предприятия с далеко не блестящим финансовым состоянием в надежде, что достоинства одного с лихвой покроют недостатки другого за счет диверсификации, избыточных финансовых ресурсов (которых, как правило, нет ни у той, ни у другой стороны). Это хорошо видно на примере создания крупных объединений государственных предприятий самолетостроения. Проблема усложняется тем, что у каждого предприятия имеется по десятку и более «перспективных» проектов, за которыми стоят годами складывавшиеся коллективы. Эти проекты требуют в той или иной мере или постоянной финансовой поддержки или принятия кардинальных мер по приостановлению, ликвидации и так далее. Для нефтяной промышленности в качестве таких «проектных единиц» выступают разрабатываемые месторождения, которые также различны как по прибыльности, так и по издержкам необходимым для освоения месторождений. Но если в нефтяной промышленности пытаются найти выход из ситуации за счет организации предприятий на базе нерентабельных месторождений, выделения их и повышения таким образом их эффективности, то в машиностроении да и других отраслях этот процесс практически на нулевой отметке.


Наиболее сложная ситуация на предприятиях имеющих полный цикл бизнеса (или производства) от разработки изделия до его сервисного обслуживания и последующей утилизации.

Признаки этого видны «невооруженным глазом»:

- отсутствие, какой либо достоверной информации о полном составе издержек, связанных с выпуском продукции,

- отсутствие в структуре компаний конкретного менеджера, группы менеджеров, которые были бы в курсе происходящего относительно какого либо вида продукта,

- отсутствие в бухгалтерском учете разделения учета по видам продукции (проектам, видам деятельности),

- отсутствие элементарных бизнес планов на выпускаемую продукцию и осуществляемую деятельность.

По этим вопросам всегда есть возражения.

У нас есть стоимость единицы изделия, но при детальном анализе это оказывается суммированная стоимость материалов, комплектующих, но ведь существует управляющая надстройка, доля на заработную плату которой составляет приличную часть общих затрат, существуют офисные площади, стоимость содержания которых особенно в Москве достигает осязаемых величин и так далее. Проблема здесь заключается в большинстве случаев в корректном разнесении затрат на отдельные виды продукции. Реально её решают относительно просто: суммируются затраты на материалы ( по всем видам продукции), затраты на содержание конструкторских бюро (не привязываясь к конкретному продукту), затраты на закупки, затраты на производство, сбыт и так далее, то есть затраты формируются независимо от набора продукции по функциональному признаку. В машиностроении это конструкторские бюро, закупочные структуры, опытное производство. В нефтедобыче это геологоразведка, бурение, обустройство, эксплуатация и т.д.

У нас есть лица ответственные за конкретный вид продукции, но потом оказывается, что эта самая дирекция практически не имеет никаких прав в общей структуре Компании, потому что вполне резонно составляет конкуренцию дирекциям функциональных структур. К их функциям в лучшем случае относится своевременное информационное обеспечение руководства Компании на основе информации тех же дирекций функциональных структур, но никак не управление производством продукции в полном смысле этого слова: маркетинг, разработка, совершенствование, модернизация, дизайн и так далее. Что из этого получается известно всем. Либо постоянно меняющийся кадровый состав дирекций, или постоянные конфликты между дирекциями. Да, конечно же, бухгалтерский учет обязательно ведется, но как уже говорили выше на уровне «железа», а вот как отнести остатки материалов в конце отчетного периода на какой либо вид продукции и вообще необходимость их существования никто вам не сможет объяснить. Тем более, что покупалось все это на 5..6 и более видов продукции. Но это самый простой пример в проблемах бухгалтерского учета.