Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Развитие творческих способностей, в том числе творческого воображения детей требует особого внимания и специальной работы. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей учащихся. Развитие этих способностей следует начинать на ранних стадиях становления личности, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста.

Современная педагогика идет разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании ребенка; прорывами к перспективным образовательным ценностям и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью ребенка. Разрешение проблем школа пытается искать и на путях гуманизации образования. По нашему мнению, суть гуманизации образования заключается в том, что в центре всех образовательных процессов должен стоять конкретный человек со своей индивидуальностью, со своим отношением к знаниям, к процессу образования. Суть гуманизации образования - это обеспечение личностной включенности каждого ребенка в образовательный процесс. Лишь тогда, когда ребенок не только интеллектуально, но и эмоционально реагирует на происходящее, привлекает свой жизненный опыт, можно говорить о его личностной включенности. Гуманизация образования заключается и в том, что подчеркивается не только ценность знания, но в первую очередь - ценность человека, которая воплощена, прежде всего, в его уникальности. Человеческая уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления -готовность к самоизменению. Творчество - это привнесение в мир чего-то нового. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности - это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности - это и есть творческий акт. Мы полагаем, что, способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческих способностей, и в первую очередь творческого воображения как основу творческой личности.


Формирование культуры мышления как результата «целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций» в учебном процессе будет происходить тогда, когда учебный материал будет водиться не как описательный, а как содержащий реальную проблему; но при этом необходима методология решения проблем. Это положение является опорой для проблемного обучения (И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.).

Проблемам организации творческой деятельности и развития творческого мышления и воображения посвящены работы Т.М. Давыденко. И.Б. Котовой, А.И. Савенковой и др. В работах отечественных психологов и педагогов Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности с помощью создания проблемных ситуаций. Вопросам развития творческого процесса у детей различного возраста посвятили свои работы Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский и др.

Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы JI.C. Выготского, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина,A.Я. Дудецкого, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса и др.

Физиологические и нейрофизиологические основы творчества изучали И.П. Павлов, П.В. Симонов, B.C. Ротенберг, С.М. Бондаренко, П.И. Деннисон и др.

Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали A.B. Брушлинский, A.M. Василевская, А.Н. Лук, A.B. Петровский, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев и др.

Важность проблемы активизации творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе «кристаллизации», или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П.Н. Андрианова, П.Р. Атутова, Л.С. Выготского, B.А. Полякова, Г.В. Пичугиной, С.Н. Чистяковой и др. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, активизирующих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, В.А. Горского, М.М. Зиновкиной, В.М. Казакевича, И.А. Сасовой и др.

Исследования психолого-педагогического характера JI.A. Венгера, Л.Ю. Субботиной, H.A. Менчинской и др. касаются возрастной периодизации развития личности ребенка. Важнейшим этапом становления и развития творческой личности, пропедевтической подготовкой ребенка к жизненному самоопределению является младший школьный возраст. А.К. Бешенков, Т.Н. Желязкова, Г.Н. Котельникова, И.И. Колисниченко, Е.В. Леонова, Е.А. Стародубова, И.М. Фадеева и др. теоретически обосновали и экспериментально проверили пути и средства развития творческих способностей учащихся начальных классов в различных областях деятельности.


Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Проблема разработки педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения дошкольников, в том числе игровых изучена недостаточно, поэтому тема исследования является актуальной.

Цель исследования – изучить особенности развития воображения у детей младшего дошкольного возраста .

Объект исследования - особенности воображения дошкольников.

Предмет исследования – игровые методы и приемы как средство развития воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование игровых методов и приемов повышают эффективность работы по развитию воображению детей младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

- исследовать психологические механизмы развития воображения;

- изучить особенности воображения у дошкольников;

- диагностировать исходный уровень развития воображения у дошкольников;

- разработать и апробировать программу развития воображения дошкольников с использованием игровым приемов;

- выявить эффективность проведенной программы;

- обобщить полученные данные.

Методы исследования:

  • теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
  • эмпирические: педагогические наблюдения, беседы; педагогический эксперимент.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы использования игровых методов и приемов для развития воображения детей младшего дошкольного возраста

1.1. Воображение как психологический феномен


В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» [7, с. 45].

«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». Он считал, что внезапность величайших открытий нельзя отрицать; но их источник - не «интуиция», не своеобразное «озарение», возникающее без всякого труда. Это явление представляет собой лишь резко бросающуюся в глаза своеобразную критическую точку, отделяющую решенную задачу от нерешенной. Переход через эту точку скачкообразен. Внезапный, «интуитивный» характер творческой деятельности чаще всего выступает там, где гипотетическое решение очевидней, чем пути и методы, к нему ведущие (например: «Мои результаты я имею уже давно, но я только не знаю, как я к ним приду», - сказал как-то Гаусс). Это - своего рода антиципация, или предвосхищение итога мыслительной работы, которая еще должна быть произведена. Но там, где имеется разработанная методика мышления, мыслительная деятельность ученого представляется обычно систематической, и само предвосхищение - это обычно продукт длительного предварительного сознательного труда. «Творческая деятельность ученого - это творческий труд», - заключает Рубинштейн [30, с. 58].

Д. Полуянов отмечает, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного [26, с. 74].

Творческую деятельность мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарёв. Он разработал структурно - уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарёв пришёл к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху -логическое ( за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров). «Критерием творческого акта, по Пономарёву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Эти средства складываются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода» [27, с. 78].


В целом в психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активной личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А.Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.) К числу основных черт они относят одарённость, чувствительность к проблемам, независимость в неопределённых и сложных ситуациях. Правда Богоявленская считает, что творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарёв). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительные расхождения. Наиболее развитой является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если Q ниже 115 -120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при Q выше 120 творческая способность становится независимой величиной т.е. не творческой личности с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д.Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л.Термен, Р. Стенберг и др.) [21].

Т. Рибо различает несколько видов воображения:

1. Воссоздающее - представление образов по заранее кем-то составленно­му описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, ма­тематических знаков... Иначе этот вид воображения называют реп­родуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2 Творческое - самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу, дети это называют «из головы». Именно этот вид воображе­ния будет предметом нашего изучения и развития у ребят.

3. Неуправляемое-то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц [10, с. 170].

А.Н. Лук дает такое определение творческому воображению: «Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. «Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление» [18, с. 45].