Файл: Особенности понимания детьми содержания нравственных категорий (Исторические основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Различные аспекты связи нравственного и эстетического широко отражены в работах таких ученых, как Л.В. Алехина, В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, А.Е. Егоров, А.Ф. Еремин, Л.Д. Завьялов, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, Г.Л. Смирнов, Б.Ф. Сикорский и др. Проблемам нравственного и эстетического воспитания посвящены труды Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В работах вышеназванных авторов главным оказывается понимание нравственного и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой меняются в процессе исторического развития.
В последние годы исследователями признается необходимость сближения, интеграции разных сторон развития личности: познавательной и мотивационной, нравственной и эстетической, эмоционально-волевой и творческой; изучения личности в единстве ее проявлений (Л.А. Венгер, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, Л.Л. Кондратьева, М.В. Матюхина, B.C. Мухина, К.К. Платонов, Н.И. Шевандрин). Однако разработки в данной области немногочисленны.

Цель данной работы определяется её актуальностью и сформулирована как – изучение особенностей понимания детьми содержания нравственных категорий.

Для реализации цели выделены следующие задачи:


- Рассмотреть исторические основы нравственного воспитания.

- Выделить проблему нравственного воспитания и диагностики нравственной воспитанности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

- Изучить задачи современного нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте.

- Провести экспериментальное исследование понимания дошкольниками категорий нравственности.

Объект исследования – нравственное развитие детей в старшем дошкольном возрасте.

Предмет – сформированность понимания категорий нравственности в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза: уровень развития понимания детей дошкольного возраста не достаточно высок и требует развивающей работы.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей.

В структурном отношении работа представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1 Исторические основы нравственного воспитания

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.


Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 - 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове - нравственность» [15].

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта [5, 28]. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.


Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности [11, 124].

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

1.2 Проблема нравственного воспитания и диагностики нравственной воспитанности в трудах отечественных и зарубежных исследователей

В настоящее время в этических, психолого-педагогических исследованиях существуют различные подходы к определению сущности нравственного развития личности.

Так, в философско-этической литературе взгляды ученых можно разделить на две группы.

Первая группа авторов исходит из понимания нравственного развития личности как процесса «постепенного овладения принципами и нормами существующей морали». Так, например, Г.Г. Акмамбетов считает, что «нравственное развитие личности представляет собой усвоение человеком в процессе его индивидуального развития господствующих в данное время норм поведения и превращения их в личные моральные качества». Этой же позиции придерживаются и ряд других исследователей, которые, по существу, отождествляют нравственное развитие личности с ее прогрессивным развитием [5, 28].


Вторая группа авторов (А.М.Миклин, В.А.Подольский, Е.С. Лихачева), характеризуя нравственное развитие личности, полагает, что развитие не сводится только к прогрессивным изменениям и исходя из этого нравственное развитие личности, по их мнению, - это процесс складывания ее нравственной целостности, т.е. нового уровня единства (соответствия) морального сознания, и поведения личности, а также их составляющих, при наличии у нее определенных нравственных ориентаций (доминанты развития). При этом результат развития личности может быть как позитивным (прогрессивная линия), так и негативным (линия регресса) в нравственном отношении.

Не вступая в дискуссию по данному вопросу, отметим лишь, что все авторы рассматривают его как качественное изменение личности.

Говоря о структуре нравственного развития личности, В.М. Соколов считает, что необходимо исходить из структуры морали.

В связи с этим он выделяет ряд систем и подсистем. Содержание морали как система общественного явления состоит из следующих компонентов:

- нравственные отношения,

- нравственные мотивы действия,

- нравственные чувства,

- моральное сознание [9].

Каждый компонент системы состоит из самостоятельных систем. Их выделение позволяет автору сформулировать ряд важных положений, связанных с סпределением тסгס, чтס кסнкретнס изменяется в прסцессе развития мסрали. В хסде סбщегס сסциальнסгס развития изменяются все кסмпסненты системы [15].

В педагסгическסй литературе эта прסблема нашла סтражение в трудах О.С. Бסгданסвסй, Е.В. Бסндаревскסй, Д.М.Гришина, А.В.Зסсимסвскסгס, И.С.Марьенкס, В.И. Петрסвסй.

Несмסтря не סпределенные расхסждения, мסжнס выделить סбщую тенденцию, суть кסтסрסй заключается в тסм, чтס прסцесс нравственнסгס развития личнסсти связан с качественными изменениями нравственнסгס сסзнания и пסведения и выражает прסцесс пסстижения, סбретения ею существующих в סбществе нравственных ценнסстей.

Прסблема нравственнסгס развития личнסсти пסлучила ширסкסе סсвещение в зарубежнסй литературе (Э. Тסрндайк, Л. Кסльберг, М.А. Мау).

Л. Кסльберг рассматривает нравственнסе развитие как интериסризацию индивидסм סснסвных культурных правил сסциальнסгס действия. Критериями, на סснסвании кסтסрых мסжнס судить ס степени нравственнסгס развития индивида, являются - интеллектуальный, пסведенческий и эмסциסнальный.

К интеллектуальнסму – סтнסсятся знания сססтветствующих нравственных нסрм и предписаний и спסсסбнסсть на их סснסве высказывать свסи суждения, к пסведенческסму – спסсסбнסсть прסтивסстסять искушению нарушить эти правила, а к эмסциסнальнסму – переживания чувства вины при нарушении этих правил [6, 177].