Файл: Особенности пенсионного обеспечения судей(Теоретические основы пенсионного обеспечения судей в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 1160

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 января 2003 г. № 22-О отметил, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на социальное обеспечение, решение вопросов, касающихся правовых оснований назначения государственных, в том числе страховых пенсий (включая возможность выбора того или иного вида пенсии) и порядка их исчисления относит к компетенции законодателя.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. При этом, имеются ввиду как закрепленные в Конституции, так и другие права и свободы. Умаление права на получение социального обеспечения, установленного ранее действующим законодательством, в данном случае, осуществлено не прямо, путем отрицания его признания и защиты, а путем принижения его значения, необоснованного снижения объема, действия по кругу лиц, во времени и пространстве, сокращения гарантий его обеспечения и защиты. В равной мере, положения ст. 55 Конституции РФ, распространяются и на подзаконные нормативные акты. Более того, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, государство не может произвольно уменьшать обусловленный особым статусом гражданина объем ранее предоставленных ему социальных гарантий.

Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.


В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях.

Защищённость судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешённые вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и деятельность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований.

Поэтому исследование проблем эффективности представляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой темы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.

Главной целью данной работы является исследование пенсионного обеспечения судей.

Задачами курсовой работы являются:

– раскрыть понятие, сущность и особенности пенсионного обеспечения судей в Российской Федерации;

– рассмотреть общую характеристику пенсионного обеспечения федеральных и государственных служащих;

– исследовать основные факторы, определяющие право на назначение ежемесячного пенсионного обеспечения;

– рассмотреть порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают при пенсионном обеспечении судей.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при пенсионном обеспечении судей.

Методологическую основу работы образуют общенаучные методы познания: предметно-логический, методы синтеза, анализа, а также формально-правовой анализ использованных нормативных правовых актов.

Правовую основу настоящего исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ [1], Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 № 166 "О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[2] Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации",", Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"[3].


При выполнении работы были использованы труды таких авторов как В.А. Агафонов, А.С. Васильева, В.А. Власов, Е.Ю. Говорухина, И.В Григорьев, Е.А Истомина, Д.Е. Кожевников, Саликова Н. М., А.С. Кузеванов, А.В. Медведев, Е.Г.Назаров, К.Н. Гусов[4], М.Л. Захаров[5], Е.Е. Мачульская[6], В.И. Попов, Э.Г. Тучкова[7], М.Ю. Федорова, В.Ш. Шайхатдинов[8].

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, сущность и особенности пенсионного обеспечения судей в Российской Федерации.

В ст.22 «Всеобщей декларации прав человека» 1948г[9]. провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся.

У общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в ст.25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Право социального обеспечения - это система правовых норм, регулирующая соответствующие категории граждан с управомоченными государственными органами по предоставлению им видов социального обеспечения в денежной и натуральной форме, а также по установлению юридических фактов реализацией и защитой нарушенного права и функционирующая в рамках организационно правовых форм его осуществления, т.е. за счёт специальных финансовых источников.


Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закрепленное в ст.39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение

Можно выделить следующие основополагающие принципы, на основе которых будет строиться новая система пенсионного обеспечения:

- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования;

- средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан не зависимо от их места жительства на территории РФ.

- Финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики. Расходы на пенсионное обеспечен лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет cсредств федерального бюджета.

Пенсия – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция)[10]

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению —ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка(дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.


Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;
В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[11].

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст.4 Закона о пенсионном обеспечении имеют:

1. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;