Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (старшая группа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе психического развития у ребенка формируются разнообразные действия, и психические процессы и качества. «Психическими процессами являются такие важные функции организма как мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других» [19; с. 105]. Мышление отражает предметы и явления действительности в их признаках, связях и отношениях. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. «Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств» [19; с. 128].

В настоящее время особое внимание исследователей привлекает воображение. Под которым понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку.

Развивать воображение дошкольников можно с помощью различных видов деятельности: игровой, изобразительной, коммуникативной, познавательной, конструктивной, театрализованной игры, которая развивает и другие психические процессы, формирует творческие способности личности.

Воображение играет важную роль в жизни человека. С помощью данного психического процесса человек создает произведения искусства, планирует свою деятельность. Вся духовная и материальная культура является продуктом воображения. Не будь такого жизненно важного процесса как воображение, дети бы лишились сказок, мультфильмов, игр. Не смогли бы придумывать себя занятия и весело проводить время. Именно это определяет актуальность моей работы, в которой я планирую доказать гипотезу о том, что игры, упражнения, другие виды деятельности являются эффективным средством развития воображения у старших дошкольников: если учитывать возрастные особенности дошкольников, проводить их регулярно и систематически.

Для проведения исследования мною использовалась следующая методологическая база: Процесс воображения был изучен рядом исследователей и ученых. Среди них педагоги-психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин. Эти же исследователи изучали игру дошкольников и считали её ведущим видом деятельности. В.К. Вилканас, Л.Я. Дорфман, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Х. Раппопорт, А. Солиев считали эффективным средством по развитию воображения дошкольников театрализованную игру. Они считали, что театр играет большую роль в развитии дошкольников, формирует эстетический вкус, развивает внимание, память, фантазию и воображение.


В данной работе мною был выделен объект исследования –воображение дошкольников; а также предмет исследования – особенности развития творческого воображения у дошкольников посредством различных видов деятельности.

Целью исследования данной работы является – изучение роли воображения дошкольников старшей группы.

Главными задачами данной работы является:

- характеристика понятия воображение, его видов, функций, механизмов;

- определение этапов развития воображения в онтогенезе;

- характеристика форм проявления и методов развития воображения дошкольников;

- проведение экспериментального исследования по развитию воображения у дошкольников;

- подбор упражнений и игр для развития воображения у детей дошкольного возраста;

- проведение контрольного эксперимента.

Для этого мною было проведено исследование с использованием разнообразных методов и приемов, которые были подобраны мной соответственно специфике и задачам работы. Так, в главе 2 нами использовался эмпирический метод качественного сравнения, а также метод общелогического анализа.

В практической части работы описан эксперимент в детском саду «Теремок» с детьми старшей группы.

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение диагностических методик.

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы формирования воображения у дошкольников. Во второй главе практические аспекты формирования воображения у дошкольников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

Понятие «воображение» и его роль в жизни дошкольника рассматривалось многими педагогами–исследователями.

Г.А. Урунтаева под воображением понимает психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов представления и восприятия, полученных в прошлом опыте. Также воображением она считает отражение окружающей действительности в неожиданных новых связях и сочетаниях [18; с. 155]. По её мнению, воображение бывает активным и пассивным (продукты воображения не воплощаются в жизнь), творческим (самостоятельное создание новых образов) и воссоздающим (направлено на создание образов, соответствующих описанию), преднамеренным и непреднамеренным.

А.В. Петровский относил воображение к числу высших познавательных процессов, в которых обнаруживается человеческий характер деятельности. Также считал, что «оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще всякой творческой деятельности» [15; с. 371]. Воображением педагог-психолог называл необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программы поведения, в тех случаях когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Назначение воображения А.В. Петровский видел в том, что «оно позволяет представить как начальный и конечный продукт результата труда, так и промежуточные его продукты, таким образом, воображение ориентирует человека в процессе деятельности» [15; с. 371]. Воображение исследователь связывал с мышлением, эти процессы возникают в проблемных ситуациях, когда нужно уметь предвидеть будущее, а мотивируются эти процессы потребностями личности. Ценность воображения заключается в том, что оно помогает найти какое-то решение в проблемной ситуации, которую не возможно, разрешить с помощью мышления и здравого смысла.

Л.С. Выготский воображением называет творческую деятельность, которая основана на комбинирующей способности нашего мозга. Научное и народное определение понятия «воображение» различаются между собой. «В житейском обиходе воображением считают, что-то не реальное, не соответствующее действительности, и то, что не может иметь практического применения» [3; с. 3].

З. Фрейд считал воображение первичной формой детского сознания, в основе которого лежит принцип удовольствия, господствующий в раннем детстве и находящий отражение в грезах и фантазиях ребенка. Его идею продолжил Пиаже, который считал исходной точкой развития воспитанника мышление, не направленное на действительность (воображение). В младшем возрасте ребенок вообще не учитывает реальность, только взрослея, приспосабливается к ней.


«По мысли Л.С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве» [29; с. 1].

Воображение в жизни ребенка выполняет несколько функций: является частью мышления – оно переводит в реальность образы, которые используются для решения задач; воображение регулирует эмоции ребенка, помогает настроиться на хороший лад, избавиться от напряжения, расслабиться; помогает контролировать познавательные процессы, возникшие образы помогают ребенку сконцентрироваться на действительно важных для него событиях, способствует формированию схемы действий с манипуляцией образами, помогает спланировать деятельность и правильно оценить её.

Воображение можно разделить на несколько типов. Исследователи выделяют непроизвольное, произвольное, воссоздающее, мечты и творческое воображение. Непроизвольное воображение (пассивное) – это возникновение новых образов, под воздействием неосознанных потребностей: это сны, галлюцинации, грезы, состояние бездумного отдыха. Причиной сна часто являются бурные события, произошедшие за день. Сон – продукт здоровой психики. Галлюцинации – пассивное непреднамеренное воображение. У нездоровых людей данные фантазии приобретают черты реальности. Пассивное воображение редко приводит к творческому процессу.

Произвольное (активное) воображение - процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид изображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (лётчика, шофера, доктора, Бабы - Яги и т.д.).

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – построение образа в соответствии с его словесным описанием (по чертежу, по схеме, картинке). В процессе данного вида воображения у ребенка возникают новые образы, которые являются новыми, только для него, а объективно они уже существуют. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами не воспринимали, но нам говорили другие люди. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Особым видом воображения по С.Д. Смирнову является мечта. Мечта – это такой процесс воображения, который направлен на желаемое будущее.


Таким образом, исследователи по-разному трактовали понятие воображение, но практически все связывали его с творческими возможностями и способностями.

1.2 Этапы развития воображения в онтогенезе

Творческие возможности и способности начинают развивать у ребенка в самом раннем детстве. Творческие процессы можно заметить в играх детей. «Ребенок, который, сидя верхом нa палке, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в красноармейца, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества» [3; с. 4]. Игра помогает ребенку вспомнить прожитые моменты, воссоздать их, комбинировать с настоящими событиями, воплотить в новую действительность, которая отвечает запросам и потребностям ребенка.

Для творческого воображения характерна способность ребенка вызывать специально новые образы, которые станут отображением реальной действительности, но в её особом видении.

Творческое воображение направлено на определение результатов действий, которые ведут к созданию новых образов, ситуаций и явлений.

По мнению Л.С. Выготского, интерес способен активизировать состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения у ребенка необходимо, прежде всего, формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.

Воображение направлено на определение результатов действий, которые ведут к созданию новых образов, ситуаций и явлений.

У новорожденного ребенка воображения еще нет. Оно закладывается в процессе его жизни и деятельности под влиянием внешних условий. Воображение появляется только после накопления ребенком определенного жизненного опыта, расширения представлений об окружающей действительности.

Уже в 30-е годы Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [30; с. 1].