Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях в организациях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема конфликта в современных условиях является особо актуальной, когда число общественно значимых конфликтов во много раз превысило показатели всей предыдущей истории, а применяемые в ходе конфронтации вооруженные средства реально грозили гибелью всей цивилизации.

На протяжении многих лет проблема конфликтов остается актуальной как в популярной, так и в научной литературе. Публикуется большое количество разнообразных изданий по их разрешению, объясняются причины, последствия, специфика и прочие аспекты. Все это указывает на то, что проблематика конфликта остается актуальной, высока ее практическая и теоретическая ценность.

Зарождение конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. и связанно с именами немецких философов и социологов К. Маркса и Г. Зиммеля. Позднее на их основе в той или иной форме различные аспекты конфликтов рассматривались в работах ученых-социологов Г. Спенсера, М. Вебера, У. Самнера, Ф. Тенниса, Ч. Кули, Р. Парка и др. Одним из основоположников общей теории конфликта был Карл Маркс, который разработал учение о противоречии и развил модель революционного класса и социального изменения. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте были сформулированы американским социологом Дж. Тернер.

В отечественной литературе проблема конфликта стала предметом многостороннего научного анализа с начала 1990-х годов. До этого времени господствовала марксистская теория конфликта, в которой акценты делались на классовые конфликты и классовую борьбу. С этим связаны работы ученых В. Бойко, Б. Водолазского, В. Галицкого, П. Гришина, В. Дружинина, А. Ершова, А. Ковалева, М. Конторова, И. Ладанова, И. Меньшикова и многих других.

Определяя явление конфликта, исследователи освещают различные его аспекты: типологию, структурные элементы, динамику, детерминанты (Б.И. Хасан, Л.А. Петровская, А.Л. Журавлев, Г.И. Козырев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, А.С. Кармин, Н.В. Крогиус и др.).

Во многом приоритетность обозначенной проблемы определяется феноменологией конфликтов: они охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность отношений, являясь частью социальной системы, конфликты совершенно естественны в своем проявлении, представляют собой одну из форм нормального человеческого взаимодействия. В связи с этим в последнее время актуализируется тенденция подхода к конфликту как к явлению социального взаимодействия, при этом он выступает как норма социального бытия (Н.В. Гришина, А.Л. Журавлев, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан и др.).


Тема профилактики конфликтов в организации актуальна всегда, однако важность изучаемого вопроса в том, возможно улучшить систему взаимоотношений в коллективе со сложившимися за годы традициями, принципами поведения, форматом общения друг с другом и клиентами. Что может повлиять на уже сложившуюся систему общения и как?

Объектом исследования управление конфликтами в организации, а предметом - система отношений внутри данного коллектива, в аспекте конфликтного поведения.

Цель данной работы: теоретический анализ методов разрешения конфликтных ситуаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проведение литературно-теоретического обзора понятий «конфликт» и «трудовой коллектив»;
  • Рассмотреть основные причины конфликтов в организациях при построении внутрикорпоративных отношений;
  • Проанализировать методики разрешения конфликтных ситуаций.

Новизна данного исследования состоит в том, чтобы использовать комплексный подход в изучении организации и выявлении причин, как позитивно, так и негативно влияющих на возникновение конфликтов. Также новизна данного исследования состоит в том, чтобы проводить коррекцию конфликтного поля в сопровождении профессионального психолога, тем самым создавая комфортную обстановку в период перемен. Возможно, по результатам данного исследования, говорить о необходимости штатного корпоративного психолога в компании.

ГЛАВА 1. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и функции конфликтов

Начало исследования феномена конфликта восходит к древней философии. Однако зарождение конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. и связанно с именами немецких философов и социологов К. Маркса и Г. Зиммеля. Понятие «конфликт» введено в научный оборот немецким философом и социологом Г. Зиммелем.

В настоящее время конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований. Конфликтное взаимодействие может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.

Существуют различные определения понятия конфликта. Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) – противостояние сторон.


В философии конфликт рассматривается как «частный случай противоречия, его запредельное обострение»[1].

В социологии - это «процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии противостояния или скрытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются как противоречащие собственным»[2].

В психологии конфликт - это «столкновение противоречивых взглядов, не совместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения»[3].

В отечественной и зарубежной литературе данная проблема активно исследуется, разрабатываются проблемы типологии, возникновения, контроля и разрешения конфликтов.

Существует две традиции рассмотрения конфликта.

Первая считает его ненормальным состоянием системы (Платон, Ж.- Ж. Руссо, И. Кант, В. С. Соловьев, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

В теоретической модели Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, уделявших основное внимание проблеме стабильности, гармоничного развития общества, конфликту приписывалась дезорганизационная функция и он рассматривался как признак болезни, как выражение «отклоняющегося поведения», «дисфункций», разрушающих «общие ценности» и ведущих к нарушению «равновесия» социальной системы. Поэтому социальный конфликт признавался негативным и нежелательным.

Другая традиция признает конфликт закономерным фактором социального развития (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф и др.) и акцент ставится на других его функциях: социальный конфликт рассматривается как источник преобразования социальных систем, предпосылка прогресса.

Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг и др. (концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтной модели общества Р. Дарендорфа, общей теории конфликта К. Боулдинга), заложившие основы современной конфликтологии, не только подчеркивают функции социального конфликта как фактора совершенствования общества, стимулятора прогресса, но и как фактора, способного «при определенных условиях выполнить роль позитивного средства интеграции и стабилизации социальных групп, институтов и социальной системы в целом».

В конфликтологической парадигме сейчас присутствует понимание противоречивой сущности конфликта, выполняющего, по мнению американского социолога Л.Э. Козера[4], и позитивную, и негативную функции.

Г. Зиммель[5] считал, что конфликт присущ всем уровням социальной системы, его разрешение очищает общество и поэтому он не может считаться отклонением. Любой конфликт высвечивает проблемы, заставляет искать пути их решения, создает условия для изменений, повышает энергию социальных групп, усиливает мотивацию, установки на устранение причин конфликта, порождает сплоченность коллективов, делает жизнь более интересной. Важным отмечалось и то, что конфликт повышает качество принимаемых решений, так как при разногласиях, острых отношениях решения продумываются более тщательно.


По мнению К. Боулдинга[6], конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновение интересов.

Балика З.С.[7] считает, что конфликт - это выражение столкновения интересов, целей, мнений, действий, отражающихся в поведении индивидов, социальных групп, социальных общностей. Конфликты выступают как «неизбежные и даже необходимые, так как они представляют собой одно из проявлений всеобщего закона единства и борьбы противоположностей». Автор на уровне общества выделяет два основных типа социальных конфликтов: конфликты, не ведущие к кардинальным изменениям социальной системы, и конфликты, ведущие к возникновению новой социальной реальности. Конфликты и первого, и второго типа на уровне общества выступают как системное качество многовекторных внутриличностных конфликтов, конфликтов между индивидами, социальными группами, социальными общностями.

Анцупов А.Я.[8] отмечает, что конфликт не только рождается из противоречий, но и представляет собой явление неоднозначное, амбивалентное, имеющее как конструктивные, так и деструктивные стороны. Основная трактовка сути конфликта, а также акцент на те или иные его аспекты ведется в зависимости от основных идей теоретического направления или концепции.

В труде Зайцева А.К.[9] утверждается, что социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие противоречия по своему содержанию шире понятия конфликта.

Здравомыслов А.Г.[10] пишет, что конкретные условия возникновения конфликтов предопределяют и формы их развития: латентную (скрытую) и открытую форму.

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития: предконфликтная стадия, конфликтная стадия, стадия разрешения конфликта и постконфликтная стадия.

Предконфликтная стадия - это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме[11].

Конфликтная стадия - характеризуется конфликтным поведением, т.е. действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт «переоценка ценностей», т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда «фаза переоценки ценностей» может стать «фазой выбора» программы поведения, состоящей из 3 альтернатив:


1) достижение своих целей за счёт другой группы, т.е. доведение конфликта до предела;

2) снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму;

3) поиски способов полного разрешения конфликта[12].

Третья стадия конфликта - разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменениям субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями[13].

4-я стадия - постконфликтная имеет большое значение. На ней должны быть предприняты усилия по искоренению самой возможности возобновления конфликта. Для этого необходимо, во-первых, окончательно устранить противоречия в интересах, целях, ценностях, во-вторых, снять социально-психологическую напряженность, которая неизбежно возникает в ходе конфликтных взаимодействий[14].

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов: объекта - конкретной причины столкновения субъектов; двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта; инцидента - формального повода для начала открытого противоборства[15].

Проблема связи понятий «противоречие» и «конфликт» представля­ется, по видимости, очевидной и потому непроясненной в теории конфликта. Отношение данных понятий пытаются интерпретировать как в рамках формальной логики, так и в логике содержательных отношений.

По мнению Н.В. Гришиной[16], превращение межличностного конфликта из угрозы разрушения отношений в фактор их обновления и сохранения, требует от участников конфликта, прежде всего, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Поведение в межличностных конфликтах, в свою очередь, определяется тремя группами факторов - «объективными» факторами ситуации, социальными и личностными детерминантами. К факторам ситуации относятся общий контекст конфликтной ситуации, наличие в этом контексте факторов, осложняющих или смягчающих остроту противостояния сторон, позицию и поведение партнера по конфликту, а также опыт отношений сторон, общий эмоциональный фон, наличие «третьих» лиц, заинтересованных в усилении или ослаблении конфликта. К социальным детерминантам конфликтного поведения относятся правила конфликтного взаимодействия, представления о характере и последовательности действий в конфликте, должностные отношения с партнёром, культурные и этические нормы взаимодействия в конфликте. Важное значение для выбора поведения в конфликтной ситуации имеют психологические ориентации или установки участников взаимодействия.