Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низ­кая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия — идеологические, в том числе рели­гиозные, разжигание национальной и социальной розни (положе­ние рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы вы­полняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономичес­кие методы — материальная заинтересованность раба в результа­тах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных про­грамм и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность об­щества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.[8]

Но, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элит, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. О некоторых их них пойдет речь ниже.


Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Теория государства всеобщего благоденствия, одна из современных буржуазно реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которое изображается как сила, устраняющая несправедливость капиталистического строя и обеспечивающая рост благосостояния широких масс населения. Является частью ложной идеи о трансформации капитализма в новый общественный строй. Её теоретическим источником явились кейнсианство и реформистская идеология. Как самостоятельное понятие концепция "Государства всеобщего благоденствия" получила распространение после 2 - й мировой войны 1939—45 и стала неотъемлемым элементом официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, Лейбористской партии в Великобритании, Либерально демократической — в Японии и др.) . Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролось с социальными несправедливостями капиталистического строя, а ныне оно превратилось в силу, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии.

Развитие государственно монополистического капитализма после 2 й мировой войны, сопровождавшееся усиленным вмешательством буржуазного государства в экономику, добытые в борьбе трудящимися социальные завоевания в ряде капиталистических стран были использованы для пропаганды идей "Государства всеобщего благоденствия". Сторонники этой "теории", видя притягательную силу идей социализма, стремились также создать впечатление, будто его возможности присущи и "новому" капиталистическому государству. В действительности теория "Государства всеобщего благоденствия" представляет собой завуалированную форму защиты государственно монополистического капитализма, при котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической мощи и усиления эксплуатации трудящихся. Имеющее место в некоторых случаях ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством направлено на соблюдение интересов класса капиталистов в целом. Социально экономические завоевания трудящихся в капиталистических странах — не следствие деятельности буржуазного государства, а результат ожесточённой классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борясь против буржуазной и реформистской идеологии, разоблачают апологетическую сущность концепции "Государства всеобщего благоденствия".[9]


2. Функции государства

2.1. Классификация функций государства

Классификация функций государства имеет большое количество вариаций. Однако основными признаками для классификации функций являются: территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; объекты воздействия и сферы государственной деятельности; само содержание функций; продолжительность осуществления функций и др.

Можно также разделить функции по условиям их возникновения. Так, они выходят из конфликтов классов, то есть, например, подавление сопротивления низших классов, а также они выходят из функций, которые выражаются в потребностях общества, то есть, например, поддержание порядка, экологического фактора и т. д.

Функции также можно разделить и по времени действия. Так, они делятся на постоянные, которые осуществляются от имени государства, и временные, которые обусловлены особенностями развития какого-либо общества.

По степени значимости функций их можно разделить на главные, которые являются приоритетными на той или иной стадии развития общества (например, экономические, социальные, экологические функции), и производные, которые часто сопутствуют главным и являются второстепенными по своему характеру (к таким относят, например, финансовый контроль, который имеет вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а также и к функциям обеспечения правопорядка и законности).

Однако основной из всех классификаций принято считать ту классификацию, которая основана на принципе разделения властей. То есть это разделение на законодательные (или правотворческие), исполнительные (или управленческие) и судебные функции. Главным отличием этой классификации является то, что функции здесь разделяются по механизму осуществления государственной власти. Как правило, осуществление этих функций происходит не одним лицом, а целыми группами лиц, которые и составляют каждую из ветвей власти: законодательная, исполнительная и судебная. Обычно такое разделение закреплено в главном документе государства (в Российской Федерации, например, это является одним из основных принципов конституционного строя и закреплено соответственно в Конституции РФ).


Но некоторые учёные, в числе которых Венгеров А. Б., считают, что такая классификация, которая основывается на разделении власти, не могут быть функциями. Вот, что на этот счёт говорит сам Венгеров А. Б.: «…Классификация функций, которая опирается на членение властей, не у всех учёных-юристов вызывает признание. А происходит так, потому что это, как думают многие учёные, собственно, не функции государства, а функции реализации государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Так, по их мнению, происходит смешение функций государства и государственной власти. Однако ведь функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Именно поэтому в теории государства чаще всего используют и признают разделение функций на внутренние и внешние, то есть на основании определения деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство и по отношению к другим государствам».[10]

Если рассмотреть неглубоко классификацию функций на внутренние и внешние, то нужно заметить, что внутренние функции основаны на целях и задачах самого государства, а внешние функции направлены на межгосударственные отношения.

Однако, несмотря на такую разницу в сущности этих функций, они дополняют и взаимодействуют друг с другом. Поэтому учёными принято считать, что в каждом государстве существуют общие и внутренние, и внешние функции.

Но некоторые учёные считают, что такое разделение функций устарело. Поэтому они выделили пять основных функций, которые присущи каждому государству. К таким функциям относят: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая.

Однако, есть мнение, которое связывает пять этих функций и классификацию на внешние и внутренние. Тогда выделяют такие внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. И такие внешние функции: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.[11]

Рассмотри более подробно последнюю классификацию, так как она более точно описывает функциональный характер государства.


2.2. Внешние функции государства

Как было сказано выше, внешние функции государства направлены на международные отношения, поэтому они характеризуют деятельность государства как такую деятельность, которая направлена на вовне его жизнедеятельности. Примерами такой деятельности могут стать, защита населения от внешних угроз, сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. д.

Главной особенностью внешних функций является то, что регулирование межгосударственных отношений происходит не по внутригосударственным законам, а по принципам международного права и международным договорам. Такие права устанавливаются, как правило, государствами совместно. Так как на данный момент все страны мира считаются независимыми друг от друга, а значит и права и обязанности должны быть установлены для мирового уровня.

Однако государства не только независимы, но и зависимы друг от друга. Это проявляется в межгосударственных отношениях, которые происходят посредством торговли, кредитов и другой совместной деятельности. Такие отношения нужны различным странам для того, чтобы получить то, чего им не хватает.

Большинство демократических государств придерживаются принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности страны. Однако опять же он должен соответствовать тем требованиям, которые установлены в международных документах. Обороноспособность страны, как правило, необходима для решения таких поставленных целей:

- защита независимости и целостности территории страны;

- обеспечение выполнения международных обязательств.[12]

Это даёт возможность значительного снижения военных расходов страны и осуществления в крупных размерах конверсии оборонной промышленности. Ведь не стоит пропускать тот факт, что в таких условиях, которые наблюдаются в современном мире, любому государству самостоятельно одному не защитить себя. По этой причине в ООН создали систему, которая позволяет обезопасить все страны от возникновения войн. Организация таких мероприятий носит в себе такие функции, как: деятельность по разоружению, уничтожение ядерного оружия и запрещение его использования, сотрудничество государств в различных сферах, таких как, например, борьба с организованной преступностью (в том числе контрабандой, международным терроризмом, наркобизнесом); а также регулирование межнациональных конфликтов с помощью мировых сообществ, так как они происходят из-за нарушения прав человека, в частности относительно национальных меньшинств, что, безусловно, требует международного вмешательства.