Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе функции взаимодействия государств лежит поиск наиболее выгодных решений возникших глобальных проблем, которые затрагивают каждый народ по всему миру. Самой известной глобальной проблемой является экологическая катастрофа, на решение которой направлены все силы всех стран мира. Для решения этой цели выделяются две задачи:

  1. снижение количества вредных воздействий на окружающую среду;
  2. рациональное использование природных ресурсов.

Только лишь усилиями всех стран становится возможным улучшить экологическое состояние планеты, именно для решения таких глобальных проблем и были созданы международные документы.

В заключении необходимо выделить основные тенденции развития внешних функций государства. К таковым относят:

  1. вне государственных территорий не только права, но и обязанности расширяются и носят глобальный характер. Также некоторые внешние функции перерастают во внутренние;
  2. во внешних функциях государства первостепенное значение занимают обще социальные гуманистические ценности;
  3. наблюдается рост социальных ценностей государства, потому что государство - это в первую очередь источник порядка и безопасности народа. Оно должно решать возникающие социальные, национальные конфликты и т. д.;
  4. основная цель изменения содержания многих функций является создание новой демократической государственности.[13]

2.3. Внутренние функции государства

Внутренние функции основаны на целях и задачах самого государства, а значит, они затрагивают абсолютно все сферы общественной жизни.

Основными внутренними функциями государства принято считать:

- политическую функцию;

- экономическую функцию;

- социальную функцию;

- экологическую функцию;

- функцию налогообложения и осуществления финансового контроля;

- функцию защиты прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрим их подробнее.

Политическая государственная функция. Политический характер присущ всем названным функциям, однако в политических отношениях существует особенный механизм политических институтов, учреждений, государственных и негосударственных органов, при помощи которых происходит осуществление воздействия государственной власти. К таким учреждениям относят органы представительной власти, местного самоуправления, способы участия населения с помощью референдумов, собраний и пр. в реализации власти. Также население владеет такими правами, как контроль функционирования аппарата государства, а также контроль за осуществлением принятых государством решений.


Политическая функция подразумевает формирование демократического свободного общества. Однако только лишь различных политических институтов недостаточно. Поэтому государство должно выступать в роли того, кто будет контролировать отсутствие произвола со стороны таких политических институтов, а также смотреть, чтобы никто не нарушал интересы его граждан и их прав.

Политическая государственная функция, безусловно, является основой для правомерного существования государства и его граждан, так как без законов на территории любого государства будет хаос и разрушения.

Экономическая государственная функция. Как понятно из её названия, данная функция опирается на основы экономики и рыночных отношений. По большей степени здесь возникает ограничение на монополизацию организаций, так как такой аспект вызовет резкий рост цен в той или иной области рынка.

Также данная функция контролирует и другие отношения: определение объёма производства, товарооборота, распределение ресурсов, установление централизованной системы управления экономическими отношениями и экономикой в целом.

Как правило, в государстве рыночная экономика по своему определению развивается и живёт практически без вмешательства государства. Государство вмешивается в экономику только для того, чтобы осуществлять следующие меры:

1) в целях государственной защиты собственного экономического суверенитета и обеспечения безопасности также регулируются и внешнеэкономические отношения;

2) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, предпринимательство и труд должны стимулироваться при помощи государственных средств, должно обеспечиваться равноправие всех форм собственности, а так же должны быть защищены права собственника, осуществляются мероприятия по устранению недобросовестной конкуренции, а также охраняются потребительские права;

3) выработка экономической политики в общественном масштабе;

4) осуществление управления предприятиями и организациями, входящими в собственность государства.[14]

Помимо осуществления выше перечисленных мероприятий, государство имеет право вмешиваться в экономику в периоды кризисов и депрессий.

Однако государство также осуществляет такую немаловажную функцию, как планирование экономики. В истории различных стран есть большое множество примеров существования экономики без планирования. Экономика здесь именно существовала, а не развивалась, так как без этой важной задачи рынок гибнет.


Социальная государственная функция. Осуществление данной функции преследует главную цель - это обеспечение благополучия общества, в которую входит огромной количество различных мероприятий и задач. Одной из таких важных функций является защита социально уязвимых слоёв населения, то есть поддержание их материально и создание таких условий, которые помогут им жить и существовать как обычный человек. [15]

Основой социальной функции, как правило, считают уничтожение противоречий в обществе, для которых используют только цивилизованные способы разрешения. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) горит о том, что каждый человек имеет право на тот уровень жизни, которые необходим ему для нормального, полноценного существования. Для этого государства устанавливают прожиточный минимум.

Также важным условием нормального развития человека является право на свободный и безопасный труд, который государство старается контролировать: вводит различное страхование рабочего, старается ликвидировать безработицу, давать людям образование и т. д. Каждое государство обязано следить за тем, чтобы различные преобразования в стране, в том числе реформы, ориентировались на общественные потребности, с целью смягчения социальных последствий проводимой политики с помощью расширения социальных гарантий и поддержания равенства различных слоёв общества.

Социальная функция также распространяется и на деятельность государства в области науки, образования и культуры. Здесь государство также оказывает поддержку материально, то есть финансирует различные образовательные учреждения: даёт бюджетные места студентам, ремонтирует библиотеки, музеи, институты, школы, детские сады и т. д. Однако, как и в экономику, в эту сферу вмешательство государства должно быть минимальным и происходить только тогда, когда учреждению необходима государственная помощь.

Экологическая государственная функция. Она тесно связана с социальной, так как экология также влияет на каждого человека в мире и соблюдение экологического благополучия населения является важной обязанностью государства.

Как известно, необходимость ввода таких законов связана с рядом произошедших катастроф и неутешительными прогнозами учёных. Поэтому, как было сказано выше, не только государство самостоятельно, но и целиком мировое сообщество борется с возникшей ситуацией: создаёт законы, устанавливает правовой режим природопользования, выявляет требования экологии, устанавливает условия и порядок использования всех природных ресурсов, проводит работы по улучшению и восстановлению природной среды и пр. Все эти мероприятия и должно проводить каждое государство на своих территориях. [16]


В ст. 42 Конституции РФ чётко определено: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Из этого и следует то, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, поэтому и возникла необходимость её беречь и охранять.

Государственная функция налогообложения и осуществления финансового контроля. Эта функция затрагивает экономическую и социальную сферы. Без неё государство не сможет нормально существовать, так как большую часть государственного бюджета и составляют налоги, которые взимаются с граждан.

Рассмотрим эту ситуацию с двух позиций: государства и налогоплательщика.

Несмотря на то, что демократия предполагает защиту интересов и прав налогоплательщиков, такой вид отношений носит явно выраженный вертикальный характер. Потому что с другой стороны государству необходимо осуществлять финансовый контроль. А такой контроль подразумевает: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку финансовых обязательств при осуществлении финансовых операций; осуществление контроля за должным использованием государственных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении юридических лиц; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т. д. Так, государство носит в себя достаточно большое количество различных учреждений, которые осуществляют финансовый контроль. К таковым относят: Счетную палату, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговую службу, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. А также контроль может осуществляться и не государственными организациями.

Государственная функция защиты прав и свобод человека и гражданина. Последняя из главных функций старается решить огромное количество стоящих перед ней проблем: в области интернационализации прав человека, её распространение в международной политике и др.

Принцип уважения прав человека прописан во Всеобщей декларации прав человека (1948). И говорится в нём о том, что каждое государство должно каждому человеку предоставить равные права и свободы, которые необходимы для его полноценного существования, а также необходимо защищать и сохранять эти права и свободы. В государстве не должно быть какой бы то ни было дискриминации: по полу, возрасту, религии, расе, языку и т. д.


Большинство стран, в том числе и Российская Федерация, внесли в свои главные государственные документы права и свободы человека как основу конституционного строя.

Функции защиты прав и свобод человека, а также обеспечение законности и правопорядка осуществляет система правоохранительных органов (суды, органы внутренних дел, государственной безопасности и др.).

Заключение

Государством принято называть совокупность людей, которые соединились в одно целое и создали ряд общих законов и судебную инстанцию, которая необходима для сглаживания конфликтов между этими людьми и для наказания преступников.

Наукой было выделено четыре основных типов государства. Это рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Каждый из них по очереди сменял друг друга, однако следует упомянуть о том, что первые два типа существовали только в Европе, в остальном мире - в Азии, Африке и Америке - государства были иными и их относят к «восточному типу».

Классификация функций государства имеет большое количество вариаций. Однако в данной курсовой работе рассматривалось выделение таких внутренних функций: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. И таких внешних функций: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.

Если делать вывод на основе рассмотренных функций, тогда необходимо упомянуть и о том, что каждое современное государство является такой организацией, которая должна выражать интересы всего общества в целом, а не только классов, которые стоят у власти. Формирование функций осуществляется по мере развития самого государства, и это выражается в его многоплановости. По мере того как развивается государства, оно выделяет для себя те или иные цели и задачи. Данная тема будет актуальной ещё долгое время, до того момента, как такой институт как «государство» прекратит своё существование. Любое определение государства, кто бы его ни давал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.