Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ
1.2 Распределение и использование прибыли
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО»
Краткая характеристика ПАО «Группа Черкизово»
2.3 Анализ влияния факторов на прибыль
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО»
Пути повышения прибыльности ПАО «Группа Черкизово»
3.2 Совершенствование управлением предприятием с целью оптимизации прибыли ПАО «Группа Черкизово»
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений требует осуществления новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.
Прибыль - объективная экономическая категория товарноденежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль - реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Проблемой формирования и распределения прибыли, а также основных ее элементов занимались такие отечественные ученые, как Бланк, Басовский, Шеремет, Ковалев и многие другие, не менее известные авторы. Степень изученности объекта исследования на сегодняшний день достаточно велика и многоаспектна.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Целью данной работы является изучение прибыли, с точки зрения выявления и измерения влияния факторов, воздействующих на прибыль, анализа основных источников резервов роста и оптимизации прибыли на предприятии ПАО «Группа Черкизово».
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-изучить теоретические основы понятия “прибыль”, выявить источники ее формирования и направления использования,
- освоить основные методы оценки отдельных элементов прибыли,
-провести исследование состояния и эффективности использования прибыли на предприятии ПАО «Группа Черкизово»,
-предложить основные направления совершенствования управления предпринимательской деятельности ПАО «Группа Черкизово».
Объектом исследования является ПАО «Группа Черкизово» и ее социально - экономические процессы, связанные с формированием, использованием и оптимизацией прибыли.
Предметом исследования является прибыль - как основа предпринимательской деятельности.
Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ
Целью существования любого коммерческого предприятия является прибыль. Именно она является самым важным экономическим показателем. Исследования на тему сути и содержания этого понятия ведутся исследователями на протяжении длительного времени, с самого момента возникновения экономики как таковой. Но даже по сей день возникают все новые и новые вопросы, которые все время дополняют или же подвергают сомнению теорию прибыли.
Если проанализировать исследования ранних авторов, тех, кто заложил основы экономической теории, то можно выделить единую проблему этой науки: что есть конечный источник доходов человеческого общества? Приверженцы классической политэкономии считают, что именно труд, который затрачивается на протяжении всего производственного процесса, является тем самым конечным источником доходов. Иную точку зрения на вопрос предоставляет теория вульгарной политической экономии, которая отвергает версию о происхождении конечного источника доходов лишь от труда, но связывает её с тремя факторами производства: труд, земля и капитал. Такое разделение мнений породило в экономической теории два крупнейших течения концепции формирования прибыли: концепция, связанная с тремя факторами и концепция, связанная с трудом.
Отражение и развитие теория факторов нашла в популярных трудах о «факторной концепции» XVIII - XIX веков, а именно: в теориях производительности Жана-Батиста Сэя и Джона Милля, а также в теории жертв Нассау Уильяма Сениора [6, с. 49]. В данных теориях прибыль связывается с доходом на такой производственный фактор, как капитал, и является выражением либо его производительной силы, либо «жертвы», которую приносит собственник капитала.
Именно эти авторы факторной теории оказали наибольшее влияние на мнения более поздних авторов экономической теории маржинализма и неоклассической школы в вопросах концепций прибыли и доходов. Опираясь на опыт предшественников- основоположников, ученые в своих трудах соединили такие теории как теория факторов производства и теория предельной полезности, предельной производительности и концепция «замещения» факторов производства, в которых анализ и оценка экономических показателей происходила с помощью крайних или предельных величин. Все это подвергло экономическую теорию развитию и изменению.
В трудах представителей австрийского и английского неоклассицизма вопрос «прибыли - процента» был приурочен к «цене времени». Ойген Бем-Баверк и Альфред Маршалл полагали, что «прибыль -процент» является плодом «ожидания» собственника капитала. Бем-Баверк раскрывал понятие «ожидание» с помощью принципа «предпочтения настоящего», при этом выделив несколько причин возникновения процента: всевозможные условия для удовлетворения желаний и потребностей в настоящем и будущем, недооценка будущего и техническое превосходство настоящих благ по сравнению с будущими. Маршалл же раскрывал понятие «ожидание» исключительно субъективно - как психологическую категорию: «жертва капиталиста.
Представители американского неоклассицизма, такие как Джон Бейтс Кларк, своими трудами внесли довольно значительный вклад в расширение факторной концепции прибыли, сделав ее доходом нового четвертого производственного фактора - предпринимательства, который возник исключительно в условиях динамично развивающейся экономической системы, а в условиях стагнации и, как следствие, в условиях совершенной конкуренции был бы сведен либо к нулю, либо лишь к оплате за труд управления.
Позднее концепцию о «динамической составляющей» прибыли включили в себя такие теории как: «рисковая» (Фрнк Найт), «функциональная» (Йозеф Шумпетер) и «монопольная» (Эдвард Чемберлин). Итогом синтеза новой концепции, которая сложилась в теориях Найта и Шумпетера, прибыль раскрывалась через результат исключительных предпринимательских талантов адаптации к условиям динамического развития частной коммерческой деятельности, которые можно разделить на: гибкая и адекватная реакция на неожиданный риск и своевременное освоение нововведений на всех важных секторах бизнеса. Монополистическая прибыль объяснялась как доход от исключительного положения организации в сегменте, как правомочия устанавливать свой уровень предложения, цены и правил игры на рынке.
Представители вульгарной политэкономии, бесспорно, внесли огромный вклад в экономическую теорию, но особое место в развитии, расширении понятия и сущности данной категории занимают приверженцы классической политэкономии - Адам Смит, Давид Рикардо и Карл Маркс. Их мнение на сущность понятия «прибыль» нашли отражение в «трудовой» концепции. На их видение вопроса происхождения такой категории как прибыль имела влияние «теория трудовой стоимости». Исследовав и проанализировав обозначенную проблему, ученые пришли к выводу, что возникновение как доходов, так и прибыли осуществляется в сфере материального производства, где они принимают форму вновь возникнувшей стоимости.
Следует отметить, что именно доход является стоимостью, вновь созданной в производственном цикле, а прибыль - только часть этой стоимости, которая отражает ту часть чистого дохода предприятия, которую реализовали. Подчеркивая вышесказанное, можно сказать, что прибыль является неким излишком от реализации продукции или услуг над издержками капитала. [11, C.37]
С точки зрения концепции стоимости рыночный механизм спроса и предложения и условия возникновения, формирования и распределения прибыли в экономической системе можно объяснить, как неочевидные закономерности, связанные с законом стоимости и его действием. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что именно «трудовая» теория наиболее полно раскрывает и объясняет сущность и понятие прибыли.
Также следует отметить, что исследования представителей маржинализма и неоклассицизма могут предоставить исчерпывающие и глубокие ответы на многие вопросы практического характера. С их помощью фирмы смогут выбирать для себя наиболее рациональное поведение в изменяющихся рыночных условиях и адекватно обосновывать те или иные управленческие решения для максимизации прибыли.
Современные же исследователи экономики на данный момент подчеркивают важность иных проблем теории прибыли. В трудах современные авторы касаются, в первую очередь, прикладных аспектов прибыли: в учете, анализе и управлении экономическими субъектами. Вместе с этим они уделяют гораздо меньше внимания проблемам сущности и содержания понятия прибыли, ее источников и механизма формирования, а также функций [24, C.65]
Анализ и исследования научных литературных трудов, а также рассматриваемых в них авторских видений и теорий касательно прибыли способствовали возникновению наиболее полной картины теории прибыли как экономической категории: научные воззрения экономистов-предшественников подверглись систематизации, обобщению и синтезу. Одна группа экономистов, среди которых выделились И. А. Бланк, А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, В.В. Ковалев, Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, В.Ф. Юров, полагают, что прибыль как «экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности предприятия».
Другие авторы - А. Г. Каратуев, Р.Г. Попова, П.К. Шуляк, Д.С. Моляков, Е.И. Шохин, считают, что прибыль - это «часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения».
Третья группа авторов - С.В. Большакова, В. Е. Леонтьева, В. П. Кодацкого, Тряскина В.А., объясняют понятие «прибыль» как «превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворения различных интересов предприятия и его собственника» [34, с. 695].
В процессе исследования различных экономических концепций было обнаружено, что самой актуальной современной концепцией прибыли является учетная теория. Следует отметить, что прибыль справедливо считается главным финансовым показателем эффективности деятельности фирмы, однако в этом случае ученые делают упор не на сущностном характере прибыли, а на прикладном, непосредственно используемом в хозяйственной жизни фирмы в сфере практического бухгалтерского учета.
Понятие прибыли как финансового результата - основная суть проявления прибыли, отражающейся на счетах формирования. Именно она являет собой положительную разницу между совокупным доходом и расходами по однотипным операциям, выполняемых фирмой за определенный промежуток времени. Но для полного понимания сути понятия необходимо осознавать экономический смысл в более широком смысле, а не просто аналитически противопоставлять различные величины.
Ограниченность отнесения понятия «прибыль» лишь к понятию «финансового результата» раскроет данную категории слишком узко и предоставит только поверхностное представление о прибыли как о расчетном показателе, который основан на четком и недвусмысленном отнесении его к математическим вычислениям и информационному обеспечению данного процесса, которое, в свою очередь, раскрывается в многообразии прикладных форм и представляет собой сугубо техническое средство раскрытия информации для всех групп заинтересованных лиц, которая позволяет им адекватно и обоснованно вести свою управленческую деятельность и принимать решения. [17, с. 49]
Также можно выделить еще несколько концепций приверженцев трудовой теории прибыли касательно определения сущности данной категории. Сущность понятия прибыли в этих теориях осуществляется с помощью логической связки категорий «валовая продукция», «валовой доход» и «чистый доход».
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прибыль является одним из самых существенных видов дохода, в процессе производственно-коммерческой деятельности организации. В денежном виде она является частью выручки, а с научной точки зрения - категорией, раскрывающей глубинные экономические закономерности.