Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Функционирование финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта обеспечивается управленческой деятельностью, характер которой связан с выполнением управленческих действий - функциями управления.

Методы для реализации конкретных функций управления лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера. Функции управления включают время и ресурсы. Ограниченные ресурсы требуют их эффективного распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязи функций управления. Вот почему все проблемы управления рассматриваются через призму процессов управления, т. е. последовательности действий для преобразования ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы принятия решений в области коммуникации и управления, производственные процессы и процесс закупок и многие другие.

Идея ценности организации или предприятия составляет основу для постановки целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем, каждая из которых устанавливает и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия

Цели и задачи управляющих менеджеров являются отправной точкой для определения масштабов и типов управленческой работы для обеспечения их достижения. Мы говорим о функциях, которые являются частью любого процесса управления, независимо от характеристик организации. Поэтому их называют общими, и они включают планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Чтобы выполнить относительно простую работу, вам необходимо заранее определить, что вам нужно для достижения цели, как организовать бизнес, мотивировать и контролировать его реализацию.

Функции управления являются конкретным контентом и могут выполняться независимо друг от друга, как несвязанные, так и неразрывно связанные, то есть все функции управления объединены в целостный процесс.

Успешное управление организацией во многом зависит от глубины знаний о функциях управления и способности использовать их в конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому эти функции управления являются наиболее важным объектом исследований как для специалистов, так и для современных практиков, которые используют достижения функций в процессе всей деятельности субъекта хозяйствования.

Вышеизложенное и объясняет актуальность темы исследования.

Целью работы является исследование основных функций менеджмента как управленческой деятельности и выявление механизмов эффективности их функционирования.


В связи с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

- изучаются особенности планирования и организации как функций в системе управления субъекта хозяйствования;

- выявляется роль мотивации в управленческом процессе

субъекта хозяйствования;

рассматривается сущность и основные виды контроля;

- дается анализ планирования и особенности организации в субъекте хозяйствования;

- проводятся аналитические процедуры процессов мотивации и контроля в коммерческой организации;

- определяются направления совершенствования системы менеджмента в организации.

Предметом исследования являются основные функции в системе менеджмента, а в качестве его объекта выступает непосредственно управленческая деятельность на предприятии.

В ходе настоящего исследования были изучены периодические и непериодические издания, посвященные исследуемой проблемы, а также труды ведущих специалистов в сфере менеджмента таких, как; Ермасова Н.Б., Зайцев Н.Л., Кандаш М.Н., Колосова Р.П., Рощин С.Ю. и другие. В исследовании использованы специальные и общенаучные методы.

Научная значимость работы выявляется в рассмотрении вопросов оценка использования основных функций в системе управленческой деятельности субъекта хозяйствования.

1.Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента организации

1.1. Планирование и организация – как функции в системе управления

Понимание отношения к управлению как к процессу взаимосвязанных функций помогла объединить подходы научного менеджмента, школы административного управления школы поведения в единую модель. Поэтому необходимо более подробно изучить основные функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Взаимосвязь между функциями управления представлена круговой диаграммой, показывающей содержимое любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и мотивация работников. В центре диаграммы находится функция координации, которая координирует и взаимодействует со всеми остальными (см. Приложение 1).


Одна из основных функций управления является планирование, которое связано с определением системы целей функционирования и развития организации, а также методов и средств их достижения [2, с. 34]. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

- распределение ресурсов;

- координация деятельности отдельных подразделений;

- координация с внешней средой (рынком);

- создание эффективной внутренней структуры и др.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешных решений, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.

Весь процесс планирования в организации делится на три уровня: стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование-это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, тактическое планирование-определение промежуточных целей для достижения стратегических целей и задач, оперативное планирование-это система управления организацией на текущий период времени. Эти три типа планирования объединяют организацию в целом с каждым отдельным подразделением и являются ключом к успешной координации.

Степень достижения цели хозяйствующим субъектом из имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Кроме того, уровень достижений часто зависит от уровня этих ресурсов.

Для осуществления процесса планирования также необходимо иметь организованную организационную систему [14]. Работа организации направлена на достижение запланированной цели, а результат зависит от того, как работа структурирована и скоординирована. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна быть исполнительная структура. Кроме того, организация должна иметь возможность развиваться в будущем, потому что без этого организация будет разрушаться.

Результатом процесса планирования является план, который означает, что вся совокупность решений, реализуемых в процессе деятельности, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей.

План и процесс планирования могут варьироваться в зависимости от признаков, представленных на рисунке 1 [1; 4; 5].

Основные признаки классификации видов планов и планирования

Обязательность выполнения: индикативные и директивные планы

Период времени: долго-, средне- и краткосрочное


Функции планирования: производст-венное, финансовое, кадровое и маркетинговое

Широта охвата процесса планирования:

корпоратив-ное, по видам деятельности и цеховое

Рисунок 1 – Классификация планов и планирования

План как результат планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендуемых) показателей растет. Это связано с тем, что в долгосрочном планировании результат не может быть точно определен, поскольку зависит от изменения экономических условий и носит вероятностный характер. Могут планироваться конкретные меры, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более эффективных процессов или вывод продукта на рынок. Организация планирования происходит в различных формах, основные из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные формы организации процесса планирования [16, с. 34]

№ п/п

Основные формы организации процесса планирования

Характеристика

1.

Сверху - вниз

Суть заключается в разработке и создании руководством планы, которые должны выполнять их подчиненные

2.

Снизу - вверх

При данной форме планы разрабатываются и создаются подчиненными, затем их утверждают вышестоящее руководство

3.

Цели вниз, а планы вверх

Управленческий персонал проводят формулирование целей для подчиненных и затем осуществляют стимулирование разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в структурных подразделениях.

Наиболее успешной формой организации процесса планирования из приведенных выше форм в таблице 1 является цели вниз, а планы вверх, поскольку этот процесс охватывает все элементы первых двух форм. В то же время эта форма позволяет создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие цели являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации [17].


Чтобы реализовать планы, кто-то должен выполнить каждую задачу, связанную с достижением целей организации. В этой связи руководству необходимо найти эффективный способ объединения ключевых переменных и людей. Этому способствует постановка целей и оказание им поддержки в разработке политики, стратегий, процедур и правил; важное значение имеют также мотивация и контроль. Но организация-это функция управления, которая тесно связана с системной координацией различных организационных задач, а значит и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

После разработки и внедрения планов дальнейшего функционирования субъекта хозяйствования наступает этап их реализации, под которым понимается функция организации системы управления.

Организация как управленческая функция состоит из следующих компонентов [19, с. 21-24]:

- выявление рациональных форм разделения труда;

распределение функциональных обязанностей работников и структурных подразделений субъектов хозяйствования;

- разработка непосредственно организационной структуры управления субъекта хозяйствования;

- подбор, отбор и расстановка кадров.

Таким образом, функция организации представляет вид управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение функционирования и дальнейшего развития субъекта хозяйствования согласно разработанному плану поставленных целей и намеченных результатов.

Здесь необходимо отметить, что данная функция также осуществляет координацию деятельности имеющихся у субъекта хозяйствования отделов, филиалов дочерних обществ и т.д.

В процессе координационных действий организация делится на следующие два вида:

- разделение организации на подразделения в соответствии с целями и стратегиями;

- делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает ответственность за их выполнение. Чтобы понять, как эффективно делегировать, необходимо выявить отдельные концепции ответственности и организационных полномочий.

Под ответственностью, как известно, понимается обязанность выполнения поставленных задач и отвечать за их положительное разрешение.

Важно понимать, что делегирование происходит только после принятия полномочий и что ответственность не может быть делегирована [22, с. 34]. Руководитель не может разделить ответственность, передав ее подчиненному. Хотя лицо, которому поручена эта задача, не должно выполняться лично, оно по-прежнему несет ответственность за удовлетворительное завершение работы.