Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные предприятия с целью выживания на остроконкурентном рынке вынуждены соответствовать требованиям рынка, заниматься выпуском принципиально новых продуктов, модернизировать традиционно выпускаемые виды продукции, заниматься улучшением собственного имиджа, использовать качественные ресурсы, работать над улучшением финансовых результатов своей деятельности. Необходимость развития современных российских предприятий является актуальной ввиду того, что в условиях рынка могут эффективно функционировать только финансово стабильные предприятия.

Любая организация находится и осуществляет свою деятельность в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают конкретные ограничения на операционные действия, и в какой-то степени каждое из действий компании возможно только тогда, когда среда допускает его реализацию.

Внешняя среда выступает источником, питающим компанию ресурсами, требуемыми для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Организация пребывает в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможности выживания. В свою очередь, исследование внутренней среды компании дает возможности оценивать их внутренние ресурсы и возможности. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство может расширить и укрепить конкурентные преимущества и, соответственно, предотвратить появление возможных проблем.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что задача управления заключается в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое бы позволило ей поддерживать ее потенциал на уровне, требуемом для достижения целей повышения экономической эффективности, и тем самым давало бы ей возможности выживать в долгосрочной перспективе.

Объект исследования выступает внутренняя и внешняя среда организации.

Предмет исследования являются факторы внешней и внутренней среды, непосредственно влияющие на эффективность деятельности организации.

Цель работы охарактеризовать методики анализа внешней и внутренней среды организации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие внешней и внутренней среды предприятия;

- дать характеристику факторам внешней и внутренней среды, влияющим на деятельность предприятия;


- изучить процесс управления предприятием в условиях неопределенности внешней среды;

- ознакомиться с методиками анализа факторов внешней и внутренней среды.

Теоретической основой исследования послужили труды таких отечественных и зарубежных авторов как Ю.А. Аванесова, И. Ансофф, Б. Бенсуссан, И.А Бланк, Д.А. Ендовицкий, А.Т. Зуб, Л.В. Осипова, М.А. Федорова, К. Фляйшер и других.

Методологическую основу работы составляют методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие внешней и внутренней среды предприятия

Несмотря на огромное разнообразие типов предприятий, предметных областей, решаемых задач и т.п. все же возможен единый подход к предприятию. Это подход к предприятию как некоторой открытой системе. Открытая система в системном анализе и кибернетике - это система, которая обменивается некоторой субстанцией с внешней средой. В частности, любое предприятие обменивается с окружающим миром материальными предметами, финансами, энергией, людскими ресурсами и т.д.

Предприятие является телеологической системой, т.е. целенаправленной, имеющей цель (цели). Главная цель - это поддержание себя - выживание. Показателем степени жизнеспособности в экономике чаще всего выступает контролируемый капитал и рынки. Второй целью, как правило, является экспансия - расширение сферы влияния, захват новых рынков, расширение номенклатуры, увеличение доходов и т.п.[1]

Внешняя среда представляет собой совокупность социально-политических, экономических и других факторов, способных оказывать влияние на организацию. Внутренняя среда, в свою очередь, состоит из факторов внутреннего состава предприятия.

Внутренняя среда включает ситуационные факторы в компании. По причине того, что организация представляет собой созданную людьми систему, то внутренние переменные главным образом являются результатом принятых решений. Основные переменные организации, требующие постоянного внимания руководства: работники предприятия, цели и задачи, структурная составляющая и технология.


Организация рассматривается в качестве группы людей, обладающей осознанными общими целями. Организация также является средством достижения целей, которые представляют собой определенные конечные состояния (желаемые результаты), к которому стремятся члены коллектива в совместной работе.

Структура организации является логическим отношением между уровнями управления и функциональными областями, которые выстроены форме, позволяющей с высокой эффективностью достигать целей компании.

Одно из направлений разделения труда любого предприятия - формулирование задач, которые представляют собой определенную работу (серию или часть работ), необходимую к выполнению заранее установленным способом и в конкретные сроки.

Еще одна внутренняя переменная – технология, которая включает в себя совокупность средств (процессы, операции, методы), с помощью которых входящие элементы преобразовываются в исходящие. Технология представлена на предприятии машинами, механизмами и инструментом, навыками и знаниями.

Организация представляет собой людей, способности которых используются для достижения целей. При осуществлении работы в сфере координации усилий персонала по направлению к эффективному достижению целей организации, менеджерам необходимо учитывать личность работников, включая потребности, ожидания и ценности[2].

Внешняя среда предприятия может быть (рисунок 1):

1. Прямого воздействия (микросреда, среда прямого окружения),

2. Косвенного воздействия (макросреда).

Внешняя среда прямого воздействия состоит из набора объектов, прямо или непосредственно влияющих на деятельность предприятия. Примерами влияния внешней среды может быть воздействие государственных и муниципальных органов:

  1. Федеральной налоговой службы, которая осуществляет контроль и надзор соблюдения законодательства о налогах и сборах, регистрацию учреждений, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц и др.

Рис. 1. Внутренняя и внешняя среда предприятия[3]

  1. Государственной инспекции труда, которая проводит надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающих нормы трудового права.
  2. МЧС России, осуществляющее надзор выполнения организациями и гражданами определенных требований в области гражданской обороны и пожарной безопасности.
  3. Пенсионного фонда РФ, обеспечивающего целевой сбор и аккумулирование страховых взносов, контроль своевременного и полного поступления страховых взносов.
  4. Фонда обязательного медицинского страхования, который проводит медицинское страхование работников для того, что бы обеспечить конституционные права граждан по получению бесплатной медицинской помощи, регистрации организаций в качестве страхователей.

Чаще всего руководством предприятий анализируется внешняя среда, ее основные характеристики по следующим направлениям:

  1. Поставщики, в том числе цены и качество продукции, график поставок;
  2. Клиенты (покупатели), включая географические, социальные и психологические их особенности, а также отношение к продукции компании;
  3. Конкуренты непосредственного окружения, в том числе степень соперничества функционирующих в отрасли предприятий, риски при входе в отрасль со стороны потенциальных конкурентов;
  4. Персонал (рынок рабочей силы), включающий наличие кадров соответствующей специализации, политику профсоюзов отрасли;
  5. Финансовые рынки (банки, инвестиционные и страховые компании, ставки по кредитам) и др[4].

Таким образом, внешняя среда представляет собой совокупность социально-политических, экономических и других факторов, способных оказывать влияние на организацию. Внутренняя среда, в свою очередь, состоит из факторов внутреннего состава предприятия. Необходимость своевременного проведения анализа внутренней и внешней среды предприятия позволяет организовать полноценное стратегическое управление, которое является значительным аспектом эффективной работы организации.

1.2 Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятия

Любое коммерческое предприятие имеет дело с потребительским рынком, поставляя на него продукцию и обеспечивая потребителей необходимой информацией, включая характеристику продукции, цены, условия реализации, гарантийные сроки. От рынка торговая компания может получать обратную информацию, включая потребность в продукции, наличие конкурентов, объемы и темпы продаж, размер спроса. В ходе такой двусторонней связи возникает замкнутая система, работающая в качестве единого целого. Графически такая система на примере торгового предприятия приведена на рисунке 2.

Заработная плата

Платежи кредиторам

Возврат кредитов

Складирование

Входящие товары, капитал, труд

Выставление в торговом зале

Потребители

Правительство


Регулирование

Лоббирование

Защита интересов потребителей

Получение дохода

Финансовые органы

Рабочая сила

Поставщики

Рис. 2. Торговое предприятие как отрытая система[5]

Успех любой коммерческой компании зависит от нескольких факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы или внутренняя среда коммерческой компании представляет собой ее ресурсы, включая производственные, экономические, технические, информационные, трудовые, инвестиционные, финансы.

Среди факторов внешнего воздействия можно выделить факторы: прямого и косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия могут оказывать непосредственное влияние на деятельность коммерческой компании. Сюда можно отнести покупателей, поставщиков, конкурентов. К факторам внешней среды, которые косвенно влияют на компанию относятся технология, экономическая (политическая) ситуация в стране, социально-культурные факторы, отношения с населением и международное окружение.

В итоге получаем три среды, в которых функционирует предприятие, каждой из которых приемлем свой метод анализа (рисунок 3).

Рис. 3. Три слоя рыночной среды и основные методы их анализа[6]

Основные элементы внутренней среды организации принято классифицировать по группам, или так называемым срезам:

- организационный срез;

- маркетинговый срез;

- кадровый срез;

- производственный срез;

- финансовый срез[7].

Для удобства анализа отдельно рассматривают элементы каждой группы. В организационном срезе изучают особенности предприятия с точки зрения организационной структуры компании. Внимание уделяется как иерархическим связям внутри фирмы, так и системе взаимодействия между отдельными структурами предприятия. Маркетинговый срез дает представление об ассортименте товаров, их особенностях и преимуществах, факторах ценообразования, а также о методах сбыта и рекламы.

При рассмотрении финансового среза внимание уделяют финансовой отчетности, динамике основных показателей по расходам и доходности. Определяется эффективность движения денежных средств. В кадровом срезе рассматривают взаимосвязь между руководящим и исполнительным персоналом, проводится анализ результатов трудовой деятельности. Сюда же включается корпоративная или организационная культура организации, методы стимулирования и мотивации персонала.