Файл: Теории происхождения права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) концепция права берет собственное происхождение с «категорического императива» И. Канта, наподобие общеобязательного условия чистой свободы, независящей от внешних явлений. Под действием философии И. Канта, в XIX в. она обозначалась как либеральная нормативная концепция, использующая мысли естественной школы права и выводившая право из нравственности, содействовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения выставила идею правового государства в значении самоограничения власти законом (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.).

Эта правовая школа (конец XIX в. – начало XX в.) претерпела значительные модификации, главное место в ней заняло так называемое чистое учение о праве. Более заметным адептом этой школы был Г. Кельзен. Он и его союзники противопоставляли право как «мир должного» - «миру сущего», т.е. реалиям общественной жизни. Понимая под правом юридические нормы, адепты этой концепции анализировали их в отрыве от экономики, политических деятелей, общественной структуры общества и достигнутого уровня культуры. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим появлением и формированием не настоящим социальным взаимоотношениям, а формальным установлениям государства, или возвышающейся над сообществом «суверенной, главной норме», характеризующей иерархическую пирамиду, в соответствии с которой каждая норма черпает собственную юридическую силу в норме, занимающей более значительную, но сравнению с ней ступень пирамиды.

Г. Кельзен, возражая против концепции естественного права, заявлял: «что никакого другого, помимо опирающегося на государство, права не присутствует, необходимость правовых норм проистекает не из нравственности, а с государственного авторитета». Между тем, казалось бы, вразрез этому само государство выходит из права, понимая под государством не орган властвования, а компанию и олицетворение правопорядка. Так как право, согласно его суждению - порядок соответствующего поведения, в действительности он приходит к отождествлению государства и права.

Суть собственных представлений Г. Кельзен высказал в сформулированном им «каучуковом» установлении права, в соответствии с которым оно есть «совокупность норм абстрактного долженствования».[5]

Данная концепция появилась в ХVIII в. в рамках школы «свободного права». Её суть состоит в том, что нормы права, рассчитанные на свободное соперничество в формировании капитализма, не стали удовлетворять нуждам сообщества. Согласно суждению адептов этой концепции право заключается в нормах, которые определяют непосредственно судьи в ходе рассмотрения определенных дел. При этом существенная значимость отводится их психическим и эмоциональным переживаниям.


В этом случае суды принимаются толковать законы и заниматься правотворчеством. Другими словами, суды сами определяют право. Сущность этого подхода сводится, к тому, что в установленной степени выражается сомнение к закону и законности.

Согласно социологическому подходу, закон – собрание во многом «волевых», далеко не постоянно аргументированных и законных норм вчерашнего дня. Таким образом, право необходимо искать не столь в юридических источниках, сколь в самой жизни, хоть и с учетом функционирующего законодательства. Основное – не «буква», а «дух» закона. Высшее благо – не формальная законность, а благо и беспристрастность. Главное знать не только лишь закон, но и право.

Данный подход выражает стремление победить формализм и консервативность нормативного подхода, в том числе с помощью судебных фактов и суда присяжных.[6]

В отличие от рассмотренных ранее концепций, основанных на разных течениях философского идеализма, марксистская концепция права, как и теория марксизма в целом, заключается в материалистической философии.

Согласно убеждениям К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как доля надстройки над экономическим базисом сообщества. Будучи определено материальными критериями существования, оно показывает на их обратное воздействие. Основатели марксизма представляли право в его классовой сути. В «Манифесте Коммунистической партии» они заявляли, то что буржуазное право (и одновременно с этим право в принципе) есть возведенная в закон свобода господствующего в данном сообществе класса. Поясняя механизм создания права, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса...».

Для марксистской концепции свойственно рассмотрение права в близкой связи с государством, что формирует, и поддерживает право в течение его осуществлении.

Марксистская концепция права, безусловно, оказала значительное воздействие в формирование материалистического представления о нём. Отношение к этой концепции как единственно точной и непогрешимой должно быть преодолено. Слабые точки данной концепции - неадекватность отдельных её утверждений действительности. Но настолько же неправильным был бы и поворот к иной крайности, к признанию данной концепции ложной во всех своих оценках. Почти все заключения марксистской концепции о праве, как и о государстве, и в современных обстоятельствах сохраняют свое значение.[7]


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА И РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ПРАВА

2.1Три основных фазы в развитии права

Можно отметить 3 главные фазы в формировании права.

1-ая фаза - возникновения, принадлежит по превосходству к этим сообществам, где совершается только формирование производящих форм экономики.

2-ая фаза - формирование регулятивной концепции в некую концепцию правил (норм). Данная фаза увязывается с такими сообществами, где очевидно абсолютная победа разных форм производящей экономики.

И, в конечном итоге, 3-я фаза сопряжена с письменной кодификацией права в ряде государственных образований.

Факторы происхождения права — условия, так или иначе содействовавшие возникновению права. Факторы, нашедшие возникновение права, разнообразны.

К таким возможно отнести:

1. Возникновение несовпадающих заинтересованностей как результат сегментации общества

2. Переход сообщества с присваивающей к производящей экономике.

3. Эволюция сознания личности. Понимание правовой реальности.

4. Политогенез, либо окончание процесса создания государства.

5. Распространение воздействия религий на Западе и Востоке.

6. Появление письменности.[8]

2.2 Роль естественного права

У античных мыслителей освоение находящегося вокруг мира происходило в рамках единственной универсальной науки – философии. Наравне с логикой, этикой, арифметикой, физикой и медициной она изучала задачи государственной и правовой жизни сообщества, в контексте свойственного ей научного мироощущения. Нужно выделить, то, что возникновение государственности происходило на основе религиозной мифологии. Общественные мировоззрения носили относительно – правовой характер. Они еще не получили обособленную форму особых познаний о месте и значимости человека в находящемся вокруг него мире.

Цицерон характеризовал право как связь народа, но не рабов. Признание христианства государственной религией сыграло заметную роль в развитии правовых взглядов. Это заложило основные принципы появления теократической концепции, одим из адептов которой стал константинопольский епископ ИоанЗлатоус (345–407 гг.).


Демокрит, полагал, что процветание граждан государства находится в зависимости от качества государственного управления. Он заявлял, то, что приличие требует повиновения закону, правительству и умственному превосходству. Согласно самой природе распоряжаться характерно лучшему.

В теории мировоззренческих познаний со временем обосабливается философия права, объектом которой становится изучение государственно-правовой стороны жизни сообщества. Формируя идею философии права и теорию естественного права Н. М. Коркунов акцентировал внимание, то, что установление идеи права, определение его источника и единые вопросы рассматривались в так именуемой практической либо этической философии. Однако отдельной философии права никак не существовало. Согласно свидетельству ученых, особая наука – философия права образовывается никак не раньше XVII столетия.

На философию права, как сообщает о том российский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало весьма значительное влияние одна немаловажная причина – историческое разобщение между философией права и юридическими науками. Юристы занимались систематизированием и объяснением норм права, исследовали возможность в его практическом состоянии, а философы создавали теорию формирования совершенного права. И правоведы, и философы были заинтересованы в объединении собственных мнений.[9]

В Средние века праву, зависящему от человеческой свободы (волеустановленному), противопоставляются постоянные принятия божественного и естественного права. Естественное право отождествляется с действующим правом. Колебания касались лишь проблемы, сливается ли оно с определением божественного права либо сопоставляется с ним. Неоспоримым было признание естественного права неотъемлемым и имеющимся ранее всякого иного законодательства.

Система естественного права Средневековья возникла из сочетания римского права и правоположений Священного Писания. Концепция естественного права носила теократический характер.

Крупнейшим мыслителем данного времени был Аврелий Августин (354-430). Основные его трактаты «Исповедь» и «О граде Божием». Главной мыслью его религиозной философии считается познание Бога и Божественной любви — вот задача и единственный смысл человеческого духа.

Августин считал: задача и значение человеческой существования — счастье, которое достигается в Боге. Основной принцип концепции — первенство веры над разумом.

Августин выдвигает идею о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в других, но взаимно неразделимых кругах.


Мыслителем, который сделал попытку привести в систему христианские идеи, объединить их в единое непротиворечивое целое, начал Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые мировоззрение изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а кроме того в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Основные утверждения права и закона трактуются Аквинатом в контексте христианских понятий о месте и предназначении человека в божественном миропорядке.

Суть государства Аквинат разъясняет аналогией с библейской картиной существования мира. Государь для него — творец общественного мира. Его воля приводит в движение общественную жизнь. В случае если основная цель государя — являться кормчим, в таком случае основная добродетель народа — повиновение воле кормчего.

Человек, согласно Аквинату, — существо осмысленное, владеющее свободной волей. Сознание (интеллектуальные возможности) — корень любой независимости. Свободная же воля — это добрая воля. Независимость — умение человека действовать в соответствии с основательно постигнутой необходимостью, вытекающей из божественного статуса, нрава и целей порядка мироздания и предопределенных этим законов.

Эти утверждения он рассматривает в собственном учении о законе и праве. Закон у него представляет будто общее правило. Он обязан формулировать совместное благо абсолютно всех членов сообщества и устанавливаться абсолютно всем сообществом либо теми, кому оно поручило попечение о себе.

В целом необходимо выделить, то, что основная отличительная черта мировоззренческих концепций Средневековья заключается в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма заявлял Бога как центр мироздания и основного хранителя мирового и общественного порядка. Творец выступал равно как законодательное начало, из которого идут все религиозные, нравственные и правовые нормы.[10]

На основе всего сказанного можно сделать вывод о разрешении спора о естественном праве, возникнувшего в XIX столетии. Как старая естественная школа, таким образом и новый историзм, отвергающий естественное право, любое из них включает в себя часть истины, к тому же неправильность того или иного состоит в том, что они принимают сторону истины за всю истину, часть за цельное. Адепты естественной школы правы в том, что имеется право нравственное, естественное, отличное от права позитивного; с иной стороны, адепты современного историзма и эволюционизма правы в том, что не имеется нескончаемого, неизменного естественного права. Определенные условия естественного права меняются согласно критериям времени и места, и тот возможный максимум независимости, который оно потребует для каждого государства и периода, не имеется величина постоянная, для абсолютно всех одинаковая.